Положение № 1 Цели финансовой отчетности коммерческих предприятий.
Положение № 2 Качественные характеристики бухгалтерской информации.
Положение № 4 Цели финансовой отчетности некоммерческих организаций.
Положение № 5 Принципы отражения и оценки информации в финансовой отчетности коммерческих предприятий.
Положение № 6 Элементы финансовой отчетности (заменило № 3).
Эти документы определяют иерархию общепринятых принципов учета в трехуровневой системе.
Положения о стандартах финансового учета — это основные документы, выпускаемые FASB, которые представляют собой собственно стандарты учета и являются основной составляющей системы GAAP. Иногда между понятиями собственно стандартов и GAAP ставят знак равенства, однако это не совсем правильно, поскольку понятие GAAP шире, чем просто Положения о стандартах. Положения о стандартах финансового учета определяют варианты отражения в бухгалтерском учете различных хозяйственных средств и операций, предусматривают решения бухгалтерских проблем. С 1973 г. FASB было выпущено более 100 таких стандартов.
Поскольку стандарты учета должны отражать интересы всех участников экономического сообщества, в них заинтересованных, то процедура одобрения и выпуска стандартов достаточно сложна и многошагова. Этот процесс состоит из 9 ступеней:
1) идентифицируется учетный вопрос и ставится в повестку дня FASB;
2) формируется рабочая группа экспертов из различных областей, которая определяет проблемы и альтернативы решения этого вопроса;
3) проводятся исследования и осуществляется анализ данного вопроса техническим персоналом FASB и внешними экспертами;
4) подготавливается Меморандум для обсуждения и рассылается всем заинтересованным сторонам;
5) проводятся публичные слушания, как правило, по истечении 60 дней после выпуска Меморандума;
6) FASB анализирует и оценивает все полученные отклики;
7) принимается решение о выпуске стандарта, если оно положительное, то подготавливается и распространяется Предлагаемый проект, с просьбой прислать комментарии всем заинтересованным сторонам;
8) FASB анализирует поступившие отклики (минимальный период для их сбора — 30 дней) и при необходимости пересматривает и исправляет проект.
9) пересмотренный проект выносится на обсуждение FASB (для того, чтобы он был одобрен в качестве стандарта, «за» должны проголосовать 4 члена комитета из 7.
Таким образом, в процессе принятия стандартов участвуют все заинтересованные стороны (стадии 4, 5, 7). АIСРА, SEC и другие правительственные органы, бухгалтерские и аудиторские фирмы, финансовые аналитики, банкиры, представители различных фирм, представители академических кругов, юристы и т. д.
Такую процедуру утверждения должны пройти как Положения о стандартах финансового учета, так и Положения о концепциях финансового учета.
Интерпретации представляют собой модификации или дополнения существующих стандартов. Интерпретации могут относиться как к Положениям о стандартах FASB, так и к Мнениям АРВ. Они имеют ту же силу, что и стандарты, и их утверждение требует таких же результатов голосования (4 из 7), однако они не должны проходить всю процедуру, описанную выше. В настоящее время существует около 40 интерпретаций.
Технические бюллетени выпускаются в ответ на запросы от различных организаций о применении существующих стандартов, как руководства к их использованию, при необходимости своевременного и быстрого реагирования на возникающие учетные проблемы. Следует подчеркнуть, что технические бюллетени выпускаются только в том случае, если: а) не ожидается, что они повлекут за собой глобальные изменения учетной практики для большого количества предприятий; б) стоимость их исполнения не велика; в) руководство, рекомендуемое бюллетенем, не находится в конфликте ни с одним из широко используемых принципов учета. Например, в результате налоговой реформы компании должны были элиминировать (исключать) часть начисленного налога на прибыль. Возникал вопрос, как учитывать эту сумму: как снижение расходов на выплату налога текущего периода, как корректировку предыдущих периодов или как экстраординарное событие. Выпущенный Технический бюллетень по этому вопросу предписывал использовать первый вариант.
Положения по возникающим проблемам, выпускаемые рабочей группой, касаются вопросов учета новых и необычных бухгалтерских операций, которые потенциально могут разнообразить практику финансовой отчетности. Рабочая труппа по возникающим проблемам была создана FASB в 1984 г. и состоит из 17 членов — представителей бухгалтерских (аудиторских) фирм, различных компаний, FASB, а также в ее состав входит один наблюдатель от SEC. Для принятия Положения требуется согласие 15 из 17 членов. Положения носят рекомендательный характер, однако, SEC, например, требует от компаний серьезных обоснований, если их практика отличается от рекомендованной. EITF играет достаточно важную роль в процессе стандартизации учета. Обозначая возникающие проблемы, она привлекает к ним внимание общественности, и при невозможности самостоятельного решения, дает направление для работы FASB, являясь своеобразным «фильтром проблем».
XIII. GAAP — общепринятые принципы учета. Это принципы и правила, имеющие «существенную уполномоченную поддержку», принятые в США.
Учетные принципы делятся на две большие категории:
- принципы измерения (оценки) определяющие момент отражения события в бухгалтерском учете и величину, записываемую в бухгалтерских регистрах;
- принципы раскрытия — описывают качественные характеристики информации, которая должна содержаться в финансовой отчетности.
Таким образом, GAAP— это система бухгалтерских стандартов и процедур, обладающая своей иерархической структурой. Эта система объединяет определенным образом документы, разрабатываемые вышеназванными организациями по их значимости. Суть этих документов была рассмотрена выше. В данном разделе статьи читателю предлагается обзор системы, в которой они существуют.
Как правило, выделяют 4 уровня системы GAAP. Такое деление обусловлено тем, что, согласно Правилам этики независимых общественных дипломированных бухгалтеров (правило №203), аудитор может дать стандартное заключение о финансовой отчетности компании только, если она составлена в соответствии с общепринятыми принципами учета (GAAP). Соответственно, 4 уровня системы GAAP определяют обязательность исполнения тех или иных стандартов — документов, принятых уполномоченными организациями.
1 уровень. Официально установленные принципы (стандарты) учета — документы FASB и предшествующих ему организаций:
- положения о стандартах финансового учета (FASB);
- интерпретации (FASB);
- мнения АРБ (АIСРА), не отмененные последующими решениями FASB;
- бюллетени бухгалтерских исследований САР (АIСРА), не отмененные последующими решениями FASB.
Если финансовая отчетность компании не удовлетворяет требованиям этих документов, то аудитор не имеет права давать стандартное заключение, за исключением необычных, экстраординарных случаев, когда следование общепринятым стандартам искажает сущность отчетности.
Документы первого уровня — это обязательные стандарты учета. Достаточно часто эту часть GAAP отождествляют с GAAP в целом, хотя, по мнению автора, здесь можно говорить лишь о GААР в узком смысле или об основной части системы GAAP.
2 уровень. Документы, принятые уполномоченными профессиональными бухгалтерскими организациями, утвержденные в соответствующем порядке и устанавливающие определенные бухгалтерские принципы (стандарты) или описывающие общепринятую существующую практику. К ним относятся: Отраслевые руководства по учету и аудиту (АIСРА), Заявления о позиции (АIСРА), Технические бюллетени (FASB, GASB).
К этим источникам информации аудитор должен прибегать, если бухгалтерская трактовка учетного события не отражена в категории документов 1 уровня.
3 уровень. Сложившаяся практика и документы, которые являются «общепринятыми», поскольку представляют собой превалирующий способ учета в определенной отрасли или широко используются в конкретной ситуации. Этот уровень представлен Учетными интерпретациями (АIСРА) и широко используемой на практике в различных отраслях хозяйства.
Во втором и третьем случае аудитор может дать стандартное заключение, обосновав бухгалтерскую трактовку. Документы 2-го и 3-го уровня являются предпочтительными GAAP, в отличие от 1 уровня.
4 уровень. Бухгалтерская практика, рекомендованная другими документами и бухгалтерской литературой. К документам этого уровня относятся Положения (АРB), Доклады о проблемах (AICPA), Практические бюллетени (АIСРА), Положения рабочей группы по возникающим проблемам (FASB), Положения о концепциях финансового учета (FASB) и другие документы профессиональных организаций и регулирующих органов (например, SEC), а также бухгалтерская литература и периодика. Использование этих источников информации зависит от данных конкретных обстоятельств, специфики документа, статуса организации, выпустившей документ (очевидно, что документы FASB имеют большую значимость, чем статья в журнале). Заключение аудитора в этом случае будет базироваться в большей степени на профессиональном суждении.
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели понятия и составные части системы GAAP, организации, занимающиеся разработкой стандартов учета в США, а также отличие GAAP от международных стандартов учета и от стандартов и правил других стран.
В результате вышеизложенного, можно определить GAAP как иерархическую систему стандартов учета (в широком смысле), принятую в США.
Исследуя функции, пути организации, характер и значение выполняемых аудиторскими фирмами услуг в США и других странах с развитой экономикой можно сделать вывод, что идея этой службы заслуживает самого серьезного отношения, а ее применение в условиях Кыргызской Республики могло бы дать огромный социальный, организационный и экономический сдвиг в деле совершенствования учета и управления производством.
Профессиональные организации внутренних аудиторов
Работа внешних (независимых) аудиторов во многом опирается на результаты работы аудиторов внутренних. В США профессиональная организация внутренних аудиторов была создана в 1941 г. и получила название Института внутренних аудиторов, который вскоре принял девиз: прогресс через партнерство. В начале 70-х гг. институт перенес свой международный центр в штат Флорида. Свою деятельность указанный институт строит на базе:
а) общих профессиональных знаний внутренних аудиторов;
б) программы непрерывного профессионального развития;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36