Следующий этап маркетингового анализа – анализ спроса на продукцию даной фирмы.
Спрос характеризует объем товаров и услуг, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке. На уровень спроса влияют следующие факторы : цены на товары, качество товарной продукции, потребительские предпочтения, доходы потребителей, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и др.
Изучение спроса на продукцию тесно связано с оценкой риска "невостребованных товаров". При анализе основных технико - - экономических показателей отсутствие спроса на услуги можно выявить при сравнении фактического объема реализации продукции в сопоставимых ценах с аналогичными показателями в плановом или базисном периоде. К причинам отсутствия спроса на продукцию фирмы ( недостаточного спроса ) можно отнести такие факторы, как неплатежеспособность покупателей, повышение процентных ставок по вкладам, а также социально – экономические и прочие факторы.
Анализ ценовой политике фирмы позволяет запланировать прибыль, спрос на продукцию, конкурентоспособность товаров.
Ценовая политика фирмы состоит в том, что фирма устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей ( завоеваение определенной доли рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимализация прибыли ).
К основным факторам, влияющим на изменение цены относятся:
превышение спроса над предложением, рост заработной платы, рост производительности труда, низкая эффективность использования производственных фондов и оборотных средств, развитие конкуренции на рынке, увеличение налогов.
При проведении маркетингового анализа необходимо провести также и анализ объема реализации услуг.
Показатели объема реализации, себестоимости и качества продукции являются основными результатами производственно – - хозяйственной деятельности фирмы.
Анализ объема реализации начинается с изучения динамики реализации, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Базисные темпы роста ( прироста ) определяются по отношению к началу анализируемого периода. Цепные темпы роста ( прироста ) определяются по отношению к концу анализируемого периода. В динамике расматривается показатель объема реализации продукции и его изменения под влиянием разных факторов.
В процессе анализа особое внимание уделяется изучению влияние факторов, определяющих объем реализации услуг. Их можно подразделить на производственные и рыночные.
В качестве производственных факторов можно рассматривать : наличие основных производственных фондов и их использование, уровень использования материальных ресурсов, эффективность использования трудовых ресурсов..
В качестве основных рыночных факторов рассматриваются : изменение среднереализационных цен и уровня потребительского спроса, сезонные колебания спроса, ритмичную ( неритмичную ) работу фирмы.
В современных условиях эффективная производственно - хозяйственная деятельность предприятия предполагает более быстрые темпы роста результатов производства по сравнению с темпами роста производственных затрат. Для достижения определенного эффекта необходимо ограничить количество используемых ресурсов при одновременном улучшении их качества.
Сезонность производства продукции является важным показателем в анализе объема реализации продукции. Она проявляется в неравномерной загрузки предприятия по месяцам и кварталам года, вызываемой сезоными колебаниями спроса.
Для анализа влияния сезонности на объем реализации услуг необходимо располагать даными о ежемесячном объеме реализации продукции, на основании которых рассчитывается среднемесячный объем реализации продукции ( Vср ) и коэффицент сезонности ( К сез)
Vср = Z Vi / 12, ( 11 ) К сез = Vi / Vcp ( 12 )
где Vi - ежемесячный объем реализации продукции.
1.8 Анализ производственной деятельности и себестоимости производства
Анализ производственной деятельности имеет важное значение для фирмы. При его проведени нужно провести тщательное планирование производства.
Под производством понимается любая деятельность, связанная как с изготовлением товара, так и с оказанием услуг | 2, с.112 |.
Производственная деятельность фирмы тесно связанна с планированием. Важным источником планирования и организации производства на предприятии является бизнес – план и ОПП.
Бизнес – план содержит планирование производственных и финансовых ресурсов, необходимых для эффективной деятельности фирмы. Бизнес – план имеет важное значение для кредиторов и инвесторов, так как указывает им направление вложения денежных средств в планируемую деятельность.
Организация оперативного планирования производства имеет свои особенности в зависимости от формы собственности, размера организации, типа производства, характера выпускаемой продукции, ( выполняемой работы или услуги ) и других факторов. Конкретные вопросы организации производства обосновывают и решают технологи, организаторы производства, плановики, экономисты. Менеджеры производства стыкуют проблемы, координируют их выполнение в виде оперативно – календарных планов, организуют выполнение всего комплекса работ.
Цель ОКП : выполнение производственной программы по критериям количества, качества, сроков и затрат | 12, с.113 |.
Существнным элементом производственного планирования в бизнес – плане является расчет себестоимости производства.
Под себестоимостью производства понимаются выраженные в денежных единицах затраты всех видов ресурсов, используемые в процессе осуществления финансово – хозяйственной деятельности фирмы в целом.
Основными задачами анализа себестоимости являются следущие:
1) оценка степени выполнения плана ( норматива ) производства
по себестоимости;
2) выявление причин отклонения фактической себестоимости от
плановой;
3) установление динамики показателей себестоимости;
4) определение факторов, влияющих на динамику показателей себестоимости;
5) анализ отдельных затрат в общей себестоимости.
Источниками информации для анализа общей себестоимости производства служат : бухгалтерская отчетность ( форма № 2 ), план оперативного планирования производства и плановые и отчетные калькуляции себестоимости производства.
Планирование и учет себестоимости на фирмах ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. Группировка затрат необходима для изучения материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости производства в целом и выявления возможностей повышения использования того или иного ресурса.
Элементы затрат ( расходов по реализации ) :
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- суммы амортизации;
прочие расходы ( арендная плата, оплата различных услуг, налоги и страховые платежи, расходы на маркетинг ).
Расходы по реализации продукции вместе с прочими расходами составляют полную себестоимость производства.
Соотношение отдельных расходов в их общей сумме представляет собой структуру себестоимости продукции, работ, услуг.
На структуру себестоимости ( расходов фирмы ) влияют конкретные условия хозяйственной деятельности даной фирмы и различные факторы, к котрорым можно отнести : специфику отрасли, географичекие условия, технико – организационный уровень предприятия и т.д.
Практичеки во всех фирмах, занимающихся производственно – торговой деятельностью характерен большой удельный вес общехозяйственных расходов. Значительный удельный вес в общей себестоимости производства занимают затраты на материалы, сырье и полуфабрикаты ( запчасти ). Расходы на оплату труда составляют самые большие затраты в общей себестоимости.
Для анализа себестоимости производства используются такие показатели, как общая сумма затрат ( полная себестоимость) и затраты на 1 рубль объема реализации продукции.
Затраты на 1 рубль реализации продукции являются важнейшим показателем себестоимости услуг, так как они показывают взаимосвязь между себестоимостью и объемом реализации продукции. Они определяются как отношение общей себестоимости к объему реализации ( продаж ) продукции.
На следущем этапе анализа производственной деятельности фирмы необходимо рассмотреть отдельные элементы производственной деятельности производственную структуру фирмы, организацию производственных процессов, рассчитать производственный цикл с учетом типа прозводственного процесса.
Производственная структура фирмы – это совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия, обеспечивающих заданный план производства. Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность ( число уровней управления ) производственной структуры фирмы, являются :
1) масштаб производства и объем продаж;
2) номенклатура выпускаемой продукции;
3) сложность и уровень унификации продукции;
4) уровень специализации, концентрации и комбинирования
производства;
5) уровень развития инфраструктуры региона.
В зависимости от формы специализации производственные подразделения предприятия организуются по технологическому ( на выполение отдельной операции или вида работ ), предметному ( на изготовление отдельного вида продукции и е составной части ) и смешанному ( предметно – технологическому ) принципам. По технологическому принципу на машиносборочных предприятиях специализируются литейные, кузнечные и сборочные цеха. Технологический принцип облегчает руководство цехом или участком: при черезмерной загрузке одного станка работа может быть передана на любой освободившийся станок. Недостатком этого принципа является то, что при большом разнообразиии продукции получаются частые переходы от одних технологических операций к другим. Это требует дополнительного времени. Технологический принцип применяется в основном в условиях единичного и мелекосерийного, непоточного производства.
При поточном принципе построения цехов происходит разделение участков на поточные линии. Поточные линии организуют в виде поточных участков, специализированных на обработке одного или нескольких видов изделий. Поточные линии свойственны массовому производству | 12, с. 277 |.
Производственная структура предприятия оказывает воздействие на весь производственный процесс и поэтому при построении структуры производства необходимо учитывать тип производственного процесса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26