Рефераты. Анализ производственно - финансовой деятельности фирмы

    1) определение размера оборотных средств, необходимых для обеспечения непрерывности производственной деятельности фирмы;

    2)  обеспечения сохраности оборотных средств, то есть выявление

 и сведение к минимуму потер оборотных средств;

    3) обеспечение использования оборотных средств по целевому назначению;

    4)  обоснование эффективности использования оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости.

    Для анализа оборотных средств фирмы используется отчетный бухгалтерский баланс и приложение к бухгалтерскому балансу          ( Форма № 2, форма № 4 ).

    Элементами оборотных средств предприятий сферы производства являются : материальные ресурсы, незавершеное производство, полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность, денежные средства и др.

   Структуру оборотных средств фирмы можно рассматривать как удельный вес каждого элемента оборотных средств в их общем объеме  |13, с.72 |.

    К оборотным производственным фондам относят предметы труда, которые целиком потребляются в течение одного производственого цикла и полностью переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции. К ним относятся запасы материальных ресурсов, незавершеное производство, расходы будущих периодов.

     Запасы материальных ресурсов являются основой любого производства, служат базой ресурсного обеспечения предприятия. К ним относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части, полуфабрикаты и комплектующие изделия, электроэнергия, топливо, тара и другие материалы.

    Незавершеное производство на фирмах сферы производства и торговли составляют полуфабрикаты собственного изготовления и несписанные на реализацию.

    Расходы будущих периодов представляют собой затраты на освоение нового производства, разработку новых технологий и т.д.             Эти расходы осуществляются в текущем цикле, но связаны с работами, которые планируются в будущем.

    Основными факторами, определяющими величину оборотных производственных фондов, является длительность производственного цикла, уровень организации труда, состояние техники и совершенствование технологий. Фонды обращения формируются в основном за счет временно свободных денежных активов ( в кассе и на расчетных счетах ) и дебиторской задолженности.

    При анализе состава и структуры фондов обращения следует отметить, что :

  - в оптимальном бухгалтерском балансе дебиторская задолженность и денежные средства должны соответствовать кредиторской задолженности;

  -   значительное   превышение   кредиторской   задолженности    над дебиторской создает угрозу платежеспособности формы, так как непогашеная в срок кредиторская задолженность может привести к банкротству фирмы;

  -    рост дебиторской задолженности, как правило, приводит к росту кредиторской задолженности, так как при наличии большой дебиторской задолженности фирма стремиться найти дополнительные источники финансирования ( чаще всего заемные );

  -   очень   большая   доля   как   дебиторской,   как  и   кредиторской задолженности может иметь одинаково негативные последствия для фирмы, поэтому необходимо контролировать их уровень и их срок;

  -   отвлеченые   из   оборота   средства   должны   направлятся   на погащение текущих обязательств и финансирование текущих нужд.

     Рассмотрим анализ отдельных элементов оборотных средств более подробно.

     Анализ материальных ресурсов включает :

     1) оценку осушествления планов материально – технического снабжения, степени их выполнения и влияния на основные технико -   

экономические показатели деятельности фирмы;

     2) оценку уровня эффективности использования материальных ресурсов;

     3)  выявление   резервов    экономии   материальных    ресурсов  и

разработку конкретных мероприятий по их использованию.

      Источниками информации для анализа материальных ресурсов фирмы являются :

  1)  бизнес – план фирмы ( план производства );

  2)  план материально – технического снабжения производства

  3)  заявки и договоры на поставку материальных ресурсов;

  4) данные бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов и др.

    Эффективность использования материальных ресурсов может быть определена при расчете показателей материалоотдачи, материалоемкости.

    Материалоотдача (МО) показывает, какой объем реализации продукции, услуг приходится на каждый рубль вложенных в производство материальных ресурсов :


МО = V / МЗ,       ( 6 )


где V – объем реализации продукции

 МЗ – затраты материальных ресурсов.


    Материалоемкость (МЕ) является показателем, обратным метериалоотдачи, и показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на 1 рубль объема реализации :


МЕ = МЗ / V.        ( 7 )


   Частными   показателями   материалоемкости  являются  энерго –

емкость, топливоемкость, сырьеемкость. Они определяются как отношение стоимости соответсвено энергии, топлива и сырья к объему реализации продукции.


   Анализ дебиторской и кредиторской задолженности


    К дебиторской задолженности относятся : отгруженные товары, сданые работы и оказанные услуги заказчикам; задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность учередителей по взносам в уставной капитал; сумма уплаченных авансов по предстоящим расчетам и договорам и задолженность за финансовыми и налоговыми органами по переплате налогов, взносов и прочих платежей в бюджет.

   Дебиторская задолженность оказывает большое влияние на оборачиваемость капитала, вложеного в текущие активы и на финансовое состояния предприятия.

   Анализ дебиторской задолженности строится в целом на расчете и оценке коэффицентов оборачиваемости, загрузки, длительности.

   Кредиторская задолженность делится на заемные средства для финансирования: кредиты (стр. 611 баланса), займы (стр. 612 балпнса). И на привлеченные средства для финансирования :

задолженность поставщикам и подрядчикам (стр. 621 баланса); задолженность перед государствеными внебюджетными фондами     (стр. 625 баланса); авансы полученные (стр. 627 баланса) и прочие кредиторы (стр.628 баланса). Кредиторская задолженность должна анализироваться и сравниваться с дебиторской. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то у фирмы нарушен расчетно – платежный баланс и ей необходимо погасить свои долги  | 10, с.155 |.

   В заключении анализа оборотных средств фирмы необходимо раcсчитать коэффиценты эффективности использования оборотных средств.

     Коэффицент оборачиваемости – показывает какой объем реализации продукции приходится на 1 рубль вложенных в производство оборотных средств или сколько раз оборотные средства совершают кругооборот в течении определенного периода времени. Коэфицент оборачиваемости оборотных средств ( Коб ) расcчитывается по формуле :


Коб = V / ОС срг ,        ( 8 )


где  V – объем реализации продукции

ОС срг – среднегодовой остаток оборотных средств


    Коэффицент загрузки ( К заг ) показывает, сколько необходимо затратить оборотных средств, чтобы получить 1 рубль объема реализации продукции :


К заг = ОС срг / V        ( 9 )


   Длительность оборота оборотных средств рассчитывается по формуле :


Д = К заг  x Т = ОС срг  х Т / V        ( 10 )


где Т – продолжительность анализируемого периода в днях.

   Оборачиваемость оборотных средств может замедляться или ускоряться. В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств, снижается потребность в этих средствах, происходит их высвобождение из оборота.

  Высвобожденные денежные средства в результате ускорения оборачиваемости оборотных средств откладываются на расчетный счет фирмы, в результате чего улучшается ее финансовое состояние и укрепляется платежеспособность.




      1.7 Анализ маркетинга


   Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов. Для этих целей организация проводит комплексные маркетинговые исследования. С их помощью ведется постоянный поиск новых  рынков сбыта продукции, применение новых видов услуг, способных обеспечить фирме наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с рыночным спросом. Поэтому анализ производственных результатов деятельности фирмы должен начинаться с его маркетинговой деятельности.

   Основными задачи маркетингового анализа являются :

    1.  Изучение спроса на товары или услуги фирмы и рынков сбыта;

    2.  Анализ  основных  факторов,  влияющих  на  спрос;  выявление

 товаров не пользущихся спросом.

    3.  Анализ ценообразования на фирме; оценка основных стратегий ценообразования.

    4.  Анализ метода стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее эффективных.

    5. Выявление реальных и потенциальных конкурентов фирмы; оценка их сильных и слабых сторон, а также оценка собственных преимуществ и недостатков.

    6.  Оценка конкурентоспособности фирмы в целом.

     При маркетинговом анализе в качестве источников информации используют : бизнес – план фирмы ( план маркетинга ), данные бухгалтерской и статистической отчетности, результаты различных опросов других фирм и потребителей, результаты прошлых маркетинговых исследований.

    Начальный раздел маркетингового анализа состоит в анализе рынка и рыночной среды.

     От рынков на которых действует фирма, зависит объем реализации продукци, средний уровень цен, себестоимость услуг, сумма полученой прибыли, рентабельность продаж. Например "рынок продавцов" характеризуется повышеным спросом на  товар и сравнительно небольшим количеством фирм осуществляющих продажу. Цены на услуги на таких монопольных рынках могут необоснованно завышенными, а качество предлагаемых товаров низким. "Рынок покупателей" – это рынок, на котором предложение товаров превышает спрос на них. Для даного типа рынка характерно большое число фирм, осуществляющих практически одинаковую деятельность и функционирующие в условиях, максимально приближенных к чистой конкуренции. Качество продукции на этих рынках, как правило полностью соотвествует цене на нее.

   Основными показателями величины рынка ( количественными показателями ) являются емкость рынка и рыночная доля фирмы.

   Емкость рынка характеризует возможный объем реализации продукции на даном рынке в течениии определенного периода времени. Доля рынка может быть реальной или потенциальной. Реальная доля рынка характеризует объем реализации продукции конкретной фирмы на данном рынке. Потенциальная доля рынка показывает такой объем реализации услуг, который может получить фирма на даном рынке при устранении некоторых ограничивающих факторов ( например отдельных конкурентов )  | 15, с.38 |.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.