-функциональный - в соответствии с участием в бизнес-процессах предприятия (сферы снабжения, основного производства, сбыта, НИОКР и т.п.);
-технологический - в соответствии с технологическими особенностями производства.
Данные критерии могут комбинироваться исходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и потребностей руководства (Рис. 1.1).
Рис. 1.1 Комбинирование критериев группировки ЦФО
Можно сформулировать три основных метода выделения ЦФО на основе организационной структуры:
- «Один к одному» - когда ЦФО образуется из одного подразделения.
- «Один ко многим» - когда ЦФО образуется путем объединения нескольких подразделений в один ЦФО.
- «Многие к одному» - когда ЦФО образуется путем выделения из одного подразделения нескольких ЦФО.
При выделении ЦФО необходимо придерживаться следующих принципов:
-Одно структурное подразделение может включать несколько ЦФО, но одно ЦФО не должно содержать в себе несколько разноподчиненных структурных подразделений.
-Центр инвестиций является ЦФО самого верхнего уровня, поэтому он должен присутствовать в единственном экземпляре (хотя он может быть совмещен с центром прибыли), и иметь как минимум один подчиненный Центр прибыли.
-Центр прибыли и Центр маржинального дохода в обязательном порядке должны содержать на более низком уровне не менее одного центра дохода и не менее одного центра затрат.
-Центров маржинального дохода в финансовой структуре должно быть не менее двух.
-ЦФО необходимо формировать таким образом, чтобы было возможно выделить единственное ответственное лицо, т.е. персонифицировать ответственность.
Таким образом, подведем итог, в первой главе работы нами рассмотрены основополагающие вопросы сущностного содержания процессов выделения Центров финансовой ответственности (ЦФО) на основе выделения процессов в финансовой и бюджетной структуре, а так же выделены типы центров финансовой ответственности и основные принципы и критерии используемые при выделения центов финансовой ответственности.
Общество с ограниченной ответственностью ООО Альпина, существует на территории г. Н.Тагил с 1999 г., Таблица 2.1, 2.2.
Таблица 2.1 Реквизиты ООО «Альпина»
Полное наименование:
Общество с ограниченной ответственностью Альпина, ООО «Альпина»
Сокращенное наименование:
ООО «Альпина»
ИНН:
6607000027
Место нахождения:
город Нижний Тагил, Свердловской области
Сведения о гос. регистрации:
04.09.2002, 2026600784241, Межрайонная инспекция МНС России Свердловской области
Таблица 2.2 Выпуски ценных бумаг
Номинал
Количество бумаг
Гос. регистрация
Способ размещения
Период/дата размещения
Текущее состояние
Фактически размещено
Дата регистрации отчета
1. Акции обыкновенные именные бездокументарные
1
356 013
20.12.1994
62-1-976
распределение среди акционеров
размещение завершено
Основными направлениями финансово-хозяйственной деятельности предприятия в 2004 году явились:
1. Снижение затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг.
2. Увеличение объема выпуска и продаж.
Основным видом продукции ООО «Альпина» в 2004 году являлись металлоизделия для производства двигателей и тормозных систем автомобильной промышленности.
Предпосылки для финансового оздоровления предприятия в 2005 году.
Разработан бизнес-план на 2005 год с целью обеспечения текущих затрат и частичного погашения кредиторской задолженности (согласно соглашений с кредиторами).
Бизнес-план предусматривает:
1. Увлечение объема выпуска товарной продукции.
2. Повышение средней цены за тонну товарной продукции.
3. Снижение себестоимости продукции за счет:
- экономии энергетических затрат;
- организационно-технических мероприятий;
- снижения уровня брака;
- экономия трудовых затрат.
Исходные данные. Основой для проведения финансового анализа ООО «Альпина» стала бухгалтерская информация представленная в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Источники для анализа
№ п.п.
Наименование документа
Расположение
Актив баланса
Приложение 1
Пассив баланса
Приложение 2
Отчет о прибылях и убытках
Приложение 3
Дополнительные данные об основных средствах и затратах на производство
Приложение 4
Количество рассматриваемых при проведении анализа периодов - 3
Данные по первому рассматриваемому периоду приведены на январь 2004 года, по последнему рассматриваемому периоду на январь 2006 года.
В качестве базового интервала для анализа выбран январь 2004 года.
В качестве отчетного периода для анализа выбран январь 2006 года.
Рассмотрим Структуру баланса. Бухгалтерский баланс представляет собой перечень имущества предприятия и источников его приобретения на конкретную дату.
Имущество предприятия, отраженное в активе баланса (см. приложение 1) делится на внеоборотные (долгосрочного пользования) активы (I раздел актива баланса) и оборотные (краткосрочного пользования) активы (II раздел актива баланса).
К внеоборотным активам относятся основные средства, оборудование предприятия, нематериальные активы, а также долгосрочные финансовые вложения сроком использования обычно более одного года.
К оборотным активам относятся ресурсы предприятия, использующиеся в процессе производственного цикла, то есть производственные запасы, товары, хранящиеся на складе, текущая дебиторская задолженность и т.д.
Источники формирования имущества находящегося в активе, отражены в пассиве баланса, который в свою очередь состоит из трех разделов:
- капитал и резервы
- долгосрочные обязательства
- краткосрочные обязательства
Ликвидность и эффективность использования текущих активов определяются величиной чистого оборотного капитала, который является разницей между текущими оборотными активами и краткосрочной задолженностью предприятия.
Так как величина чистого оборотного капитала напрямую зависит от структуры баланса, рассмотрим четыре основные модели построения структуры капитала, и определим - к какой из них относится структура ООО «Альпина»:
- идеальная модель;
- агрессивная модель;
- консервативная модель;
- компромиссная модель.
Представленные модели рассматриваются с учетом того, что в финансовом менеджменте понятие оборотных средств делится на постоянный оборотный капитал, который является минимумом, необходимым для осуществления производственной деятельности предприятия, и переменный оборотный капитал, который отображает величину дополнительных оборотных активов. Переменный оборотный капитал необходим в качестве страховых запасов, либо в пиковые периоды деятельности предприятия.
1. Идеальная модель - основывается на предположении, что текущие активы в статическом представлении совпадают по своей величине с краткосрочными обязательствами.
Такая ситуация в реальной жизни практически не встречается, так как при неблагоприятных условиях, например, при необходимости срочного погашения кредиторской задолженности, предприятие будет вынуждено реализовывать внеоборотные активы (основные средства и т.д.), что еще больше ухудшит его положение.
2. Агрессивная модель - эта модель основывается на предположении, что краткосрочная кредиторская задолженность служит лишь для покрытия переменной части текущих активов, необходимой как страховой запас. Постоянная часть текущих активов в этом случае покрывается за счет долгосрочной кредиторской задолженности и части собственного капитала.
Эту ситуацию, также как и идеальную модель, следует рассматривать как достаточной рискованную, так как на практике ограничиться минимумом текущих активов невозможно.
3. Консервативная модель - модель предполагает отсутствие краткосрочных обязательств и финансирование текущих активов за счет долгосрочных обязательств и части собственного капитала.
Однако в долгосрочной перспективе эта модель нецелесообразна.
4. Компромиссная модель - является наиболее реальной моделью. В случае этой модели чистый оборотный капитал равен по величине сумме постоянных текущих активов и половине их переменной части.
Прежде всего следует отметить, что величина чистого оборотного капитала ООО «Альпина» на конец анализируемого периода (янв. 2006 года) составила 48972,0 тыс.руб. что говорит о том, что предприятие имеет чистый оборотный капитал для поддержания своей деятельности и на отчетную дату положение предприятия можно назвать достаточно стабильным. Однако все же необходимо более подробно изучить структуру имущества ООО «Альпина».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26