· контроль за своевременной оплатой товаров дебиторами;
· работа с дебиторами при задержках платежей;
· учет текущего состояния дебиторской задолженности и предоставление поставщику соответствующих отчетов.
Кроме того, эта часть комиссии включает в себя премию за принятые на себя фактором риски:
· риск несвоевременной оплаты поставок (ликвидный риск);
· риск неплатежеспособности дебиторов (кредитный риск);
· риск резкого изменения стоимости кредитных ресурсов (процентный риск);
В большинстве факторинговых компаний мира эта часть факторинговой комиссии в зависимости от количества покупателей, оборота, частоты поставок, особенностей товарного рынка находится в пределах от 0,5 до 5% от оборота.
в) Стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика.
Таким образом, эффективная годовая ставка по факторингу составляет от 16 до 30% годовых. Соответственно, рентабельность предприятия должна быть такой, чтобы полученная прибыль покрывала расходы на обслуживание факторинга. В противном случае, сделка считается нецелесообразной и может привлечь внимание налоговых органов. Однако убыточность одной конкретной сделки не может рассматриваться как безусловное доказательство экономической необоснованности, необходим анализ ситуации в комплексе. Конечной целью факторинговой сделки может быть избежание штрафных санкций со стороны продавца. В этом случае следует сравнивать возможные штрафы и уплаченное банку вознаграждение.
2. Существенным недостатком факторинга является то, что он доступен не всем компаниям.
Факторинговому обслуживанию не подлежат:
— предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность которых выражается небольшой суммой;
— предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
— строительные и другие фирмы, которые работают с субподрядчиками;
— предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;
— предприятия, которые заключают со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляют счета по завершении определенных этапов работы или до осуществления поставок (авансовые платежи);
— требования, которые выставляются бюджетным организациям;
— долговые обязательства физических лиц.
Кроме данных общепринятых ограничений, не каждое требование могут стать объектом уступки по факторинговому договору. Так, не принимаются фактором долги филиала компании, иных аффилированных лиц, поскольку они могут представлять собой перелив капитала. Также не финансируются долги, являющиеся результатом комиссионных сделок, так как не считаются возникшими до тех пор, пока контрагент не перепродаст товар или не заявит о своём праве на него. Долги, передаваемые финансовому агенту, не должны быть обременены обязательствами перед третьими лицами.
Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств. Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании).
Также факторинг не предусматривает разовых сделок. Отгрузки по дебиторам должны происходить постоянно, иначе заключение договора не выгодно финансовому агенту.
3) Недостатком факторинга является наличие разногласий между фирмой и клиентом, когда в качестве посредника выступает факторская компания, может привести к образованию испорченной трехсторонней связи, которая способна помешать получению долгов. Дебиторы могут также высказывать претензии к факторской компании в связи с разногласиями, возникающими по поводу возврата товаров;
4) При факторинге финансирование происходит лишь до 90% от суммы отгрузки, даже для клиентов с положительной кредитной историей.
5) Большинство финансовых агентов вводят ограничение по количеству покупателей у поставщиков при заключении договора факторингового обслуживания.
Таким образом, у факторинга есть свои преимущества и недостатки, которые нужно учитывать при его использовании на конкретном предприятии. Помимо указанных недостатков, более широкому распространению факторинга в Российской Федерации препятствует несовершенное законодательство (необходимость лицензирования деятельности), слабая научная разработанность механизмов и моделей применения факторинга, низкая осведомлённость руководителей предприятий о факторинге, как инструменте финансирования и оптимизации дебиторской задолженности.
Глава 2. Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс парк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Гросс Парк» и основные задачи управления дебиторской задолженностью на предприятии
В данный момент наиболее перспективным сегментом является предоставление услуг факторинга молодым предприятиям малого и среднего бизнеса, остро нуждающимся в оборотном капитале. Большинство из них не имеют возможности получить традиционное финансирование в банке в виду «непрозрачности» бухгалтерии, отсутствия залогового обеспечения, молодости предприятия. Финансы малого предприятия обладают большей маневренностью, чем финансы крупной промышленной компании. Финансовый цикл таких предприятий, как правило, достаточно короткий, поэтому оценить эффективность финансирования можно в течение отчётного года. Для оценки применения факторинга на предприятии целесообразно использовать опыт именно малого предприятия ввиду объективной ограниченности его возможностей в использовании иных инструментов финансирования и управления дебиторской задолженностью.
Рассмотрим применение факторинга на примере молодого предприятия малого бизнеса ООО «Гросс Парк».
Компания “Гросс Парк” занимается поставками дизельного топлива на договорной основе с июля 2006 г., оказывает транспортные услуги по доставке топлива покупателям, заправку техники в местах, определенным покупателем.
Компания является типичным представителем малого предпринимательства с численностью персонала до 10 человек (директор, бухгалтер, 2 менеджера, 3 водителя).
Заправка топлива происходит на наливных станциях (пос. Володарского, Купавна), затем оно доставляется на бензовозах ООО “Гросс Парк” на объекты.
Конкурентные преимущества ООО “Гросс Парк” заключаются в том, что у компании имеется в собственности транспорт, который осуществляет заправку объектов покупателей (в основном, это строительные объекты ООО “Cтрой-Девелопмент”, “ЗАО Теплотрансресурс”, покупатели ЗАО “Пальмира”).
Работа с банком по факторингу началась с апреля 2007 года. Рассмотрим предпосылки использования факторинга на предприятии в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью.
основные показатели деятельности фирмы за 2006 год., вытекающие из её финансовой отчётности приведены в таблице 2.1. Финансовая отчётность приведена в Приложении 6.
Таблица 2.1
Основные финансовые показатели деятельности ООО «Гросс парк» за 2006 год.
Показатели в тыс. руб.
Отч. Период
Изменение, в %
30.06.2006
30.09.2006
31.12.2007
4 кв. к 3 кв.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
180
5721
9709
69,71%
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
0
5157
8639
67,52%
Валовая прибыль
564
1070
89,72%
Из Таблицы 2.1.видно, что деятельность началась в июле 2006 года. За 4 квартал (т.е. за октябрь, ноябрь, декабрь) выручка увеличилась на 69,71 % и составила в среднем 3236333 руб в месяц против 1907000 в месяц в 3 квартале 2006. При этом валовая прибыль растёт быстрее выручки.
На основании данных Таблицы 2.1. рассчитаем рентабельность продаж ООО «Гросс Парк».
Рп3=564/5721*100%=9,8%
Рп4=1070/9709*100%= 11,02%
дебиторский задолженность факторинг
Рост рентабельности продаж связан с получением лучших условий у поставщика в связи с увеличением объёма закупок.
Высокие темпы роста основных показателей (более 60%) характерны для стадии жизненного цикла предприятия – рост.
Основными покупателями ООО «Гросс Парк» являются (Таблица 2.2):
Таблица 2.2 Основные потребители ООО «Гросс парк»
ПОТРЕБИТЕЛИ
УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ
ООО «Строй-Девелопмент»
20 дней
ЗАО «Теплотрансресурс»
15 дней
ЗАО «Пальмира»
ООО ТФК «Фортуна»
Основным поставщиком ООО «Гросс Парк» является ООО «Профиль-С» (более 50% всех поставок). Расчёт производится по факту заливки топлива.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18