· Значительная доля оборотных средств «заморожена в дебиторской задолженности предприятия;
· Срок расчёта с поставщиками меньше срока расчёта с покупателями;
· У предприятия отсутствует достаточное количество собственных средств для покрытия текущих финансовых потребностей и нет возможности воспользоваться товарным кредитом у поставщика;
· Нет возможности применить более дешёвые инструменты управления дебиторской задолженности: комплексную кредитную политику; методы спонтанного финансирования; краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств в необходимом объёме;
· Расходы на содержание дебиторской задолженности в виде упущенной выгоды превышают расходы на факторинговое обслуживание. При расчёте «упущенной выгоды» (скрытых затрат) следует учитывать: доход от альтернативного вложения капитала; потери от инфляции; скидки у поставщика при досрочной оплате.
· У предприятия есть возможность использовать полученные ресурсы с рентабельностью, превышающей ставку затрат на факторинговое обслуживание, т.е. прирост валовой прибыли должен покрывать расходы:
∆ВПф >Рф, (1) где
∆ВПф-прирост валовой прибыли за счёт факторинга,
Рф-совокупные расходы по факторингу.
Прирост валовой прибыли определяется по формуле:
∆ВПф= d*СП*Квп/с, где
СП - сумма поставки или выручка по отгрузке;
d - размер финансирования по факторингу в долях;
Квп/с – коэффициент, отражающий отношение валовой прибыли к себестоимости реализованной продукции.
При этом, оптимальный лимит финансирования финансирования определяется по формуле:
Лопт=(Дт-Кт)*dmax,(2) где
Дт-текущая дебиторская задолженность;
Кт-текущая кредиторская задолженность;
dmax- максимальный возможный объём финансирования по факторингу.
Данная модель достаточно проста и позволяет быстро рассчитать экономический результат внедрения факторинга на предприятии (прирост валовой прибыли).
С другой стороны, она не учитывает те изменения, которые происходят на предприятии, а именно – снижение кредиторской и дебиторской задолженности, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение рентабельности, платёжеспособности и ликвидности предприятия. Таким образом, данная модель подходит для первичной оценки эффективности от внедрения факторинга, для более глубокого анализа необходимо учесть в модели динамическую сущность соответствующих показателей и коэффициентов (ликвидности, оборачиваемости, финансовой устойчивости).
· Потери в результате вероятной просрочки дебиторов (возникновения безнадёжных долгов) сопоставимы с выручкой предприятия. При использовании классического факторинга с регрессом в случае значительной просрочки (сверх периода ожидания) долг дебитора гасит клиент. Соответственно, у него должна быть возможность покрыть просрочку за счёт прочих денежных поступлений. При высокой вероятности безнадёжных (сомнительных) долгов целесообразно использовать факторинг без регресса или поручительство за дебиторов.
· Дополнительные услуги, предоставляемые факторинговой компанией помимо финансирования, могут значительно повысить эффективность деятельности предприятия. При этом следует рассчитать выгоды за счёт делегирования функции управления дебиторской задолженности фактору; получения услуг по анализу платёжеспособности дебиторов и страхованию рисков. Как правило, данные услуги выгодны крупным предприятиям, где работой с дебиторами занимаются целые отделы.
· Краткосрочное кредитование является более дорогим продуктом и менее гибким по сравнению с факторингом.
Данные рекомендации являются универсальными и подходят для определения потребности в классическом факторинге с финансированием и регрессом. Если предприятие занимается внешней торговлей, то ему подойдёт внешний факторинг (импортный или экспортный). При выявленной потребности в факторинге и невозможности подписать уведомление о переуступке у дебитора предприятию может быть рекомендован скрытый факторинг. Для страхования риска неплатежа по новым дебиторам подходит форма поручительства за дебитора. В качестве отдельных факторинговых услуг могут выступать административное управление дебиторской задолженностью и коллекшн (услуга по возврату долгов). Таким образом, исходя из особенностей бизнеса и потребностей в оптимизации работы с дебиторской задолженностью каждый хозяйствующий субъект может принять решение о применении факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью и объёмом продаж.
В качестве инструмента принятия решения по факторингу может быть использован SWOT анализ, который представляет собой анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Обычно результаты SWOT-анализа представляют в виде матрицы, в ячейках которой расположены списки факторов, способных повлиять на положение компании или результат принятия решения. Пример матрицы по применению факторинга представлен в Таблице 3.2.
Таблица 3.2
SWOT-анализ применения факторинга
Сила:
Слабость:
- быстрый возврат средств от дебиторов;
- отсутствие необходимости перекредитования;
- экономия средств на работу с дебиторской задолженностью
- дороговизна обслуживания;
- большое количество документов для представления в банк
Возможность:
Угроза:
- возможность расширить долю рынка, приобрести новых клиентов
- риск потерять существующих или отпугнуть возможных контрагентов
Для предприятия, уже использующего факторинг, можно рекомендовать регулярно проводить анализ его эффективности с помощью следующих методов:
-расчёт и сравнение показателей, уровня, динамики и оборачиваемости дебиторской задолженности с использованием факторного анализа для выявления влияния факторинга на их изменение;
-анализ изменения финансового результата деятельности фирмы в динамике и также с применением факторного анализа;
-периодическое сравнение использования факторинга и альтернативных инструментов управления дебиторской задолженностью: возможного внедрения системы скидок для покупателей; получения товарного кредита у поставщика или краткосрочного финансирования в банке. При этом следует отдать предпочтение тому инструменту, который приносит больший эффект при меньших затратах.
-динамический и факторный анализ показателей рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости.
-анализ изменения налоговой нагрузки вследствие применения факторинга.
Отдельно следует выделить условия для реального получения факторинга в банке или факторинговой компании ( сформированы на основе анализа общих требований факторов к клиентам):
1. Постоянный характер поставок и продолжительные коммерческие связи с контрагентами;
2. Фиксированная по каждому контрагенту отсрочка платежа;
3. Сумма поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) одному дебитору от 60 до 1000 тыс рублей;
4. Сроки отсрочки платежа по договорам не более 180 дней.
Заключение
Процесс исследования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженности был осуществлён по следующим этапам:
1. Изучение теоретических вопросов применения факторинга.
2. Анализ эффективности использования факторинга на примере предприятия ООО «Гросс парк».
3. Разработка путей оптимизации применения факторинга для ООО «Гросс парк» и прочих хозяйствующих субъектов.
Основной информационной базой исследования послужили бухгалтерская отчётность ООО «Гросс парк» и аналитические счета: 51,90,62,60,41 за период с 01.07.2006 по 01.12.2007. Также была использована статистическая информация по осуществлению факторинга ОАО АКБ «Фактора». При этом факторами, ограничившими масштаб анализа, явились:
- молодость предприятия. (фактическая деятельность началась с июля 2006 года);
-отсутствие на момент анализа сданной бухгалтерской отчётности за 2007 год;
-отсутствие ряда счетов за 4 квартал 2007 года и первый квартал 2008;
-отсутствие более полных статистических данных по фактической оборачиваемости дебиторской задолженности за 2007, кроме 62 и 51 счётов.
-при проведении анализа не учтено изменение налоговой нагрузки на предприятии за счёт применения факторинга. Анализ показателей произведён без учёта НДС и налога на прибыль.
Данные ограничения удалось преодолеть путём сравнения средних величин за соответствующие периоды.
По итогам проведённого исследования сформулированы следующие выводы:
· Факторинг является новым и перспективным инструментом управления дебиторской задолженностью в условиях дефицита финансовых ресурсов на предприятии.
· В экономической литературе отсутствует единый подход к определению сущности и значения факторинга. В связи с этим, факторинг целесообразно определить, как финансово-комиссионную операцию, в основе которой лежит переуступка прав требования, и которая является комплексным инструментом управления дебиторской задолженностью и роста продаж.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18