-увеличилась на 4,77% за счёт роста выручки по факторинговым клиентам;
-увеличилась на 34,73% за счёт роста выручки по прочим клиентам.
Таким образом, финансовые ресурсы от факторинга были направлены на привлечение новых клиентов.
2. Средняя дебиторская задолженность сократилась на 1854892 рублей или на 24,15%, в том числе:
- уменьшилась на 38,73% за счёт сокращения средней дебиторской задолженности по факторинговым клиентам на 60%;
-увеличилась на 14,57% за счёт увеличения средней дебиторской задолженности по прочим клиентам.
Как мы видим, по клиентам, переданным на факторинговое обслуживание (ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ЗАО «Теплотрансресурс») средняя дебиторская задолженность не исчезла полностью, а сократилась на 60%. Это связано с тем, что, во-первых, финансирование по факторингу происходит лишь в размере 90% от суммы поставки и только в рамках лимита финансирования клиента. Дебиторская задолженность при этом может быть больше.
Зависимость общего коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности от коэффициентов оборачиваемости клиентов, переданных на факторинговое обслуживание, и прочих клиентов выражается формулой:
Кодз=d1 х Кодзф+d2 х Кодзпр
где
d1=доля средней дебиторской задолженности по факторинговым клиентам в общей дебиторской задолженности;
d2=доля средней дебиторской задолженности по прочим клиентам в общей дебиторской задолженности;
Кодзф – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по факторинговым клиентам, раз;
Кодзпр – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по прочим клиентам, раз.
Добавим соответствующие строки в расчётную Таблицу 2.10 и проведём факторный анализ изменения средней оборачиваемости в апреле-ноябре по сравнению с январём-мартом за счёт изменения показателей d1 х Кодзф и d2 х Кодзпр.
3. Средняя оборачиваемость выросла на 0,62 раз или на 83,9%, в том числе:
-увеличилась на 37,47% за счёт изменения показателя d1 х Кодзф:
∆Кодзd1 х Кодзф =∆( d1 х Кодзф)/Кодз0
∆Кодзd1 х Кодзф =(0,8 х 1,25-0,99 х 0,73)/0,74=(1-0,7227)/0,74=0,3747
-увеличилась на 46,53% за счёт изменения показателя d2 х Кодзпр:
∆Кодзd2 х Кодзпр=∆( d2 х Кодзпр)/ Кодз0
∆ Кодзd2 х Кодзпр =(0,2 х 1,79-0,01 х 2,23)/0,74=(0,358-0,0223)/0,74=0,4653
В свою очередь, показатель d2 х Кодзпр увеличился на 0,3440 или на 1930,96% в том числе:
-увеличился на 2439% за счёт изменения d2;
-уменьшился на 508% за счёт изменения Кодзпр.
Таким образом, средняя оборачиваемость изменилась в большей степени за счёт увеличения доли прочих клиентов в структуре дебиторской задолженности.
4. Показатель длительности одного оборота дебиторской задолженности обратно пропорционален оборачиваемости.
По факторинговым клиентам удалось сократить период оборота на 25,77 дней, а по прочим клиентам он увеличился на 8,48 дней. Для более эффективного управления следует сокращать период обращения и по прочим клиентам путём ведения кредитной политики или передачи их на факторинговое обслуживание.
Помимо динамики и показателей оборачиваемости дебиторской задолженности целесообразно рассмотреть её структуру.
Безнадёжных долгов в составе дебиторской задолженности нет.
В 2006 году в числе действующих клиентов компании было 8 контрагентов: ООО «Автомасла и оборудование», ООО «Межтрансавто», МСС, ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ООО «Темп СК», ЗАО «Теплотрансресурс» и ООО «Фортуна». С января 2007 у ООО «Гросс парк» появилось 28 новых контрагентов. Т.е. за 2007 год прирост клиентской базы составил 350%. Отчасти это связано и с применением факторинга, т.к. организация направляла полученные ресурсы на финансирование отгрузок по новым клиентам. Рост средней дебиторской задолженности по прочим клиентам составил 1924% в апреле-ноябре по сравнению с январём-мартом и должен стать объектом управления и оптимизации. Следует рассмотреть возможность перевода новых клиентов на факторинговое обслуживание.
2.3.1. Анализ влияния факторинга на финансовые показатели деятельности предприятия
По данным бухгалтерской отчётности составим таблицу 2.11. Для обеспечения сопоставимости данных выручку и прибыль возьмём не накопленным итогом, а за квартал:
Таблица 2.11
Динамика основных финансовых показателей ООО «Гросс парк» за 2007 год
Показатель
01.01.2007
01.04.2007
01.07.2007
01.10.2007
изменение по сравнению с 01.04.2007, в %
валюта баланса
6026
9555
8335
7610
20,3558346
Выручка
9709
16980
16485
17437
2,691401649
валовая прибыль
1070
1601
2030
2484
55,15302936
чистая прибыль
612
574
318
272
-52,6132404
Таким образом, с апреля 2007 по октябрь 2007 (т.е. за период использования факторинга) валюта баланса уменьшилась на 20,35% за счёт уменьшения суммы дебиторской задолженности на 52,8% благодаря эффективному управлению ею. Следует отметить, что несмотря на общее уменьшение валюты баланса, значительно увеличились внеоборотные активы, увеличилась доля запасов и денежных средств в структуре оборотных активов. Однако уменьшение валюты баланса говорит о частичном изъятии финансовых ресурсов из оборота предприятия.
Увеличение выручки в 3-м квартале относительно второго и первого- незначительно (3%), однако увеличение валовой прибыли составило 55%, что говорит о повышении рентабельности продаж и эффективности сделок. Рентабельность продаж за 3 квартал составила 14,24%, а за первый квартал -9,4%. Таким образом, она увеличилась на 51%. При этом, рост условно-постоянных расходов замедляет темп роста чистой прибыли.
Средняя рентабельность продаж с 01.01.2007 по 01.10.2007 составила 11,75%. Сумма финансирования по факторингу за тот же период по статистике банка составила 20061238 рублей. Полученные ресурсы были направлены на закупку товара и увеличение отгрузок. Таким образом, за счёт вложения средств предприятию удалось получить с 01.04.2007 по 01.10.2007 20061238/0,8825=22732281 руб нетто-выручки по отгрузке, что составило 44,65% нетто-выручки по отгрузке за 9 месяцев 2007 года. Валовая прибыль от использования финансовых ресурсов составила:22732281-20061238=2671043 рубля или 43,65% валовой прибыли за соответствующий период.
Для оценки эффективности факторинга как инструмента финансирования целесообразно сопоставить сумму дополнительной выручки с затратами по использованию факторинга. Рассчитаем затраты по факторингу в абсолютном выражении с 01.04.2007 по 01.10.2007. Воспользуемся банковской статистикой по дебиторам, представленной в Приложении 10. Средневзвешенная оборачиваемость составила 39,6 дней, количество финансируемых поставок – 68, средний объём финансирования – 89%, средняя сумма поставки – 341835 рублей. Согласно тарифному плану на факторинговое обслуживание сумма комиссий за соответствующий период составила:
Зф=50 х 68 + (0,103% + 0,413%) х 341835 х 68 + 0,041% х 40 х 341835 х 68 х 0,89=3400 + 119943,06 + 339280,8=462623,86 рублей.
Эф=2671043/462623,86=5,77.
Таким образом, каждый рубль затрат по факторингу принёс организации 5,77 рублей валового дохода. Данный показатель эффективности целесообразно сравнить с аналогичными показателями по альтернативным формам финансирования.
Как было отмечено ранее, применение факторинга целесообразно, когда у предприятия есть возможность использовать финансовые ресурсы с рентабельностью выше, чем ставка затрат по факторингу и когда потери от инфляции могут превысить расходы по факторингу. Рассчитаем финансовый результат каждой поставки с учётом использования факторинга и без него. Исходные данные: сумма поставки 100000 рублей, отсрочка 30 календарных дней, инфляция- 1% в месяц (12% в год), средний процент за финансирование по факторингу 20,06% годовых или 1,67% в месяц, средняя рентабельность продаж - 11,75%, отношение валовой прибыли к себестоимости – 13,6%, размер финансирования - 89%.
Таблица 2.12
Расчёт финансового результата с учётом использования факторинга и без него.
без факторинга
с факторингом
индекс цен
1,01
Коэффициент дисконтирования
0,99
потери от инфляции
100000*0,01=1000
(11000-1671,67)*0,01=93,28
оплата процентов
0
1671,67
финансовый результат от сделки через 30 дней без учета доп дохода от факторинга
11632,5
9985,05
дополнительный доход
89000*0,136=12104
итого финансовый результат
12104+9985,05=22089,05
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18