Рефераты. Анализ валового дохода заготовительного предприятия, резервы и пути их увеличения

Большое значение имеет встречная проверка тех или иных показателей. Материалы, используемые для анализа, должны быть сопоставимыми.

Основными материалами для анализа валового дохода служат бухгалтерский учет и отчетность, статистическая отчетность.

Анализ валового дохода начинается с оценки абсолютных величин. Без абсолютных величин в анализе, как и в бухгалтерском учете, статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерии они являются основными измерителями, то в анализе они используются для исчисления средних и относительных величин. Относительные величины более наглядны и лучше демонстрируют тенденции в изменении исследуемых показателей. Не менее важное значение в процессе анализа имеют средние величины. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному. Без них почти невозможно сравнить изучаемые признаки по разным совокупностям, охарактеризовать изменение варьирующего показателя. Они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний. В анализе применяют следующие формы средних: среднюю арифметическую, среднюю гармоническую, взвешенную, среднюю хронологическую моментного ряда. В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) значений прогнозным (плановым), выполнения заданий по валовому доходу. В ходе анализа определяется динамика валового дохода, устанавливаются причины его роста или снижения. В связи с тем, что существуют определенные расхождения в формировании цен на продукцию, закупаемую из различных источников. Если предприятие в состоянии обеспечить максимальную механизацию учета, тогда наблюдения за развитием валового дохода необходимо провести по каждому источнику поступления продукции и сырья, по каждому договору, что позволит создать возможность для стратегического управления процессом формирования валовых доходов.

Анализ валового дохода на хозрасчетных заготовительных предприятиях осуществляется в определенной последовательности, т. е. по заранее составленному плану. Без глубокого и всестороннего анализа валового дохода, его структуры за отчетный период нельзя правильно обосновать размер аналогичных показателей на планируемый год.

На первом этапе экономического анализа валового дохода подбирают и систематизируют всю имеющуюся информацию о заготовительном обороте, доходах, издержках обращения и прибыли, проверяют их достоверность и сопоставимость базовых, плановых и отчетных показателей, разрабатывают макеты таблиц. На этом этапе анализа оценивается динамика и степень выполнения плана валового дохода по сумме и уровню, измеряется качественная структура дохода, размер среднего уровня валового дохода исследуемого предприятия сравнивается с достигнутым уровнем конкурентов и т. п.

На втором этапе анализа производятся все расчеты, которые позволяют оценить степень влияния каждого фактора на сумму и уровень валового дохода. Имеются следующие основные факторы, определяющие сумму и уровень валового дохода: объем и структура заготовительного оборота (оборота реализации); средний уровень валового дохода по исследуемому предприятию; качество и сроки хранения закупаемых и реализуемых продуктов и сырья, особенно картофеля, плодово-овощной и дикорастущей продукции; экономическая конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции (уровень закупочных, отпускных и розничных цен); уровень коммерческой деятельности заготовительного предприятия и др.

При анализе особое внимание следует уделить расчету влияния основных факторов на сумму и уровень валового дохода. К основным факторам, оказывающим воздействие на размер валового дохода, относятся: объем и ассортиментная структура заготовительного оборота, уровень валового дохода, структура заготовительного оборота и др.

Общая тенденция развития валового дохода заготовительного предприятия соответствует оптимальному соотношению валового дохода и заготовительного оборота:

 

I в.д. > Iт (1)


Влияние изменения объема заготовительного оборота на сумму валового дохода () рассчитывается по следующей формуле:

 (2)


где ЗО1, ЗО0 - соответственно отчетный и базисный объем заготовительного оборота;

УВДо - базисный уровень валового дохода, % к заготовительному обороту.

Влияние среднего уровня валового дохода на его сумму () определяется следующим образом:

 (3)


где ВД1’ -уровень валового дохода отчетного периода, % к заготовительному обороту.

Значительное влияние на валовой доход оказывает изменение структуры заготовительного оборота. Увеличение в заготовительном обороте доли продукции с более высоким уровнем доходности ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения структуры заготовительного оборота на уровень валового дохода определяют методом процентных чисел с применением приема разницы.

Завершающим этапом анализа валового дохода являются расчет упущенных возможностей в росте валового дохода, оптимизация его качественного показателя (пропорции между выгодой и расходами), а также разработка мероприятий, которые должны составить основу плана предприятия. Кроме этого, на данном этапе производятся изучение и оценка сложившегося уровня валового дохода по сравнению с аналогичным показателем у конкурентов, а также среднеотраслевым, региональным, рыночным и выявляются причины, по которым данное предприятие проигрывает или выигрывает у конкурентов.

В таблице 1.2.1 и рис. 1 приведена информация о динамике уровня валовых доходов Белкоопсоюза в разрезе отдельных олбпотребсоюзов.


Таблица 1.2.1 - Динамика уровня валового дохода Белкоопсоюза в разрезе ОПС за 2007 - 2010 гг. %

Облпотребсоюзы

2007

2008

2009

2010

Отклонение (+;-)

2010от 2007

2010 от 2008

2010 от 2009

Брестский

22,47

20,78

17,59

18,65

-3,82

-2,13

+1,06

Витебский

22,87

20,93

16,35

14,87

-8,00

-6,06

-1,48

Гомельский

26,60

23,78

22,85

23,34

-3,26

-0,44

+0,49

Гродненский

24,29

21,03

20,43

20,43

-3,86

-0,60

0,0

Минский

23,81

20,32

17,13

16,69

-7,12

-3,63

-0,44

Могилевский

26,57

26,32

21,81

20,27

-6,30

-6,05

-1,54

Итого

24,26

21,82

18,82

18,58

-5,68

-3,24

-0,24

Расчеты, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в отношении развития уровня валового дохода, как в целом по Белкоопсоюзу, так и по отдельным его подразделениям, наметилась устойчивая тенденция снижения анализируемого показателя.

Уровень валового дохода потребительской кооперации в 2007 году составлял 24,26%, в 2008 году он снизился на 2,44%, в 2009 году на 3,0%, в 2010г. на 1,54% и составил 18,58%. Общий размер снижения за три года составляет 5,68%.

По большинству облпотребсоюзов наблюдается аналогичная тенденция развития данного показателя с 2007 по 2010г.г. Исключение составляют Брестский и Гомельский облпотребсоюзы по которым в 2010г. имеет место повышение уровня валового дохода по сравнению с 2009г. на 1,06 и 0,49% соответственно.

Наибольший уровень валового дохода заготовительной деятельности в 2007 году – 26,60% и 26,57% имели место в Гомельском и Могилевском облпотребсоюзах. В 2008 году наибольшее значение данного показателя составляло 26,32 и 23,78% в этих же облпотребсоюзах. В 2009 году Могилевский (21,81%) и Гомельский (22,85%) облпотребсоюзы снова занимают лидирующее положение, но при этом максимальные значения существенно уступают показателям 2007 года. в 2010г. наибольшими уровнями валовых доходов характеризуются Гродненский и Могилевский облпотребсоюзы.

Наименьшим уровнем валового дохода заготовительной деятельности в 2007 году – 22,47 и 22,87% характеризуются Брестский и Витебский облпотребсозы; в 2008 году – 20,32 и 20,78% Минский и Брестский; в 2009 году – 16,35 и 17,35% Витебский и Минский облпотребсоюзы, в 2010г. – также Витебский и Минский – 14,87 и 16,69% соответственно.

Снижение уровня валового дохода снижает степень эффективности и уровень конкурентоспособности организаций, так как отрицательно влияет на конечные финансовые результаты заготовительной деятельности облпотресоюзов. Основной причиной снижения уровня валового дохода является невыполнение плана по закупкам отдельных видов продукции и сырья, снижение качества закупаемой продукции и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.