Рефераты. Анализ валового дохода заготовительного предприятия, резервы и пути их увеличения

Рост физического объема закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, как правило, при прочих неизменных условиях увеличивает валовые доходы и прибыль, снижает общий уровень заготовительных издержек за счет экономии условно-постоянных расходов, следовательно, повышает рентабельность заготовительного оборота.

Следует иметь в виду, что рост заготовительного оборота в денежном выражении в кооперативных заготовительных организациях может осуществляться не только за счет увеличения физического объема закупок, но и за счет повышения качества закупаемой и реализуемой продукции, увеличения в закупках картофеля и плодово-овощной продукции доли ранних сортов картофеля, овощей с повышенными вкусовыми качествами, которые на рынке сельскохозяйственной продукции имеют повышенный спрос, а следовательно, и цену.

Сроки закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, особенно овощей, плодов, картофеля, оказывают существенное влияние на величину валового дохода, прибыли и уровень рентабельности. В основу расчета данного фактора положены фактические плановые объемы закупок, в том числе ранней продукции, средние закупочные цены 1 т поздней и ранней продукции, плановый уровень валового дохода в процентах к обороту.

Рост заготовительного оборота в денежном выражении за счет улучшения качества является одним из главных источников дополнительных доходов, средством снижения издержкоемкости заготовок картофеля за счет экономии условно-постоянных и условно-переменных расходов (расходы по транспортировке, хранению, подработке, упаковке товаров; заработной плате, начисляемой по расценкам, установленным за единицу продукции).

Другими традиционными факторами, которые оказывают влияние на валовой доход, являются следующие: материально-техническая база и степень ее технологической оснащенности; источники поступления сельскохозяйственной продукции; уровень специализации, концентрации и агропромышленной интеграции отраслей сельского хозяйства; территориальное размещение заготовительного предприятия; плотность заготовок картофеля, плодово-овощной продукции и др.

Заготовительные предприятия как хозяйствующие субъекты, функционирующие на рынке постоянно, сталкиваются с необходимостью формировать ассортимент продуктов и сырья из большего количества видов сельскохозяйственной и дикорастущей продукции. При этом следует иметь в виду, что каждый вид сельскохозяйственных продуктов и сырья должен в процессе реализации создавать выгоду, т. е. валовые доходы должны непременно покрывать расходы по закупкам и реализации и обеспечивать получение прогнозной прибыли. Опыт работы кооперативных заготовительных предприятий свидетельствует, что в каждой конкретной ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции все товары условно можно разделить на группы высокого, среднего и низкого уровней доходности и рентабельности.

Однако следует иметь в виду, что закупка сельскохозяйственной и дикорастущей продукции того или иного вида сама по себе не означает еще высокой доходности и рентабельности.

Увеличению доходов и прибыли, повышению рентабельности заготовительного предприятия способствует рост объемов реализации сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, животноводческого, пушно-мехового, лекарственного и вторичного сырья, обусловленный увеличением числа новых покупателей, оборачиваемости товаров, снижением цен и стоимости самого процесса реализации.

Следовательно, одним из основных вопросов ассортиментной политики является определение оптимального набора видов продуктов и сырья, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке сельскохозяйственной продукции и обеспечивающего экономическую эффективность хозяйственной деятельности заготовительного предприятия (объединения, отрасли).

Таким образом, существенное место в управлении доходностью и прибыльностью заготовительного предприятия занимает сбытовая политика, которая включает организацию оптимальной заготовительной сети (картофелехранилища, склады); определение маршрутов оптимального товародвижения; организацию транспортировки, работы по отгрузке и погрузке, подготовке к проведению переговоров по сделке купли-продажи; заключение контрактов, контроль за их исполнением и т. д.

В условиях рынка хозяйственная деятельность заготовительного предприятия должна быть направлена на повышение валового дохода и прибыли для себя, а также производителей и покупателей сельскохозяйственной продукции. Следует особенно подчеркнуть, что заключенные сделки имеют успех только тогда, когда три стороны (производитель, посредник и покупатель) с уважением относятся друг к другу и имеют общие взгляды. От сделки должны выигрывать три стороны, получая доход, возмещающий расходы и обеспечивающий прибыль.

Например, если у заготовительного предприятия имеется несколько предложений по закупке сельскохозяйственной продукции по одинаковой цене, то, как правило, выбирается предложение того партнера, с которым установлены надежные долгосрочные деловые отношения, которые в прошлом помогали в решении возникающих проблем.

Успех деятельности сельскохозяйственных, промышленных, заготовительных, торговых и других предприятий агропромышленного комплекса, особенно на микроуровне, во многом предопределяется строгим соблюдением принципа общественного сотрудничества и координации посредством взаимного приспособления к постоянно меняющейся рыночной среде. Этим и определяется новая философия взаимоотношений предприятий регионального агропромышленного комплекса в условиях рынка.

Заготовительные предприятия потребительской кооперации в своей хозяйственной деятельности сталкиваются с множеством факторов вероятностного характера, т. е. работают в условиях неопределенности, когда экономические решения основываются на ожиданиях. Возможность получения доходов, обеспечивающих возмещение расходов по закупке и сбыту продукции и получение ожидаемой прибыли, побуждает руководителей предприятий, фирм искать более эффективные способы сочетания ресурсов, применять организационные нововведения, идти на оправданный риск. При этом ожидаемые выгоды, если не предугадать реальный исход событий, могут обернуться убытками.

Следовательно, задача предпринимателя состоит в том, чтобы оценить неопределенность, попытаться минимизировать ее, расширить область управляемого риска и тем самым добиться повышения шансов на получение высокой прибыли.

Каждому виду хозяйственной деятельности присущи свои риски, обусловленные назначением, целевыми установками, функциональными зависимостями и особенностями осуществления отдельных операций.

Хозяйственная деятельность заготовительных предприятий представляет собой совокупность отдельных коммерческих сделок. Известны наиболее характерные виды рисков, связанные со следующими ситуациями:

Надежностью положения производителя сельскохозяйственной продукции на рынке сельскохозяйственных продуктов и сырья.

Составлением договоров и формированием договорных обязательств (договорной риск).

Реализацией товаров на рынке (установлением отпускной цены, определением времени продажи, вида расчета и т.д.).

Перевозкой товаров (транспортный риск).

Платежеспособностью покупателей.

Колебанием валютного курса.

Хранением сельскохозяйственной продукции и сырья.

Организацией работы предприятия и отношением работников к результатам труда.

Вероятность получения дохода и ожидаемой прибыли от осуществления рискового проекта зависит от положения самого предприятия, его готовности идти на риск, положения предприятий-конкурентов, активности и эффективности деятельности партнеров.

Готовность заготовительного предприятия идти на риск характеризуется следующими группами показателей: ликвидностью, платежеспособностью, финансовой устойчивостью, рентабельностью и коммерческой активностью.

Коммерческая сделка может стать эффективной, если она удовлетворяет следующим требованиям:

Приемлемые затраты, сроки поставки и реализации продукции.

Явное превосходство желательных результатов над нежелательными.

Учет всех известных ограничений, связь с прошлым и продолжение в будущем.

Стержневым звеном формирования ассортиментной политики заготовительного предприятия является инновационная деятельность, которая дает ему существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает в конечном счете доходность и прибыльность хозяйственной деятельности. При этом следует помнить, что инновация в любой хозяйственной деятельности, в том числе и заготовках, несет в себе большую долю риска.

Мотивы инновационных введений могут быть внешними и внутренними:

Внешние - развитие научно-технического прогресса в отраслях и производствах агропромышленного комплекса (АПК), необходимость приспособления к структурным изменениям АПК, сглаживания конъюнктурных колебаний и др.

Внутренние - стремление увеличить объемы закупок и реализации, рыночную долю и конечную доходность и прибыльность; обеспечить выход на новый для заготовительного предприятия рынок; уменьшить риск; повысить конкурентоспособность на рынке и т. д.

Применительно к заготовительному предприятию потребительской кооперации можно выделить три типа инноваций:

Во-первых, поиск, закупка и реализация новых сортов картофеля, овощей, плодов и ягод с более высокими потребительскими свойствами по сравнению с ранее и ныне продаваемыми.

Во-вторых, освоение новых источников закупок товаров, внедрение новых методов реализации, оказания дополнительных услуг и др.

В-третьих, организационно-управленческие новшества.

При наличии инноваций первого типа прирост дохода и прибыли обеспечивается расширением объема закупок и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья и их более высокой рентабельностью.

Второй тип инноваций, как правило, не сопровождается ростом рентабельности (возможно даже ее снижение), но создает условия для увеличения прибыли благодаря росту заготовительного оборота и оборота по реализации.

Результатом внедрения инноваций в организационно-управленческой сфере должны стать рост производительности труда работников, ускорение оборачиваемости товаров, повышение эффективности использования всех ресурсов, снижение издержек обращения.

Размеры заготовительного предприятия потребительской кооперации являются одним из долгосрочных факторов, оказывающих влияние на величину валового дохода, прибыли, издержкоемкости и рентабельности.

Группировка коопзаготпромов Белкоопсоюза по объему заготовительного оборота, произведенная профессором Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации Писаренко Н.П. в доперестроечный период, показывает, что по мере роста заготовительного оборота, в среднем, на один коопзаготпром сначала наблюдается значительное снижение уровня издержек обращения, но затем по мере увеличения объема заготовительной деятельности уровень издержек обращения начитает расти, и следовательно в валовом доходе уменьшается пропорция между полученной выгодой и понесенными расходами, т.е. ухудшается качественный показатель валового дохода. Это происходит потому, что крупные коопзаготпромы не всегда обеспечивают превосходство в росте прибыли, поскольку более высокими темпами растут постоянные издержки, а из переменных - транспортные расходы.

Оптимальным размером заготовительного предприятия следует считать тот, который позволит приблизиться к оптимальному уровню рентабельности. Для максимизации прибыли заготовительное предприятие выбирает такой объем заготовительного оборота, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Важным источником получения дополнительного дохода и прибыли является максимально возможное использование руководителем заготовительного предприятия благоприятной ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции.


Заключение


Валовой доход в заготовительной отрасли представляет собой сумму денежных средств, за счет которой заготовительные предприятия потребительской кооперации возмещают все расходы по закупкам и реализации сельскохозяйственных продуктов и сырья и обеспечивают получение прибыли.

Источниками образования валового дохода в заготовительной деятельности потребительской кооперации являются следующие доходы:

-                      полученные от реализации сельскохозяйственной продукции.

-                      полученные от прочей реализации.

-                      полученные от владения ценными бумагами и сбережений денежных средств в банках.

-                      внереализационные доходы.

Распределение доходов должно обеспечивать рациональное соотношение между доходами, передаваемыми в бюджет и остающимися в распоряжении торговых организаций и предприятий. При этом последние должны соответствовать потребности организаций и предприятий в средствах для расширения социальной и производственной деятельности, а также материальной заинтересованности работников торговли.

Основой рыночных отношений предприятий и организаций торговли в условиях действующей рыночной экономики становится их доход, определяемый как разница между валовым доходом и затратами (издержками обращения) и отчислениями от валового дохода.

В дипломной работе был проведен анализ образования и использования валовых доходов ОСП Коопзаготпром Речицкого райпо, который показал:

-                      в 2010 году план по заготовительному обороту выполнен лишь на 94,8%;

-                      по сравнению с прошлым 2009 г. заготовительный оборот вырос на 5,5% в действующих ценах или на 89270 тыс. руб.;

-                      процент недовыполнения плана суммы валового дохода в 2010 году составил - 23,6%, то есть план выполнен только на 76,4%;

-                      уровень валовых доходов ОСП Коопзаготпром Речицкого райпо в 2010 году –3,2% и +1,56% по сравнению со среднеобластными и среднереспубликанскими;

-                      в целом следует отметить, что уровень доходов по заготовкам в Республике Беларусь имеет тенденцию снижения, что является отрицательным фактором, способствующим ухудшению финансового состояния субъектов хозяйствования потребительской кооперации Республики Беларусь.

Факторный анализ показал, что невыполнение плана заготовительного оборота обусловило невыполнение плана по сумме и уровню валового дохода; изменение структуры заготовительного оборота привело к снижению уровня валового дохода на 1,14 % к обороту;

Для безубыточной работы ОСП Коопзагопром Речицкого райпо необходимо достигнуть уровня валовых доходов в размере 22,65%. Для получения прибыли в размере 2,5%, уровень валового дохода должен составлять 25,15%.

Пути увеличения валового дохода ОСП Коопзаготпрома Речицкого райпо:

-                      использование возможностей меняющейся экономической конъюнктуры рынка сельскохозяйственных продуктов и сырья;

-                      определение оптимального ассортимента закупаемых и реализуемых товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке;

-                      выработка новой философии взаимоотношений между производителями, заготовителями и покупателями сельскохозяйственных продуктов и сырья.

-                      использование заготовительным предприятием возможностей рисковой деятельности;

-                      инновационная политика (поиск и закупка новых сортов картофеля, овощей, плодов, ягод с более высокими потребительскими свойствами; расширение объемов экспортных поставок и т.д.).

-                      достижение оптимальных объемов деятельности заготовительного предприятия.


Список литературы

1.   Актуальные проблемы развития потребительской кооперации в условиях рынка: Учебное пособие. - Гомель: ГКИ, 2008 г.

2.   Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Учебник / Богдановская Л.В., Виногоров Г.Г.; под общ. ред. Стражева В.И., Богдановской Л.А.- Минск: БГЭУ, 2008.

3.   Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. - Минск: Высшая школа, 2002.

4.   Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.

5.   Дорошко Т.В. Управление финансовыми ресурсами предприятий с помощью ключевых финансовых коэффициентов: Лекция. - Гомель: ГКИ, 2008 г.

6.   Плеханова Е.А.,. Тимошина М.Н. Заготовительная деятельность потребительской кооперации в условиях развития рыночных отношений. -2008 г.

7.   Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2007.

8.   Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.