Рефераты. Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУ"КПИ", Украина)

 

До 88 питання

социальных процессов на основе гуманизации НТП и

коренного переустройства всей системы общественных отношений. Без этого невозможно решение глобальных

проблем, входящих в третью группу. Первая из них - это проблема народонаселения. Проблему народонаселения нельзя сводить только к воспроиз- водству населения и его половозрастному составу. Речь идет здесь в первую очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ. Диалекти- ко-материалистическая социальная философия отвергает мальтузианс- кую концепцию роста народонаселения, биологизаторский подход к объяснению его воспроизводства. Однако и в мальтузианстве есть, хотя и негативно выраженная, здоровая мысль о необходимости для прогресса общества опережающего роста производства благ по отноше- нию к росту населения. Если производство материальных благ отстает от роста населения, то материальное положение людей будет ухуд- шаться. И наоборот, если прирост населения сокращается, то это в конечном счете приводит к старению населения и сокращению произ- водства материальных благ. Наблюдающийся в конце ХХ века быстрый рост населения в стра- нах Азии, Африки и Латинской Америки связан прежде всего с осво- бождением этих стран от колониального ига и вступлением их в новый этап экономического развития. Новый "демографический взрыв" обост- рил проблемы, порожденные стихийностью, неравномерностью и антаго- нистическим характером развития человечества. Все это выразилось в резком ухудшении питания, здоровья и образованности населения. К стыду цивилизованного человечества более 500 млн.людей (каждый десятый) изо дня в день хронически недоедают, ведут полу- голодное существование, и это преимущественно в странах с самыми благоприятными условиями для развития сельскохозяйственного произ- водства. Как показывает анализ, проведенный экспертами ЮНЕСКО, причины голода в этих странах надо искать в засилии монокультур (хлопок, кофе, какао, бананы и т.д.) и низком уровне агротехники. Абсолютное большинство семей, занятых на всех континентах планеты сельским хозяйством, до сих пор обрабатывают землю с помощью моты- ги и сохи. Больше всего от недоедания страдают дети. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно умирает 40 тыс.детей в воз- расте до 5 лет, которых можно было бы спасти. Это составляет около 15 млн.человек в год. Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в воз- расте старше 15 лет остается неграмотным. Количество неграмотных увеличивается ежегодно на 7 млн.человек. Решение этой проблемы, как и других,упирается в нехватку материальных средств для разви- тия системы образования, в то же время, как мы уже отмечали, ог- ромные ресурсы поглощает военно-промышленный комплекс. Для высво- бождения и использования этих ресурсов во благо человечества необ- ходимы новый мировой порядок, новое мышление, новый человек. Прогнозируя будущее человечества, следует учитывать три важ- нейших обстоятельства. Во-первых, НТР, которая посредством автома- тизации производства, интеллектуализации техники коренным образом изменяет место и роль человека в технологическом процессе. Во-вто- рых, НТР предполагает такого работника, который по уровню своего интеллектуального развития и разносторонности способен сформиро- вать достойную человека искусственную среду его жизнедеятельности (ноосферу). Потребность в человеке универсальном, гармонически развитом, творчески активном и социально ответственном не выдумка философов. Становление человека новой формации выступает как тех- нологическая, экологическая и экономическая необходимость. Без та- кого человека, который все свои решения и дела соизмерял бы с ин- тересами и делами всего человечества, общественный прогресс не- возможен. Следовательно, в-третьих, люди должны овладеть новым мышлением, перейти к новому типу рациональности. Рационализация общества, односторонне ориентированная на рост производства вещей или извлечение прибыли, оборачивается иррациональными катастрофи- ческими последствиями для человечества в целом и каждого отдельно- го индивида. Такая рациональность должна быть заменена рациональ- ностью гармонического развития. Только гармонизация отношения че- ловека к природе и к другому человеку, осуществленная в планетар- ном масштабе, - залог спасения человечества. Не сама по себе кра- сота спасет мир, а красота, ставшая отношением человека к челове- ку, внутренним источником полноценной творческой жизни каждого.


















































89.Гуманістична місія соціального прогнозування.


Прогнозирование – процесс получения знаний только на основе специальных научных методов.

В условиях научно-технического прогресса прогнозирование становиться составной частью того или иного вида деятельности.

Методы прогнозирования можно условно объединить в несколько основных групп.

                        Экстраполяционные методы основываются на эмпирически фиксированные законы, то есть на цепочках явлений, которые повторяются. В прогнозировании большую роль играет интуиция, под которой понимается способность угадывать целое до того, как получены все части этого целого способность охватывать в наиболее типовое, что есть важным еще до получения результатов исследования его.

                        Методы моделирования и аналогии. Основу их составляют эмпирическое и теоретическое знание. Отношения аналогии между моделью и оригиналом устанавливаются с помощью гипотезы, которая имеет ту или иную степень вероятности.

                        Прогнозирование, которое основывается на предположениях экспертов, или экспертная оценка. К этой группе относиться индивидуальное интуитивное прогнозирование, консенсус (создание экспертами общей точки зрения на определенный вопрос, касающийся будущего), метод Дельфи (основывается на последовательном опросе экспертов, во время которого каждого из них знакомят с мнением остальных, как следствие – выясняется доминирующее мнение).

                        Социальные прогнозы могут быть разными: поисковыми, нормативными, аналитическими и предупрежающими.

                        Актуальность проблемы прогнозирования в наше время обусловлена такими факторами:

1.         Усложнились процессы развития общественной жизни в условиях НТР.

2.         Значительно расширились объем и масштабы прогнозтическиой деятельности, количественная и качественная разнообразность объектов прогнозирования.

3.         Выросла социальная, экономическая, экологическая, информационная ценность прогнозов.


//Моя самодеятельность (пр. - Яша)

                        Гуманистическая миссия социального прогнозирования заключается в том, что в общем случае прогнозирование несет людям пользу, помогает решить их проблемы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

90.Майбутнє людства і реальний історичний процесс.

Теоретической разработкой и обоснованием разных вариантов развития общества и человека в будущем занимается в западном мире футурология.

Футурология, или как ее еще называют «наука про будущее», разработка разного рода альтернативных проектов развития, прогнозов, стали модными в странах запада, особенно с конца 60-х – начала 70-х годов.

Наиболее характерной чертой эволюции футурологии в последующие года есть то, что существенных изменений перетерпели не детали, а целые теории, которые до недавнего времени считались на Западе общепринятыми. Надежды, что прогресс технологии, роботизация и компьютеризация смогут решить все проблемы капитализма, не оправдались. Поэтому сегодня пересматриваются все концепции индустриализма и связанные с ним многие концепции, которые предрекали наступление «золотого века», всеобщего благополучия для нынешнего поколения. Происходит быстрый переход от оптимистических прогнозов, разработанных в 60-х годах, к пророчествам о неизменной гибели цивилизации вследствие бесконтрольного развития науки и техники.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.