Рефераты. Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУ"КПИ", Украина)

 



















4. Основне питання філософіїта специфіка його розв”язання в історії філософії : матеріалізм, ідеалізм, дуалізм.

Если быть точным, то принято говорить, что "основной вопрос философии" – это вопрос об отношении сознания и бытия. Но если быть здравомыслящим, то понять причем тут сознание и бытие, кто это такие, а, тем более, как они между собой должны относиться – затруднительно и малорезультативно. Поэтому, проще его назвать вопросом о первозначимости материального и духовного.Итак, философов, согласно предлагаемому ими решению этого вопроса, можно разделить на материалистов и идеалистов. Т.е. на тех, кто считал, что в мире первой была «материя» (строительный материал), а потом появилась «идея» — т.е. образ, мысль, как из этого материала что-то получить. Другие же считали, что сначала должно было быть нечто определяющее ход и суть или, хотя бы, цель «построения» из материи того, что из нее в конце концов и получилось, сама же материя выглядит как подручное средство для воплощения идеи. Были, конечно, и те философы, кто решил не мудрствуя лукаво, сказать, что было сразу оба два начала. Так тех философов и называют: дуалистыПочему этот вопрос нужно считать основным, одному Энгельсу известно. Повернул к своему закату 19 век, в эту эпоху вопрос о происхождении природы и общества, о первых и последних шагах эволюции решался очень бурно, и, по-видимому, действительно казался важным. Именно тогда мистер Дарвин подарил людям лохматого и хвостатого родственника, а покойный друг Энгельса пообещал им коммунизм. И, учитывая это, не трудно понять, почему из учений всех философов понадобилось выковыривать то, что они считали (или, на худой конец, могли бы считать) первым. Можно заметить, что по сути этот вопрос очень напоминает "вопрос о курице и яйце": невозможно сказать, что было прежде, хотя понятно, что что-то должно таковым быть.Сторонников материализма за историю человечества нашлось не очень-то много. Великому немецкому мыслителю пришлось взять себе в компанию, по сути, только "стихийных материалистов" из полу-первобытной Древней Греции – тех кто считал за первооснову мира воду, воздух и т.д., да Демокрита (с его мифологическим соратником Левкиппом), по мнению которых, атомы летали как пылинки в чулане, соединяясь и распадаясь. Все прочие философы были более-менее нормальные люди и полагали, что во всем должен быть изначальный смысл. В том смысле, что смысл должен быть изначальнее. То есть, либо вместе с материей, либо даже раньше нее, должно быть нечто, что эту материю будет упорядочивать. (мир из пылинок – это, конечно, хорошо, но бессмысленно) Для понятности современному человеку можно сказать, что это "нечто упорядочивающее" называется "Законы Вселенной", "Бог", и т.п., по ходу истории это обозначалось и называлось по-разному.

Здесь Энгельс в своем учении, доставшемся ему по дружбе, оказывался в очень трудном положении: говоря о "законах развития природы", он вынужден был бы признать, что не законы появились из природы, а природа появилась по ним. В противном случае (в очень противном для Энгельса случае), получалось бы, что природа начала развиваться как попало. Тогда не понятно что, собственно, они с другом – великие теоретики материализма – изучали и описывали. В конце концов, пришлось отмазаться, что, дескать, ОВФ, это не столько вопрос о первенстве материального или духовного, сколько о том, что именно считать материальным, а что духовным. Это сделало ОВФ еще более туманным, и еще более "основным".

 






































































5.Гносеологічна функція філософії. Філософія і наука.

Та частина філософії, яка займає­ться пізнанням, називається гносеологією

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение фило- софии и науки с течением времени менялось. На начальном этапе философия была единственной наукой и вклю- чала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преиму- щественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобще- ния делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора. Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира филосо- фия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и науч- ным, и ненаучным. Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением ма- териализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышле- ние во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не мо- жет быть понят. Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф.Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от фи- лософии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокри- та,оставившие неизгладимый след в развитии науки. Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культу- ры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои зада- чи и взаимодействуя в ходе их решения. Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках на- ук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкрет- ных науках. В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззрен- ческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия. Завершая, остановимся еще на одном вопросе: философия и об- щество. Философия - продукт своего времени, она связана с его проблемами и потребностями. Иначе говоря, корни философии любой эпохи следует видеть не только в воззрениях философских предшест- венников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами определенных классов. Социальные интересы безусловно влияют на от- бор материала из теоретического наследства, на философскую ориен- тировку, связанную с социальными ситуациями. Но все это не следует преувеличивать, а тем более абсолютизи- ровать, как это делалось в недавнем прошлом. Больше того, было бы непозволительным упрощенчеством оцени- вать философские позиции как истинные или ложные в качестве зер- кального отражения классового размежевания. И, конечно же, ничего, кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не с нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет истиной. По- добный подход к партийности, классовости философии, такое ее вуль- гарное толкование привели к самоизоляции нашей философии. А между тем зарубежная философская мысль шла вперед и многие ее "наработ- ки" могли бы и обогатить нас. Сегодня необходим свободный обмен мыслями, мнениями как усло- вие нормального развития философской мысли. Научная философия обя- зана стоять на точке зрения непредвзятого исследования, а философ должен быть не только идеологом, но и человеком науки. Философия научна постольку, поскольку она связывается с действительностью через конкретно-научные знания. Философия научна не в том смысле, что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает как теоретическое обобщение человеческой истории, как научное обосно- вание современной и будущей деятельности людей. Это верно для всех сфер жизни - для анализа познавательных проблем, где исходное - изучение истории познания, истории науки; для анализа техники и технической деятельности - обобщение истории развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в сфере политики, морали, религии и т.д. Философский анализ, таким образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей. Сегодня особое значение приобретают исследования всемирно-ис- торических противоречий - человек и природа, природа и общество, общество и личность, решение собственно человеческих, гуманитарных проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением це- лого комплекса глобальных проблем. Все это требует от каждого ов- ладения философией, философской компетентности, мировоззренческой зрелости и культуры.



























6,Суспільно-історичний характер філософії. Філософія в системі культури.

 КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятель­ности, представленный в продуктах материального я духовного труда, в системе социальных норм и учреж­дений, в духовных ценностях, в совокупности отноше­ний людей к природе, между собой и к самим себе. В по­нятии Культура фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и ка­честв. своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах обществ, раз­вития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей (напр., античная Культура, социалистическая Культура). Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятель­ности людей в конкретных сферах обществ, жизни. В Культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отд. индивида (личная Культура)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.