Рефераты. Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

Чувственная и рациональные стороны познания

Ощущения:

а) превращают внешнее раздражение в факт сознания;

б) фиксируют изобразительные контуры, представленные непосредственно в чувствах;

в) оображают части, элементы предметов в виде субъективных образов в сознании человека;

г) способствуют познанию отдельных свойств, качеств вещей и явлений;

д) формируют образы, адекватные объективной реальности.

В результате фиксации в сознании чувственных образов, а также их анализа и синтеза происходит переход познавательных действий к следующей, более высокой форме чувственного познания - восприятию.

Восприятие - представляет собой целостный чувственный образ предмета как совокупности свойств и качеств предмета. Общее с ощущениями - непосредственное воздействие на органы чувств, отличие: первые дают отдельный образ, вторые - целостный образ.

Основные характеристики восприятия в познавательном процессе:

а) активная сознательная деятельность по систематизации ощущений, приводящая к выстраиванию впечатлений в комбинированную предметную форму;

б) подключение ощущений различных видов ;

в) обобщение ощущений с использованием ранее известных ощущений, фактов;

г) осознание и понимание цельного образа.

Запоминание чувственных образов, воспоминание и воображение на их основе способствует развитию познавательных действий на следующей стадии чувственного уровня - представление.

Представление - это форма чувственного образа, созданная продуктивным воображением человека на основании ранее сформированного наглядно-образного знания. В отличие от восприятия представление выходит за рамки единичных объектов, непосредственно представленных в чувствах, а устанавливает их взаимосвязи, производит обобщения чувств и их трансляцию во времени.

Представление производит:

а) обобщение восприятий и их воспроизведение без непосредственного контакта с чувственно-предметным миром;

б) возобновление целостного образа через временные интервалы;

в) комбинирование воображаемых явлений;

г) сохранение в памяти ранее усвоенного наглядно-образного знания.

Если чувственное познание способно дать и воссоздать знание и явлениях либо сторонах предметов, то следующий уровень познания, рациональный, либо абстрактное мышление, помогает исследователю проникнуть в их сущность, отразить и выразить сущности в чистом виде. С его помощью познание устанавливает законы и закономерности, существенные связи и отношения между предметами, формирует мир понятий, абстракций, гипотез, теорий.

Процесс абстрактного мышления протекает в трех основных формах: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - отражение в мышлении в общих и существенных чертах признаков и свойств предметов. Для возникновения понятий исследователем на основе известного знания о предметах выделяются общие, абстрагированные от конкретных предметов признаки, объединяя их в классы с выделением существенных признаков. Понятия фиксируются словами в виде имен, категорий, способных схватить и выразить общие, значимые отношения между мыслью и явлением. Выделяют всеобщие (философские), общенаучные и частнонаучные понятия.

В процессе мыслительной деятельности субъект, оперируя понятиями, высказывает суждения, формулирует свои мысли. Суждение - это форма мысли, в которой отражается связь понятий и отражает знание о способах отношения между понятием и явлением. Суждения реализуются в высказываниях, предложениях, в которых утверждается либо отрицается мысль о предмете и его свойствах. Мыслить - значит выражать (в уме, устно либо письменно) суждения, т.е. судить о вещах, явлениях и их свойствах.

Третья форма абстрактного мышления - умозаключение. Это - умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий суждения различного содержания с обобщающим их выводом. Умозаключения позволяют на основе одного, известного знания выводить другое, новое, ранее неизвестное знание о вещах и процессах объективного мира, в чем и состоит их особая ценность в процессе познания, научной деятельности.

Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс.

4) Познание как процесс постижения истины. Проблема истины в различных философских школах. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в познании истины.

Познание как процесс постижения истины

В чем заключается проблема истины?

Как формируется объективно-истинное знание?

Проблема истины в различных философских школах.

Истина - особое свойство человеческих знаний соответствовать объективной реальности (Аристотель). Т.е., истина не есть свойство предметов, это свойство знания быть адекватным этим предметам.

Истина - это состояние субъекта познания, при котором его понятие о мире соответствует его ощущениям (Беркли). По сути истина, как таковая, не существует, она всецело субъективна по содержанию.

Истина - организующая форма человеческого опыта (Богданов). Это значит, что не всякое адекватное реальности знание истинно, а только то, что практически полезно, благодаря которому образуется человеческий опыт.

Истина - соответствие субъективного по форме знания объективной реальности, мыслей человека - предметной действительности, адекватное отражение в сознании существенных закономерностей явлений и процессов, результат познания, зафиксированный в виде достоверного знания об объектах действительности.

Знание, в том числе и истинное, принадлежит человеку и без его существования в принципе невозможно. Следовательно, по форме (по носителю) истина - субъективна.

Но содержание наших знаний, если оно стремится быть истинным, не зависит от его носителя (его воли, интересов, устремлений). Оно - есть образ, копия, отражающая посредством знаков содержание, сущность объективного мира. По содержанию истина всегда объективна.

Одним из распространенных взглядов, отрицающих объективность содержания истины является так называемая конвенциональная концепция истины (софисты, эклектика), по которой истинное знание есть результат договоренности (конвенции) между людьми, принимавшими участие в изучении предмета и предлагающими принять соглашение о том или ином состоянии вещей. Однако, это отрицает адекватность истинного знания реальности. И хотя, познание истины - сложный, противоречивый процесс, но принимать на веру, либо беспочвенно соглашаться с некоторым знанием как достоверным - значит, уходить от объективности, т.е. истинности знания. Объективность и истинность знания в этом случае выступают синонимами.

Объективная истина может существовать как в форме относительной, так в форме и абсолютной истины.

Диалектика абсолютной и относительной истины

Относительная истина - неполное, неточное, знание о предмете, "приблизительно верный", "относительно правильный образ" действительности, соответствующий данному историческому этапу познания. Относительная истина обладает свойством изменения, уточнения по мере обнаружения новых, более точных способов и методов изучения мира, поэтому существуют этапы восхождения, углубления относительно истинного знания.

Как из кирпичиков, зерен относительной истины складывается истина абсолютная. Это - полное, исчерпывающе точное, не подлежащее изменению, абсолютно адекватное реальности знание об объекте.

Эти характеристики истины, по сути, являются полярными, диаметрально противоположными категориями. И, одновременно, они, будучи неразрывно связанными, взаимопроникают, взаимодополняют друг друга. В каждой относительной истине содержится частичка истины абсолютной. Абсолютная истина складывается как усовершенствование знания относительных истин. На определенном этапе истина абсолютная может превратиться в истину относительную, либо стать так называемой истиной вечной. Достижения абсолютной истины осуществляется через бесконечный процесс познания.

Диалектическая связь между ними прослеживается в случаях необоснованной абсолютизации их роли в познании.

Так, абсолютизация изменчивости, относительной истинности знания приводит к релятивизму (Кратил, софисты): нет ничего постоянного в мире, и поэтому познать истину раз и навсегда невозможно. Даже относительной истина не может быть, поскольку как " в одну реку нельзя войти и единожды", так и вывести устойчивое знание о предмете невозможно.

Либо, абсолютизация устойчивости, гипертрофирование неизменности знания, признание только абсолютности истины приводит исследователя к догматизму (теология).

Релятивизм в науке отвергает объективность знаний, это - прямой путь к субъективизму и агностицизму. Догматизм в науке приводит к торможению ее развития, упованию достижениями прошлых периодов познания.

Диалектическое понимание процесса познания способствует пониманию сути конкретности истины. Знание, полученное на одной стадии развития наук, не всегда можно применить как истинное на другой, последующей стадии. Поэтому истинное знание должно быть соотнесено с предметом, находящимся на данной фазе своего развития. Причем, пространственно-временные характеристики предмета исследования выступают ключевыми в определении конкретности истины и в утверждении, что абстрактной истины нет, это - нонсенс, истина всегда конкретна.

Виды истины

Истина многообразна по своим характеристикам, а также по области отражения объектов. Выделяют такие виды истины как:

а) экзистенциальная (обыденная) истина - постижение сути духовного мира человека, фактов его существования.

б) предметная истина - соответствие знания субъекта - реальным материально-предметным системам.

в) научная истина - аргументированное, доказательное, логически последовательное, системно изложенное теоретическое знание о мире, либо о его фрагментах.

Антиподы истины.

Помимо антипода конкретности истины как невозможности быть абстрактной, к антиподам истины относятся ложь и заблуждение.

Под заблуждением понимается непреднамеренный уход от истины в случае непроизвольного нарушения способов, методов познания, приведших к искажению знания о реальности.

Ложь олицетворяет собой сознательное, заведомое искажение, извращение знания о предмете, о сущности явлений с целью получения удовлетворяющего субъекта результата.

Роль практики в познании истины.

Что же представляет практика в процессе познания? Как она помогает отыскивать истину?

Практику определяют чаще всего в виде субъект - объектного взаимодействия, в результате которого объект преобразуется в продукт человеческого потребления, соответствующий его целям и установкам. Практика, в первую очередь, процесс материальной деятельности. Субъект практики - всегда общественно-исторический индивид, социальная общность. Практика детерминирована уровнем развития общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.