n социальную форму.
Все формы движения находятся в своеобразной субординации. Сложная структура вытекает из более простой., одновременно, включая в себя все низшие формы движения. Поэтому разрыв высших и низших форм движения недопустим, как и сведение более высокой формы движения к более низкой (редукционизм).
Пространство и время как атрибуты материи.
Всеобщие формы бытия, его свойства. Взаимосвязь движения, пространства и времени.
Пространство характеризует протяженность и структурную организацию бытия, наличие, расположение одного возле другого.
Время выражает длительность существования, последовательность смены состояний, протекание, существование одного после другого.
Характеристики: общие (объективность, всеобщность, неуничтожимость и пр.) и особенные (время однонаправлено, пространство многомерно и т.д.)
Литература
1. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевнопейской философии. - М., 1986;
2. Капто А.С. Философия мира. - М, 1990;
3. Лосский Н. Мир как органическое целое//Избранные произведения. - М., 1991;
Тема 7. Часть 2. Философское учение о развитии
1) Философское понимание развития. Диалектика как метод и теория. Исторические формы диалектики и ее альтернативы. .
2). Принципы, категории и законы диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия.
1). Философское понимание развития. Диалектика как метод и теория. Исторические формы диалектики и ее альтернативы. Философское понимание развития
Мы постоянно сталкиваемся с явлениями, которые так или иначе изменяют свое состояние. В растительном мире - рост, расцвет, увядание, в животном мире - рождение, взросление, старение, в обществе - переход от одних общественных форм, организаций и состояний к другими т.д. Проблема развития - многоуровневая и многоаспектная. Ряд наук исследует с точки зрения своего предмета те или иные формы и способы развития. Философский подход отличается комплексным, обобщенно-абстрактным и универсальным подходами к феномену развития.
Изменение состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния, основы, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием.
Объективные признаки, приводящие к развитию:
1. невозможность сохранить существующие формы без угрозы их существованию;
2. потенциальное разрушение, нарушение устойчивости организации и функций предметов, процессов, явлений.
3. направленность преобразований всякой системы.
Характеристики развития:
а) объективность;
б) разноплановость;
в) непрерывность;
г) многоуровневость;
д) системность;
е) многоэтапность;
ж) комплексность.
Направленность развития обнаруживает три основных типа развития.
1. Прогрессивное развитие - движение явлений и процессов по восходящей линии, от менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом.
2. Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии называется регрессом.
3. Круговорот - процесс развития "по кругу", без приобретения четкого направления, построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового качества.
Диалектику можно представить: а) как метод, методологию,
б) как теорию , как учение, систему знаний;
в) как логику развития.
Диалектика как метод и теория.
Учение, предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи явлений и процессов называется диалектикой. Этимология слова восходит греческому понятию искусства рассуждения, проведения беседы (Сократ).
Диалектика также выступает методом исследования существенных противоречий, изменяющихся явлений, понимания процессов реальности с позиций их развития и взаимосвязи.
Антиподом диалектики как метода выступает метафизика. Это - учение, представляющее мир и его фрагменты как застывшие, неизменные, однозначные и неразвивающиеся сущности. Метафизика отрицает саморазвитие бытия посредством разрешения внутренних противоречий. Есть и иное понятие метафизики как учения о сверхчувственных началах и принципах существования бытия (природы, физики).
Вторым известным антиподом диалектики является эклектика (от греч.: выбирать) - соединение разнородных взглядов и идей без выделения главных, сущностных связей, без целостного и цельного представления явления, процесса. Родоначальник - Потамон Александрийский (2 в. н.э.).
Среди иных антиподов диалектики следует выделить такие учения как догматизм, софистика, релятивизм.
Исторические формы диалектики.
1. Античная диалектика. Основные представители: Герактит, Демокрит, Зенон, Платон и др. Основные черты диалектических взглядов: отрывочность, наивность, созерцательность, гипотетичность, стихийность, спонтанность.
2. Немецкая классическая диалектика. Представители - Кант, Гегель, Фихте. Характеристики ее рассмотрения: идеалистичность, системность, методологичность, универсальность, активная творческая сущность, целостность, теоретичность т.е. совокупность законов и категорий.
3. Современная диалектика.
а) Марксистская диалектика (Маркс, Энгельс, Плеханов и др.) Принципы к ее изложения: объективность, материалистичность, всеобщность, теоретичность, научность.
б) Идеалистическая диалектика. Виднейшие представители: Ж.-П. Сартр, Н. Лосский, Г. Маркузе и др.
2) Принципы, категории и законы диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия
Диалектика в ее современном обоснованном виде представляет собой стройную теорию, состоящую из совокупности идей, принципов, категорий и законов. Диалектика как теория выполняет ряд функций - мировоззренческая, методологическая, эвристическая, прогностическая, социальная, аксиологическая.
Принципы диалектики:
а) развития;
б) всеобщей связи;
в) взаимообусловленности явлений;
г) историзма;
д) антиномии,
е) объективности;
ж) системности, всесторонности анализа.
и) монизма.
Категории диалектики.
Философские категории представляют собой всеобщие формы мыслительной деятельности, идеальные образы, отражающие свойства и связи, присущие всем явлениям действительности. Познавая мир, размышляя о нем, человек оперирует соответствующими понятиями, определенные качества, свойства и связи. Они являются поэтому всеобщими, принадлежащими всем явлениям действительности. Категории диалектики разделяют на разновидности, отражающие: а) универсальные процессы самоорганизации бытия и категории и б) выражающие связи детерминации. К первым относятся такие категории как единичное - особенное - общее (всеобщее), целое - часть, система - структура - элемент, содержание - форма.
Связи детерминации объясняют категории: причина - следствие, необходимость - случайность, сущность - явление, действительность - возможность.
Законы диалектики.
Под законом понимается необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся и объективная связь между свойствами и элементами системы, явлениями и процессами действительности.
В отличие от других законов законы диалектики имеют всеобщий характер и отражают универсальные характеристики развития. Законы разработаны в диалектической системе Гегеля, но впервые понятие "диалектический закон" применено в марксизме.
Основными законами диалектики являются:
1. закон единства и борьбы противоположностей;
2. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
3. закон отрицания отрицания.
1. Закон единства и борьбы противоположностей формулируется следующим образом: явления и процессы объективного мира находятся в единстве тождества и противоположности, находясь одновременно в отношении взаимоисключения, противоречия, различия, тождества, гармонии.
Суть закона: он объясняет источник, причины саморазвития, самодвижения - они находятся во внутренней противоречивости предмета, процесса, явления; в единстве и борьбе противоположностей.
Содержание: диалектическое развитие - это результат взаимодействия противоположных, противоборствующих сторон, находящихся в единстве и взаимообусловленности внутренней структуры явлений, процессов, предметов.
Формула: гармония - дисгармония - конфликт - постконфликт.
Этапы (условно выделяемые) протекания закона:
а) Тождество ( единство). Он отражает основное состояние гармонии, равновесие, непроявленность и несущественность различий, имеющихся в предметах, процессах. Это - равенство самому себе, относительная устойчивость качества. Тождество сущностно.
б) Различие. Существует одновременно с тождеством, взаимосвязано с ним и отражает наличие несущественных различий, разрыв единства, несовпадение внутренних качеств предметов, процессов, их изменчивость. Нарастание различий приводит к существенности их проявления для предметов, процессов, что приводит к следующему этапу протекания закона.
в) Противоположность. Обнаруживается тогда, когда различия становятся полярными, а тождество несущественно. Элементы, по сути, исключают друг друга, взаимосвязь ограничена, состояние разобщенности, независимости, противостояния. Назревает конфликт.
г) Противоречие. Между противоположностями возникает борьба, они взаимоотрицают и взаимопроникают друг в друга. Происходит абсолютизация борьбы полярностей, разрешение конфликта приводит к снятию противоречий, их преодолению. Верх берет одна противоположность над другой, наступает нивелировка противоположностей, их гибель, переход (слияние) противоположностей друг в друга.
Наступает новая фаза развития: снятие противоречия (конфликта) приводит к состоянию гармонии, с несущественными различиями и тождеством самому себе, которое, в свою очередь, нагнетает различия, способные перерастать в противоположности. Взаимодействие последних приводит к противоречию. Его разрешение выводит предмет, процесс на новый виток развития. Таков общий механизм действия закона единства и борьбы противоположностей.
Диалектические противоречия можно классифицировать по разным основаниям и выделить следующие виды:
1) внутренние и внешние, 2) основные и неосновные, 3) антагонистические и неантагонистические, 4) случайные и необходимые, 5) общие и специфические, 6) существенные и несущественные, 7) формальные и содержательные, 8) конструктивные и деструктивные.
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений формулируется так: количественные изменения, постигая состояния пресыщения меры, приводят к новым качественным изменения, которые, в свою очередь, формируют новые количественные накопления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13