Рефераты. Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

Абстрагирование и обобщение. Абстрагирование – особый метод мыслительной деятельности, который заключается в специальном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя черт данного предмета. Результатом абстрагирования является абстракция. Она образуется следующим путем: а) установление относительной самостоятельности интересующих исследователя свойств; б) выделение этих свойств и отношений путем замещения их особыми знаками.

Обобщение – это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки предметов, процессов и тем самым создается основа для их объединения в единый класс. Благодаря обобщениям строятся классификации, типологии различных элементов, систем.

Идеализация и формализация.Идеализация – это разновидность операции абстрагирования, применение которой характерно для теоретических исследований. Суть ее с том, что в процессе изучения свойств объекта мысленно выделяется одно их них, наиболее существенное и необходимое, отражающее качество существования данного объекта. В ходе идеализации осуществляется предельное максимальное изменение этого свойства, результате которого конструируется идеальный объект (абсолютно черное тело, идеальный газ и т.д.).С помощью идеальных объектов в познании выдвигаются гипотезы, излагаются концепции, строятся теоретические модели действительности.

В процессе математизации науки стал применяться особый прием познания – формализация. Это – построение абстрактно-математической модели, раскрывающей суть изучаемых процессов действительности, при которой происходит оперирование не образами и терминами, а знаками и формулами. Создается обобщенная знаковая модель, позволяющая обнаружить структуру явлений при отвлечении от их качественно-предметных характеристик.

Аналогия и моделирование.Аналогия – прием мышления, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делается заключение об их сходстве в других признаках. Выделяют две формы аналогии: а) ассоциативную (проявляется в психологических актах деятельности, носит образный характер), и б) логическую (при которой с определенной степенью вероятности рассматривается сходство явлений на основе их параллельного изучения). В некоторых случаях умозаключение по аналогии понимается предельно широко как перенос информации об одних объектах на другие, что и составляет гносеологическую основу моделирования.

Моделирование – это изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей оригинал в определенных строгих соответствиях черт и характеристик, интересующих исследователя. Построение моделей реально существующих предметов и процессов особо ценно при изучении сложных либо неоднозначно интерпретируемых систем.

Модели бывают материальными и идеальными. Первые разделяются на предметно-математические и предметно-физические. Вторые – на идеализированные и знаковые модели.

С развитием кибернетики в науке получило развитие кибернетическое моделирование.


4.   Идеалы и нормы научного познания. Построение научной картины мира. Динамика научного знания и возникновение научных революций

Идеалы и нормы научного познания.

Построение научной картины мира.

Динамика научного знания и возникновение научных революций


5. Наука как социальная ценность. Статус ученого, его ответственность и научный эпос

Наука как социальная ценность.

Статус ученого, его ответственность и научный этос.


Литература


1.                                         Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

2.                                         Идеалы и нормы научного исследования. - Мн., 1981.

3.                                         Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. - М., 1985.

4.                                         Культура и развитие научного знания. - М., 1991.

5.                                         Наука в зеркале философии ХХ в. - М., 1992.

6.                                         Научные революции в динамике культуры. - Мн., 1987.

7.                                         Социально-философские проблемы производства и применения научных знаний. - Мн., 1992.

8.                                         Степин В.С. , Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

9.                                         Степин В.С. Становление научной теории. - Мн., 1975.

10.                                    Философия и методология науки. - М., 1996.


Раздел Y. Социальная философия

Тема 14. Общество как объект философского анализа


1)     Особенности философского подхода к исследованию общества. Эволюция взглядов на общество в истории философии.

2)     Общество как система. Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы.

3) Специфика социальных законов. Закономерности и сознательная деятельность людей. Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества.


1. Особенности философского подхода к исследованию общества. Эволюция взглядов на общество в истории философии

Особенности философского подхода к исследованию общества.

Понятие общества многозначно. В широком смысле общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей в их жизнедеятельности.

В узком смысле под обществом понимается определенный этап человеческой истории, исторически определенная целостность или элемент этой целостности (средневековое общество).

Либо, еще более узко, как группа лиц, объединившихся для реализации общих целей и интересов. (общество книголюбов). В данном случае под обществом понимается общность людей, что слишком упрощает взгляд на проблему.

Эволюция взглядов на общество в истории философии.

На протяжении долгого времени, начиная с античных времен, общество отождествлялось с государством.

Политический аспект был выдвинут Платоном: общество - это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей. Гоббс: естественное состояние людей (зло, война всех против всех ) может быть "спасено" мирным общественным договором, гарантом которого выступает государство.

В Новое время в анализе сущности общества преобладает экономический взгляд . Юм, Смит, Спенсер: общество представляет специфическую систему разделения труда, продуктивной деятельности людей.

У Гегеля: "гражданское общество" устанавливает зависимость всех от всех.

Известен также этический подход в размышлениях об обществе. Общество как совокупность абстрактных индивидов, выражающих человеческое состояние. Шефстбери: этически ориентированная связь людей. Кант: общество представляет собой вынужденное согласие превратить историю в моральное целое.

Широко известна религиозная точка зрения на общество как продукт божьего творения.

Одновременно, дискутируются взгляды на общество как на естественное либо искусственное образование.


2. Общество как система. Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы

Общество как система.

Система представляет собой совокупность явлений, связанных, взаимодействующих, взаимоопределяющих друг друга и, одновременно, являющихся целостным, единым образованием.

В самом широком понимании системы, следует выделить систему мироздания, состоящую из двух элементов (систем): природы и общества. Их неразрывная связь показывает, что общество не может существовать вне и без природы, природа, в свою очередь, находится под воздействием общественного развития.

Исходя из мировоззренческих оснований анализа общества существует ряд моделей общества, в рамках которых различаются структурные элементы. Так, идеалистическая модель общества содержит, в первую очередь, сферу духовного (Бог, абсолютная идея). Идеалы, воля, желания, существующие в верховной сфере трансформируются на низший уровень, в сферу жизнедеятельности. При этом образуются управленческая деятельность, интеллектуальная деятельность и сознательная деятельность людей. Следующим элементом этой модели является производство материальных благ и жизни.

Одним из распространенных представлений является диалектико-материалистическая модель общества. Изначальными и, одновременно, предельно широкими понятиями являются понятия "общественное бытие" и "общественное сознание", которые взаимодействуют друг с другом по принципу: общественное сознание определяется уровнем развития общественного бытия. Структурными элементами общественного бытия выступает целая иерархия социально-экономических понятий, среди которых "способ производства" состоит из взаимосвязанных категорий "производительные силы" и "производственные отношения". Производительные силы включают в себя совокупность людей, наделенных способностью к трудовой деятельности, а также средства производства, состоящие из средств труда и предметов труда. Помимо производительных сил способ производства содержит понятие "производственные отношения", которые представляют собой реальные отношения между людьми, возникающие в процессе и по поводу производства. Среди них выделяются отношения экономические, технологические, управленческие, отношения по поводу обмена и потребления материальных благ, а также отношения по поводу собственности средств производства. Именно последние и являются ключевыми во всяком способе производства. Совокупность всех производственных отношений составляет реальный базис конкретного способа производства. Над ним возвышается, от него зависящая, так называемая надстройка - совокупность идей, взглядов, теорий, представлений в политической, социальной, духовной сферах и обеспечивающих их организаций и учреждений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.