Рефераты. Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

б) начало труда: изготовление и первичная обработка готовых предметов природы:

в) развитый человеческий труд с целеполаганием и с формированным сознанием.

Возникновение и генезис сознания составляют три взаимосвязанных и взаимообусловленных историко-генетических процесса.

1.                 антропогенез;

2.                 социогенез;

3.                 культурогенез.

Ключом к пониманию трех генезисов сознания является генезис человеческого труда. Процесс и факторы антропогенеза выражаются в следующем:

Для возникновения сознания необходим субстрат (человек), высокоорганизованная материя ( мозг). Эволюция человеческого тела и нервной системы. Сохранялись те особи, у которых возникали наиболее прогрессивные, развитые, необходимые для жизнедеятельности органы, свойства и качества. Питекантроп уже изготавливает орудия труда. У неандертальца тело соответствует современному состоянию с прямохождением, у краманьенца объем мозга 1500 – 1600 см. куб.

Становление и развитие трудовой деятельности требует развития особой формы жизнедеятельности – общения в стаде. Начало антропогенеза соединяется с социогенезом. Социальность как фактор воздействия на биологические черты и свойства предка человека. Меняется старый стадный инстинкт. Возникает первая стадия регуляции половых отношений (табу на внутренний брак). В стаде складываются кровнородственные отношения, где биологическое отступает на второй план. Истощение генофонда приводит к межплеменным половым отношениям, при которых генофонд восстанавливается, обогащается. Расширение общения, усложнение отношений и связей, создание дуально-брачной семьи, формирование дифференцированных общностей, создание первых социальных норм.

Труд и общение в процессе своего совершенствования формируют программы человеческого мышления и поведения. По своей сути мышление – особый тип духовной деятельности, воспроизводящий основные черты деятельности через определенное время. Выработанные людьми планы действий и формы жизнедеятельности передаются, обогащаются и закрепляются в последующих поколениях, переходят в виде определенной культуры данной общности людей.

Концепции происхождения сознания:

1. Мифологическая – душа как подлинная жизнь человека, как универсальное свойство природы. Мир одухотворен, человек – часть природы также обладает душой, сознанием.

2. Теологическая - Бог сотворил все и наделил человека разумом. Душа – высшее качество, присущее только человеку, созданному по образу и подобию Бога, способному мыслить благодаря проявлению сознания.

3. Идеалистическая - существует абсолютный мировой дух . Душа – его осколок, несовершенный, но разумный. Степень разумности и есть сознание.

4. Материалистическая: весь мир представляет различные виды материи. Душа тоже материальна. Демократ: душа это тонкая материя, состоит из атомов и со смертью человека распадается, как и тело. Гилозоизм: вся материя мыслит.

Сущность сознания заключается в его принадлежности к идеальной реальности, оно – отражение, снимок, субъективная копия действительности. Генетически но производно от материального мозга, функционально оно построено на деятельности нейроэлектрических импульсов коры головного мозга.

Специфика сознания как высшей формы отражения действительности состоит в :

а) осознанном характере деятельности, при котором отражение сопровождается с пониманием того, что происходит с субъектом и окружающей действительностью;

б) творческом характере понимания и отражения действительности в виде преобразовательной деятельности;

Структура сознания

Сознание имеет сложную структуру, включающую в себя:

- элементы подсознания (интуиция, воля и пр.), бессознательного (безусловные рефлексы, инстинкты, осознанно направляемые и контролируемые человеком, условные рефлексы), имеющих специфику своих проявлений по сравнению с психикой животных;

-         собственно сознание, состоящего из: а) феноменов чувственного восприятия (ощущения, восприятия, представления), эмоций;

б) абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения),

в) языка как ядра второй сигнальной системы

г) памяти; и воспроизводить информацию.

д) самосознания (самочувствования, самопереживания, самооценки, самоконтроль, саморефлексия);

е) ценностно-целевых установок.

Самосознание и его компоненты.

Развитие форм самосознания личности.


3. Сознание, мышление, язык. Идеальное, материальное и реальное. Проблема моделирования искусственного интеллекта

Нервная система, мозг – материальны, в них осуществляются физические, химические процессы. Психика, будучи продуктом жизнедеятельности мозга, - идеальная, хотя и возникает исходя из материального воздействия материального мозга с материальным внешним миром. Она не содержит в себе физические и химическими параметрами. Психика вторична по отношению к материальному миру: изменения психики зависят от изменений материального мозга, психика не может существовать без своего материального носителя, мозга.

Сознание, мышление, язык.

Понятие “сознание” и “мышление” не тождественны. Мышление обозначает процесс выработки и фиксации знаний, процесс образования понятий и умозаключений. Сознание обозначает, в таком случае, результат этого процесса, деятельность по применению мыслительных действий к действительности с елью ее познания и преобразования. Сознание - процесс отражения окружающего мира. Сознание также идеально, оно – отражение внешнего, объективного мира в субъективных образах и понятиях.

Мысль человека всегда выражается в языке. Язык – это форма мысли. Это – особая знаковая система, состоящая из условных знаков, обозначающих предметы и процессы (слов), а также из правил их образования и построения в предложения (грамматика, семантика, орфография и пр.). Если мышление и сознание идеальны, то язык – материален. Он воспринимается органами чувств, имеет физические характеристики.

Природа языка как и мышления социальна, они не существуют друг без друга и вне общества. Язык возникает в обществе, с его помощью осуществляется обмен мыслями, информацией, становится возможным абстрагировать свойства и связи вещей от самих вещей, создавать идеальные образы и модели действительности.

Идеальное, материальное и реальное.

Идеальное – область реальности, существующая в форме знаний, эмоций, волевых и интеллектуальных актов. Идеальное не имеет самостоятельного от материального мира существования, оно всегда бестелесно. Это – субъективный образ объективного мира. Содержанием идеального всегда выступает материальный мир. Оно – всегда причина самого себя, существует объективно.

Материальное - область реальности, существующая объективно в форме веществ, полей, предметов и явлений.

Проблема моделирования искусственного интеллекта.


4. Социокультурная основа сознания. Общественное сознание, его уровни и виды. Сознание, поведение, деятельность

Социокультурная основа сознания.

Понятие сознания охватывает как индивидуальное (личное), так и общественное сознание. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, реального образа жизни, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но всегда воздействует на способ их жизнедеятельности. Между личным и общественным сознанием существует взаимосвязь и взаимодействие.

Исторически выработанные и апробированные в обществе сознательные образы и нормы становятся порой личностными убеждениями, образцами поведения для индивидов.

С другой стороны, многие идеи, предложенные личностями, становятся социально значимыми, всеобщим достоянием, обретают степень общественной ценности, являются идеалами, программами жизнедеятельности.

Общественное сознание, его уровни и виды.

Общественное сознание имеет сложную и стройную структуру.

По глубине отражения реальности оно разделяется на уровни:

1)  обыденное общественное сознание и

2) теоретическое общественное сознание.

Каждый из них имеет свои элементы. Обыденное состоит из житейского (практического знания) и общественной психологии. Теоретический уровень включает в себя: общественную идеологию и научное знание, достигнутое в данном обществе.

Исходя из того, в какой сфере общественное сознание представлено, оно разделяется на формы. Среди основных форм общественного сознания выделяют: а) политическое общественное сознание, б) правосознание, в) экономическое общественное сознание. Кроме того, широко представлены в обществе любых эпох и периодов такие формы как г) религиозное, д) философское, е) нравственное, ж) эстетическое, з) научное. Свою специфику имеет в обществе и) мифологическое сознание, к) историческое, л) национальное сознание народов. Особую роль и актуальность в последние десятилетия обрело м) экологическое общественное сознание.

Возможно рассматривать в качестве одной из форм общественного сознания профессиональное сознания.

Вульгарный материализм – философское учение, рассматривающее сознание как особый вид материи, присущий человеку. Например, Бюхнер, Фохт, Молешотт: сознание выделяется мозгом, как желчь печенью.

Панпсихизм - идеалистическое учение о всеобщей одушевленности природы. К примеру, у Лейбница монадология – учение о душе и психике как единственной и подлинной сущности мира.

Гилозоизм - учение о наделенности праматерии сознанием, отрицающее границы между живым и неживым миром, учение о всеобщей одушевленности материи, универсума. (Вердениус, Ксенофорд и др.)

Сознание, поведение, деятельность.


Литература


1.                                         Диалектика познания и сознания. - Иваново, 1982.

2.                                         Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983;

3.                                         Дубровский Д.И Информация, сознание, мозг. - М., 1980;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.