4. Ильенков Э.В. Диалектика идеального//Философия и культура. - М., 1991.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
6. Михайлов Ф.Т.Общественное сознание и самосознание индивида. - М., 1990;
7. Михайлов Ф.Т.Сознание и самосознание. - М., 1991;
8. Общественное сознание и его формы. - М., 1986;
9. Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989;
10. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.
Тема 10: Проблема человека в философии
1) Человек как проблема в философском измерении.
2) Образы и сущность человека в философской традиции.
3) Личность как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.
"Не печалься о том, что люди тебя не знают,
а печалься о том, что ты не знаешь людей".
Конфуций
1. Человек как проблема в философском измерении
1. Что есть человек? Как он сформировался? Какова его природа и сущность?
Платон: "Животное о двух ногах и без перьев".
Аристотель: "Общественное (политическое ) животное"
Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих".
2. Образы и сущность человека в философской традиции
В античности чаще всего человек понимался как гармоничная часть природы (космоса), творение Вселенной. Растворенность человека в космосе. Антропоцентризм и космоцентризм.
В христианском мировоззрении средневековья человек - божественное творение, выраженное в двойственности (раздвоенности) духа и тела, греха и веры, возвышенного и низменного, плотского и святого. Фома Аквинский: человек есть нечто среднее между животным и ангелом. Поэтому познать сущность человека ведет его к приобщению к божественной истине и тем самым найти спасение после смерти. Суть человека, его тайна соотнесена с внешним принципом, с божественной сущностью. Теоцентризм.
В гуманистической традиции человек выступает как высшее существо, достойное духовного и физического самовоплощения, обладающее безграничными возможностями и силой преобразования, творчества, самосовершенствования.
В Новое время человек предстает в автономном (от Бога и природы) смысле своего бытия. Человек - это личность, наделенная духовно-ценностными, и в первую очередь, рациональными качествами.
Антропогенез - это длительный исторический процесс эволюции человеческого рода от первых примитивных, полуживотных форм к высоким образцам социально-интеллектуальной деятельности. Антропогенез имеет комплексный характер, квинтэссенцией понимания которого является проблема единства биологического, психического и социального начал в человеке.
Биологическое представлено в человеке в его:
а) морфофизиологических особенностях (прямохождение, развитие речевого аппарата, головного мозга и т.д.);
б) генетических факторах (наследственность, изменчивость и пр.);
в) химико-физических проявлениях:
г) расовых признаках;
д) половозрастных особенностях.
Психическое:
а) нервно-электрические импульсы в коре головного мозга;
б) бессознательные процессы (рефлекторная деятельность):
в) эмоционально-волевые акты (радость, воля, печаль);
г) особенности характера, феномены памяти, внимания.
Социальное:
а) сознание, абстрактное мышление, вторая сигнальная система;
б) общение, коллективная форма жизнедеятельности;
в) трудовая деятельность;
г) духовность, культура;
д) самосознание, самопознание, самосовершенствование;
е) историческая трансляция опыта и традиций.
Все это в целостности и представляет структуру человеческой личности как интегрального, взаимодействующего единства.
Социальные качества человека выражены в сфере его личностного образа, о чем речь пойдет в следующем параграфе.
Многочисленные факторы антропогенеза говорят, что вид человека остается неизменным много тысяч лет (от краманьенца). Поэтому ученые предполагают, что биологическая эволюция практически завершена, либо она происходит слишком медленно и не влияет на сущностные качества человека. В результате биологической эволюции, которая на последних этапах была скорректирована социогенезом человек выступил в двух ипостасях, человек разумный и человек общественный.
Это, тем не менее не умаляет роли антропогенеза и в настоящее время.
Понятие "природа" и "сущность" человека имеют принципиальное отличие. Под природой чаще всего разумеются основополагающие, общие, неизменные свойства, черты, качества, которые выражают его особенности и отличия как живого вида Homo sapiens. Когда мы выделяем все эти признаки, то тем самым мы определяет природу человека.
1. Физиологические (анатомические):
а) прямохождение и прочие отличительные черты;
б) развитые формы высшей психической деятельности;
в) замена приспособительных функций преобразовательными;
2. Социальные:
а) разум;
б) общественный целерациональный труд;
в) религиозные, моральные, эстетические формы.
г) общественная (политико-правовая) организация жизни.
Обнаружение верховного, стержневого, “остовного” принципа существования человека приводит к пониманию его сущности. Каково это ядро?
В философии нет единого мнения. Представим наиболее распространенные из них:
1) Человек - общественное существо, его жизнь , существование возможно при условии общения, коммуникации, обмена программами жизнедеятельности. Именно общественные процессы способствуют выявлению "истинно человеческого" в человеке. Это - его осознанная, целенаправленная, творческая, преобразовательная, разумная деятельность в системе социальных отношений. Человек - это в собственном смысле слова аккумулятор и передатчик социальной информации, представленной в форме социальной деятельности и общественной жизни.
а) Фихте, Фейербах под сущностью человека мыслят некое универсальное социальное начало.
б) Маркс: “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду,.. она есть совокупность всех общественных отношений”.
2) Размышление о приоритете биологического ядра над социальным привело к формированию ряда биологизатарских концепций человека:
а) расизм: Стюард Чемберлен утверждал существование превосходства высших рас над низшими по биологическим параметрам..
б) социо-дарвинизм: Э. Геккель предложил объяснять предопределение социальной жизни на основе законов Дарвина (естественный отбор, борьба за существование и пр.).
в) мальтузианство: социальная сфера жизни должна быть отрегулирована биологической целесообразностью вида Homo sapiens.
г) географический детерминизм: человек и общество как часть геосферы попадают под всеобщее действие географических факторов. В. Кузен говорил: "Дайте мне географическую карту страны, и я скажу какой народ в ней живет".
д) фрейдизм: сущность человека и его социальной жизни обусловлена инстинктами.
3) Игнорирование природных начал в сущности человека приводит к возникновению ряда идеалистических взглядов:
а) религиозно-теологический подход к пониманию сущности человека. Человек - есть творение Бога. Буддизм, христианство: тело человека - оковы его души. .
б) мистически-иррациональное начало человека. Ницшеанство: для утверждения сущности человека необходима постоянная борьба с природной тварностью. Его суть - внутренний демиург, предопределяющий борьбу всех против всех.
в) объективно-идеалистическая трактовка сущности человека. Платон, Гегель утверждали о надприродной сущности человека, его духовности, связанной с миром идей, чистым бытием, абсолютом.
4) В XX-м столетии получила распространение концепция биосоциальной сущности человека, по которой социальные черты человека зависят от его биологических предпосылок, которые, в свою очередь, являются продолжением общественной жизни человека.
Человек есть одновременно не только биологическое и социальное, но он - единое биосоциальное существо.
Литература
1. Андреев Н.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988.
2. Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. - М., 1982.
3. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб., 1997.
4. О человеческом в человеке. - М., 1991.
5. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
6. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987.
7. Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978.
8. Фромм Э. Человек для себя. - М., 1992.
Раздел III. .Аксиология.
Тема 11: Философия жизни человека
1) Понятие ценности. Ценностное отношение к действительности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13