Рефераты. Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

4.                                         Ильенков Э.В. Диалектика идеального//Философия и культура. - М., 1991.

5.                                         Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

6.                                         Михайлов Ф.Т.Общественное сознание и самосознание индивида. - М., 1990;

7.                                         Михайлов Ф.Т.Сознание и самосознание. - М., 1991;

8.                                         Общественное сознание и его формы. - М., 1986;

9.                                         Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989;

10.                                    Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.


Тема 10: Проблема человека в философии


1) Человек как проблема в философском измерении.

2) Образы и сущность человека в философской традиции.

3) Личность как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.


"Не печалься о том, что люди тебя не знают,

а печалься о том, что ты не знаешь людей".

Конфуций


1. Человек как проблема в философском измерении

1. Что есть человек? Как он сформировался? Какова его природа и сущность?

Платон: "Животное о двух ногах и без перьев".

Аристотель: "Общественное (политическое ) животное"

Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих".


2. Образы и сущность человека в философской традиции

В античности чаще всего человек понимался как гармоничная часть природы (космоса), творение Вселенной. Растворенность человека в космосе. Антропоцентризм и космоцентризм.

В христианском мировоззрении средневековья человек - божественное творение, выраженное в двойственности (раздвоенности) духа и тела, греха и веры, возвышенного и низменного, плотского и святого. Фома Аквинский: человек есть нечто среднее между животным и ангелом. Поэтому познать сущность человека ведет его к приобщению к божественной истине и тем самым найти спасение после смерти. Суть человека, его тайна соотнесена с внешним принципом, с божественной сущностью. Теоцентризм.

В гуманистической традиции человек выступает как высшее существо, достойное духовного и физического самовоплощения, обладающее безграничными возможностями и силой преобразования, творчества, самосовершенствования.

В Новое время человек предстает в автономном (от Бога и природы) смысле своего бытия. Человек - это личность, наделенная духовно-ценностными, и в первую очередь, рациональными качествами.

Антропогенез - это длительный исторический процесс эволюции человеческого рода от первых примитивных, полуживотных форм к высоким образцам социально-интеллектуальной деятельности. Антропогенез имеет комплексный характер, квинтэссенцией понимания которого является проблема единства биологического, психического и социального начал в человеке.

Биологическое представлено в человеке в его:

а) морфофизиологических особенностях (прямохождение, развитие речевого аппарата, головного мозга и т.д.);

б) генетических факторах (наследственность, изменчивость и пр.);

в) химико-физических проявлениях:

г) расовых признаках;

д) половозрастных особенностях.

Психическое:

а) нервно-электрические импульсы в коре головного мозга;

б) бессознательные процессы (рефлекторная деятельность):

в) эмоционально-волевые акты (радость, воля, печаль);

г) особенности характера, феномены памяти, внимания.

Социальное:

а) сознание, абстрактное мышление, вторая сигнальная система;

б) общение, коллективная форма жизнедеятельности;

в) трудовая деятельность;

г) духовность, культура;

д) самосознание, самопознание, самосовершенствование;

е) историческая трансляция опыта и традиций.

Все это в целостности и представляет структуру человеческой личности как интегрального, взаимодействующего единства.

Социальные качества человека выражены в сфере его личностного образа, о чем речь пойдет в следующем параграфе.

Многочисленные факторы антропогенеза говорят, что вид человека остается неизменным много тысяч лет (от краманьенца). Поэтому ученые предполагают, что биологическая эволюция практически завершена, либо она происходит слишком медленно и не влияет на сущностные качества человека. В результате биологической эволюции, которая на последних этапах была скорректирована социогенезом человек выступил в двух ипостасях, человек разумный и человек общественный.

Это, тем не менее не умаляет роли антропогенеза и в настоящее время.

Понятие "природа" и "сущность" человека имеют принципиальное отличие. Под природой чаще всего разумеются основополагающие, общие, неизменные свойства, черты, качества, которые выражают его особенности и отличия как живого вида Homo sapiens. Когда мы выделяем все эти признаки, то тем самым мы определяет природу человека.

1. Физиологические (анатомические):

а) прямохождение и прочие отличительные черты;

б) развитые формы высшей психической деятельности;

в) замена приспособительных функций преобразовательными;

2. Социальные:

а) разум;

б) общественный целерациональный труд;

в) религиозные, моральные, эстетические формы.

г) общественная (политико-правовая) организация жизни.

Обнаружение верховного, стержневого, “остовного” принципа существования человека приводит к пониманию его сущности. Каково это ядро?

В философии нет единого мнения. Представим наиболее распространенные из них:

1) Человек - общественное существо, его жизнь , существование возможно при условии общения, коммуникации, обмена программами жизнедеятельности. Именно общественные процессы способствуют выявлению "истинно человеческого" в человеке. Это - его осознанная, целенаправленная, творческая, преобразовательная, разумная деятельность в системе социальных отношений. Человек - это в собственном смысле слова аккумулятор и передатчик социальной информации, представленной в форме социальной деятельности и общественной жизни.

а) Фихте, Фейербах под сущностью человека мыслят некое универсальное социальное начало.

б) Маркс: “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду,.. она есть совокупность всех общественных отношений”.

2) Размышление о приоритете биологического ядра над социальным привело к формированию ряда биологизатарских концепций человека:

а) расизм: Стюард Чемберлен утверждал существование превосходства высших рас над низшими по биологическим параметрам..

б) социо-дарвинизм: Э. Геккель предложил объяснять предопределение социальной жизни на основе законов Дарвина (естественный отбор, борьба за существование и пр.).

в) мальтузианство: социальная сфера жизни должна быть отрегулирована биологической целесообразностью вида Homo sapiens.

г) географический детерминизм: человек и общество как часть геосферы попадают под всеобщее действие географических факторов. В. Кузен говорил: "Дайте мне географическую карту страны, и я скажу какой народ в ней живет".

д) фрейдизм: сущность человека и его социальной жизни обусловлена инстинктами.

3) Игнорирование природных начал в сущности человека приводит к возникновению ряда идеалистических взглядов:

а) религиозно-теологический подход к пониманию сущности человека. Человек - есть творение Бога. Буддизм, христианство: тело человека - оковы его души. .

б) мистически-иррациональное начало человека. Ницшеанство: для утверждения сущности человека необходима постоянная борьба с природной тварностью. Его суть - внутренний демиург, предопределяющий борьбу всех против всех.

в) объективно-идеалистическая трактовка сущности человека. Платон, Гегель утверждали о надприродной сущности человека, его духовности, связанной с миром идей, чистым бытием, абсолютом.

4) В XX-м столетии получила распространение концепция биосоциальной сущности человека, по которой социальные черты человека зависят от его биологических предпосылок, которые, в свою очередь, являются продолжением общественной жизни человека.

Человек есть одновременно не только биологическое и социальное, но он - единое биосоциальное существо.

3) Личность как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.



Литература


1.      Андреев Н.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988.

2.      Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. - М., 1982.

3.      Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб., 1997.

4.      О человеческом в человеке. - М., 1991.

5.      Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

6.      Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987.

7.      Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978.

8.      Фромм Э. Человек для себя. - М., 1992.


Раздел III. .Аксиология.


Тема 11: Философия жизни человека


1)     Понятие ценности. Ценностное отношение к действительности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.