Рефераты. Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

Формы практики:

а) производственная деятельность людей и преобразование природы;

б) деятельность, направленная на преобразование общества и его подсистем;

в) духовная практика, научный эксперимент.

В познании практика выполняет ряд функций:

1) практика ставит цели, которые могут быть реализованы в процессе познания. Она указывает, какие реальности необходимо изучить.

2) практика - основа познания. Она дает исходный материал, с которым работает исследователь.

3) практика выступает движущей силой познания. Она стимулирует познание отдельных фрагментов действительности.

4) практика является критерием истины. На практике исследователь может проверить истинность теоретических положений, добытых им. Она способствует переходу идеального в материальное, цель опредмечивается, абстрактный образ превращается в продукт. Практика вместе с тем обладает относительностью как критерий истины.


Тема 13: Специфика научного познания

1)     Сущность науки, ее развитие и роль в обществе. Наука как деятельность

2)     Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни. Формы научного исследования.

3)     Методы научного познания, их разнообразие и особенности использования на различных этапах исследования.

4)     Идеалы и нормы научного познания. Построение научной картины мира. Динамика научного знания и возникновение научных революций.

5)     Наука как социальная ценность. Статус ученого, его ответственность и научный этос.


1. Сущность науки, ее развитие и роль в обществе. Наука как деятельность

Сущность науки, ее развитие и роль в обществе.

Понятие науки.

Наука – система достоверных знаний о природной и социальной действительности и внутреннем мире человека; знание законов об объективном мире и познании.

По природе знание идеально, “результат духовного производства”. Но для того, чтобы результаты науки могли быть использованы обществом, были переданы из поколения в поколение – надо, чтобы они получили предметное воплощение в виде знаковой системы.

Возникновение науки и законы ее развития.

Отдельные элементы науки существовали в древних обществах (шумерская культура, Китай, Египет). Возникновение науки относят к 6 веку до н.э. когда в Древней Греции сложились соответствующие условия для построения первых теоретических систем знания (математика, философия и др.).

В процессе более чем 2 тысячелетней истории науки обнаружились общие законы и тенденции ее развития.

а) ускоренный, динамичный рост научного знания по мере социокультурного развития общества. Объем научного знания удваивается каждые 10 – 15 лет.

б) развитию науки свойственен аккумулятивный характер: на каждом этапе развития она суммирует в концентрированном виде все прошлые достижения.

в) преемственность научного знания обеспечивает функционирование его как особого вида социальной памяти.

г) по мере совершенствования научного знания изменяется и структура науки; на каждом этапе применяются особенные методы, нормы и идеалы познания (для античности доминирующим было наблюдение, для Нового времени характерен эксперимент, современная наука использует комплексный подход).

д) накопление принципиально нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем приводит к научным революциям.

е) в науке происходит диалектическое сочетание дифференциации и интеграции знания, междисциплинарных и комплексных исследований.

Наука как деятельность.

Оформление науки в качестве социального института произошло в 17 - 18 вв., когда в Европе были образованы научные общества, академии, изданы научные журналы, а ученый из отшельника-одиночки стал социально востребованной профессией, а наука стала действенной, практически реализуемой производительной силой.

Специфика и основные характеристики научного знания. В отличие от обыденного познания, которое изучает предметы непосредственно соотнесенные с жизнью человека, его практической деятельностью, наука ориентирована на изучение таких фрагментов реальности, которые могут встретиться в практике в будущем.

Вещи, выделяемые для познания, наука фиксирует в виде идеальных образов – объектов, с которыми потом начинает работать как со специфическими предметами, заменяющими объекты реальности.

В науке закрепляются специально вырабатываемые средства познавательной деятельности, отличающиеся от средств обыденного познания (категориальный аппарат, концептуальные разработки, методология, гипотетико-исследовательские процедуры и пр.)

Необходимость осознания и фиксации совокупности методов и форм научной деятельности, позволяющих включать объект в сферу исследования и описывать его языком науки.

Наличие ученых – специалистов, появление специальных учреждений, обучающих этой деятельности и производящих прикладные и широкомасштабные исследования по выработке достоверных знаний о действительности.


2. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни. Формы научного исследования

Структура научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни.

Эмпирическое исследование непосредственно соприкасаясь с объективной действительностью, отражает преимущественно явления и отношения между ними. В широком смысле эмпирическое знание – это обыденное знание, которое накапливается в ходе развития человеческой практики.

В узком – это определенный этап получения научного знания, который добывается на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента (измерения).

Главные цели эмпирического познания: 1) получение данных наблюдения; 2) формирование фактов науки, на основе которых строится эмпирический базис научного знания и развертывается система теоретического построения. 3) обработка, систематизация, классификация полученных данных.

Исходя из этого, эмпирический уровень исследования состоит из: а) подготовки эмпирического исследования; б) получения исходных данных; в) формирования фактов науки; г) первичной рациональной обработки научных фактов с целью установления эмпирических зависимостей.

Основными методами эмпирического познания являются:

А) наблюдение

Б) сравнение

В) эксперимент.

Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие предметов и явлений, обусловленное целью и задачами исследования. Требования к наблюдению – а) четко установленные чувственно-эмпирические связи между субъектом и объектом; б) однозначность определения смысла наблюдения; в) применение совокупности методик; в) объективность, г) системность.

Эксперимент – метод эмпирического познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуется специально смоделированная ситуация, процесс. Задачей экспериментов в эмпирических исследованиях является проверка гипотез и предсказаний.

Структура теоретического знания и его основные формы. Теория – это органически целостная непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, в обобщенной форме раскрывающая существенные свойства и закономерные связи объективной действительности, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений. Структура следующая:

1)                             формально-математическая часть теории (использование математических формул, аксиоматизация и формализация знания, построение математических гипотез и моделей);

2)                             идеализированная модель действительности (мысленный, эксперимент, абстрактный объект, связи и отношения между явлениями и моделями).

Сложившаяся теория включает в себя ряд элементов. Среди них основные:

-         теоретическая схема, образованная из абстрактных объектов и связей между ними;

-         математический аппарат, интерпретируемый посредством данной схемы;

-         правила, постулаты и принципы построения;

-         эмпирический базис, на который опирается теория;

-         картина мира, на которую проецируется теоретическая модель.

Основная цель научной теории – установление общих закономерностей и объяснение на их основе непонятных явлений.

Основная функция – объяснение и предсказание новых явлений.

Формы научного исследования.


3. Методы научного познания, их разнообразие и особенности использования на различных этапах исследования

Методы научного познания

Метод научного познания – это определенный способ, прием решения познавательных задач. Все познавательные методы можно разделить на: 1) всеобщие, 2) общенаучные и 3) частнонаучные.

Всеобщие методы раскрывают общее направление и характер познания в целом (независимо от специфики явлений).Всеобщие методы познания сформулированы философией, которая теоретически обобщает и отражает наиболее общие законы функционирования и развития природы, общества и мышления. Среди них наиболее распространены следующие: метафизический метод, диалектический метод, герменевтический метод, эклектический и др.

Общенаучными называются методы, которые использует большинство или все науки, познающие конкретные сферы, отрасли действительности (статистический, системный, структурно-функциональный методы и т.д.).

Частнонаучные методы используются в познании частными, отдельными науками для познания закономерностей существования и развития фрагментов действительности (в физике – радиоспектральный метод, в медицине – метод препарирования, в математике – метод ).

Следует выделить в отдельную группу методов так называемые общелогические методы – как методы, присущие человеческому познанию в целом (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и т.д.). Остановимся на объяснении некоторых из них:

Анализ и синтез. С помощью научного познания возможным оказывается изучение внутренних сущностных признаков предметов, их взаимосвязей и взаимодействий. Для этого необходимо целостный предмет расчленить на составляющие его части, изучить их, выделяя свойства и отношения, выясняя их роль в системе целого предмета. Это достигается с помощью логических методов анализа и синтеза. Анализ - метод познания, с помощью которого происходит мысленное расчленение целостного предмета на составляющие его части с целью углубленного изучения. Синтез – метод познания, способствующий соединению ранее выделенных частей целого предмета с целью их всестороннего изучения. Анализ и синтез – наиболее элементарные, но, одновременно, и универсальные методы познания: они применимы на всех этапах и уровнях исследования. Анализ не может существовать без синтеза и наоборот. Результаты синтеза могут быть исходной точкой дальнейшего анализа. Анализ и синтез связаны в познании с такими методами как индукция, дедукция, абстрагирование и обобщение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.