Рефераты. Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

Его суть: раскрыть механизм и процесс развития путем взаимодействия качественно-количественных характеристик предметов, процессов, явлений, показать каким образом протекает развитие.

Содержание закона - непрерывные количественные накопления (эволюционные изменения) возможны без преобразования качества систем, предметов до определенной меры, преодоление которой приведет к скачкообразным (революционным) изменениям и переходу к новому качественному состоянию системы. Всякое новое качество имеет свои количественные параметры, способные к дальнейшему изменению.

Формула: количество - мера - скачек - качество.

3. Закон отрицания отрицания (диалектического отрицания). Формулировка - каждая ступень развития, будучи результатом отрицания предыдущего состояния, воспроизводит (синтезирует) структуру исходной ступени на более высоком уровне.

Суть: показать направленность развития, его форму (фигуру), подчеркивая преемственность и изменчивость.

Содержание: повтор на следующей ( высшей ) стадии развития внутренней структуры изначальной ступени обуславливает спиралевидную, поступательную форму развития, с отбрасыванием устаревшего и обретением нового (позитивного) качества

Формула: тезис - антитезис - синтез.

Стадии протекания развития:

а) Существование изначальной определенной структуры, качества системы, процесса.

б) Отрицание. 1) устремленность к значительному разрушению структуры, ее модернизация или замена.

2) возникновение альтернативного образования.

3) динамичность системы, отмирание старого.

4) сохранение основы изначальной системы, наделение ее новыми возможностями.

5) обретение новых содержательных черт системы.

в) Синтез:

1) обращение системы к изначальному состоянию с учетом трансформации предыдущего состояния.

2) структурная реорганизация предыдущей модели на новом уровне.

3) выделение и приращение синтезированных тенденций в переходной стадии.

4) возникновение нового состояния.

5) переход на новую (высшую) стадию развития.

Характеристики диалектического отрицания:

- имманентность;

- абсолютность (универсальность);

- конкретность (определенность);

- объективность;

- интегральность.

Отличие диалектического отрицания от метафизического:

1) условие, момент развития - огульное низвержение старого

2) сохранение преемственности как основы - отрицание преемственности в развитии.

3) поступательный характер изменений - разрушительное действие в системе.

4)модернизация старых форм - необходимость уничтожения старого

5) отрицание как начало синтеза - тотальность, всеобщность отрицания

6) разрушение как момент развития - абсолютизация разрушений

7) оптимизм и конструктивизм - негативизм и пессимизм

8) спиралевидный характер - круговорот, цикличность

Объективная и субъективная диалектика.

Диалектику традиционно разделяют на объективную и субъективную.

Объективная диалектика - это движение и развитие предметов, процессов в в самом материальном, внешнем мире. Она не зависит ни от сознания и интересов человека, ни от сознания, воли всего человечества.

Субъективная диалектика - это движение и развитие мысли (диалектическое мышление), которая отражает диалектику внешнюю, объективную. Субъективность диалектики подчеркивает, что она существует лишь в голове человека как форма человеческого мышления, являясь при этом отражением объективной, а по содержанию совпадающей с последней.

Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия. В ХХ в. диалектическои материализме произошло нивелирование духа диалектики классовыми интересами, подмена ее объективного содержания изменениями по воле вождя, гегемона, народа.

В других философских школах диалектика соединяется с теологией и тем самым изменения объясняются действием божественной воли., либо с иррационализмом.

Распространена точка зрения о том, что мир мир не диалектичен, а синергетичен, стремится не к развитию и уничтожению старых форм, а к перманентному движению от хаоса к логосу и, одновременно, от порядка к дисгармонии.

Есть мнения о том, что мир не диалектичен, а эклектичен, или наоборот, мы видим псевдоизменения на микроуровне, на уровне бытия мира этих изменений нет.



Литература


1.      В мире причин и следствий. - М., 1991.

2.      Диалектика материального мира. - Л. 1985;

3.      Милкин А.М., Подольский В.А. Категория развития в материалистической диалектике. - М., 1980;

4.      Руткевич М.Н., Лойфман И.Н. Диааалектика и теория познания. - М., 1994;

5.      История диалектики XIY - XYIII вв. - М., 1974.


Тема 8. Философия природы


1. Особенности философского понимания природы. Природа и человек. Природные факторы и условия жизни.

2. Природа и общество. Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества. Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”. Идеи коэволюции и глобального эволюционизма.

3. Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления. Особенности экологических проблем в Беларуси. Формирование экологического сознания и экологической культуры.


1. Особенности философского понимания природы. Природа и человек. Природные факторы и условия жизни

Особенности философского понимания природы.

Природа и человек.

Природные факторы и условия жизни.


2. Природа и общество. Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества. Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”. Идеи коэволюции и глобального эволюционизма

Природа и общество.

Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества.

Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”.

Идеи коэволюции и глобального эволюционизма.


3. Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления. Особенности экологических проблем в Беларуси. Формирование экологического сознания и экологической культуры

Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления.

Особенности экологических проблем в Беларуси.

Формирование экологического сознания и экологической культуры.


Раздел II. Философская антропология

Тема 9: Проблема сознания


1.     Философский смысл сознания: способы постановки и решения проблемы.

2.     Происхождение и сущность сознания, его свойства и структура. Сознательное и бессознательное. Самосознание и его компоненты. Развитие форм самосознания личности.

3.     Сознание, мышление, язык. Идеальное, материальное и реальное. Проблема моделирования искусственного интеллекта

4. Социокультурная основа сознания. Общественное сознание, его уровни и виды. Сознание, поведение, деятельность.


1. Философский смысл сознания: способы постановки и решения проблемы

Категория сознания – ключевая для любой философии. Онтологический аспект сознания заключается в его соотнесенности с другой предельно общей философской категории – “материя”. От способа решения проблемы первичности этих двух реальностей (так называемого основного вопроса философии) зависит принадлежность к материалистической, либо идеалистической традиции. Гносеологический аспект проблемы сознания предоставляет возможность ответить на вопрос о степени познаваемости мира человеком. Аксиологические вопросы также непосредственно связаны с сознательной целенаправленной деятельностью человека.

Природа сознания состоит в определении его как особой разновидности психической деятельности человека.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи – мозга человека, продукт и необходимая сторона трудовой деятельности, существующее на основе общественных форм жизни.

Отличие сознания человека от психики животных:

1) целеполагание - целесообразное поведение;

2) абстрактное мышление - конкретно-предметное мышление; язык (вторая сигнальная система) звуки (первая сигнальная система)

3) самосознание - отсутствие рефлексивных форм.

1) Прежде чем действовать, человек идеально, в сознании формирует образ, который предстоит реализовать. Т.е. человек способен полагать цель, осознает то, что надо делать. Поведение животных рефлекторно, неосознанно, построено на ориентации сообразно цели, оно лишь целесообразно. Сознанию присуща функция проектирования. Опережающее отражение помогает ставить и осуществлять цели.

2) У животных отсутствует вторая сигнальная система, позволяющая воспроизвести существующие и существенные связи предмета посредством языка, абстрактного мышления. У животных мышление конкретно-предметное. Сознание человека не только отражает мир, но и творит его.

3) Самосознание означает, что человек относится к продуктам своей деятельности как к особым предметам и способен осознавать себя, свое место, роль и предназначение. Саморефлексия приводит человека к пониманию себя как личности, неповторимости, способствует формированию его духовного мира.

Таким образом, сознание – свойство высокоорганизованной материи мозга человека, высшая форма психики, которая способна отражать мир в форме идеальных образов, характеризующаяся при этом целеполаганием, языковым мышлением и самосознанием.


2. Происхождение и сущность сознания, его свойства и структура. Сознательное и бессознательное. Самосознание и его компоненты. Развитие форм самосознания личности

Способ жизнедеятельности человека отличен от жизни животных. Приспособление животных к миру выражается в том, что животные при изменившихся условиях среды изменяют и себя. Человек тоже меняется при взаимодействии со средой. Но человек приспосабливается к миру путем изменения внешней среды, приспосабливая ее к своей жизнедеятельности.

Формой жизнедеятельности его является труд. Чем активнее человек в этом процессе, тем ярче проявляется его человеческая сущность.

Сознание детерминировано практикой человека, его трудом, возникает из практики.

Происхождение и сущность сознания, его свойства и структура.

Сознание формируется в онтогенезе. Процесс развития труда – процесс становления человека и его мышления. Труд возник в особых формах приспособительной деятельности человека. Одной из них является орудийное поведение.

Три формы развития труда:

а) орудийные формы поведения животных, связанные с постоянным приспособлением природных предметов в функции усилителей естественных органов Это – предпосылка труда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.