Рефераты. Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы

Общество - целостная, саморазвивающаяся система способов взаимодействия и форм объединения людей. Оно может быть представлено как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов.

Основными подсистемами общества являются сферы общественной жизни. Выделяют четыре важнейших социальных сферы:

1) экономическая сфера охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения обмена и потребления товаров и материальных благ;

2) политическая сфера распространяется на отношения к власти и по поводу власти между партиями, организациями и государством;

3) социальная сфера складывается из отношений между слоями и социальными группами, общественными организациями и социальными институтами;

4) духовная сфера отхватывает отношения в обществе, связанные с духовными процессами, религией, моралью. искусством.

Все эти подсистемы имеют свои подсистемы и элементы. В экономической, к примеру, выделяют производственные учреждения (предприятия), учреждения сферы услуг, транспорта, подсистему сельского и лесного хозяйства, а также фондовые, товарные биржи, банковскую систему и т.д. В политической сфере - государство, правоохранительная система, законодательные органы, институт прокуратуры, система политических партий и организаций. В реальном историческом процессе они находятся во взаимосвязи и взаимодействующем влиянии друг на друга. Трансформации в политической сфере детерминированы экономическими проблемами, которые, в свою очередь, вызывают изменения в социальной сфере, а зачастую и в духовной. Духовное развитие общества оказывает прямое или опосредованное влияние на экономику, на политику, на общественную жизнь.


3. Специфика социальных законов. Закономерности и сознательная деятельность людей. Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества

Специфика социальных законов.

Под законом обычно понимается существенная связь между явлениями, обладающая всеобщностью, необходимостью, повторяемостью в конкретных условиях данной системы. Социальный закон - вид связи, который определяет характер отношений в деятельности людей и социальных общностей. Исследовать социальные законы значит установить существенные связи, выявить тенденции в развитии общества. Социальные законы разделяются:

- по времени и тотальности действия - на: а) общие (действующие во всех социальных системах)

и б) специфические (действие которых ограничено одной или несколькими сферами общества - экономические законы капитализма).

- по степени общности: а) законы, которые характеризуют развитие социальной сферы в целом,

и б) законы, определяющие развитие отдельных элементов социальной системы.

- по способу проявления: а) статические и динамичные;

б) законы развития и законы функционирования.

Одной из важнейших особенностей проявления социальных законов является их действие как тенденций: выраженность общей направленности действия при наличии отклонений, колебаний, противодействия.

Закономерности и сознательная деятельность людей.

Специфика действия социальных законов обусловлена и осуществляется под воздействием активной, целенаправленной, сознательной деятельности людей.

Социальные действия, протекающие под влиянием социальных законов, называются социальной деятельностью. Социальная деятельность непосредственно организуется и осуществляется как сознательная деятельность людей, поэтому их субъективные интересы и потребности накладываются на объективные социальные процессы. Естественным в обществе считается, что эти объективные законы могут замедляться, искривляться, задерживаться в связи с человеческими усилиями и устремлениями.

Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества.

Социальный детерминизм - жесткая предопределенность социальных явлений объективными, вне человека положенными факторами и причинами. Известны различные виды детерминизма: механистический (“лаплассовский”), религиозный (теологический), вульгарно-материалистический.

В противоположность детерминизму индетерминизм отрицает существование всяких социальных взаимосвязей и причинно-следственных действий в общественном развитии.

Фатализм - учение о том, что всякая деятельность, всякий факт жизни человека и общества в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине. Фатализм проповедуют оккультные учения, астрология. Социальный фатализм не признает роли личности в общественном развитии, субъектов социального творчества в социальной практике.

Специфической разновидностью фаталистического принципа выступает ламброзианство: учение о предопределении преступной деятельности личности исходя из его внешних биологических черт.

Волюнтаризм - учение о том, что основополагающим принципом жизнедеятельности является воля. Социальный волюнтаризм отрицает действие объективных факторов, а все социальное развитие выводит из феномена воли, мировой и человеческой.


Литература


1.      Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. - М., 1995.

2.      Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995.

3.      Духовное производство. Социально-философский аспект духовной деятельности. - М., 1981.

4.      Карпенко А.Н. Фатализм и случайность будущего. Логический анализ. - М., 1991.

5.      Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 1996.

6.      Общество и человек: пути самоопреления. - СПб., 1994.

7.      Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982.

8.      Социальная философия. - М., 1995.

9.      Человек и общество. Современный мир. - М., 1994.


Тема 15: Философия истории


1)     Развитие общества как естественноисторический процесс. Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития.

2)     Субъекты и движущие силы истории. Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии.

3)     Индустриальное и постиндустриальное общество.

4)     Общественное развитие на постсоветском пространстве. Перспективы общецивилизационного процесса.

1. Развитие общества как естественноисторический процесс. Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития

Развитие общества как естественноисторический процесс

Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития.

2. Субъекты и движущие силы истории. Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии

Субъекты и движущие силы истории.

Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии

3. Индустриальное и постиндустриальное общество.

4.   Общественное развитие на постсоветском пространстве. Перспективы общецивилизационного процесса.

Общественное развитие на постсоветском пространстве.

Перспективы общецивилизационного процесса.


Тема 16: Философия права и политики


1)     Социально-философский подход к анализу феноменов права, власти и политики.

2)     Государство как социальный институт. Философия права и власти

3)     Основные компоненты политико-правовой деятельности. Роль политического и правого сознания в развитии общества. Философские аспекты концепции правового государства.

4) Современный смысл прав человека и гражданского общества.

1.   Социально-философский подход к анализу феноменов права, власти и политики.

2.   Государство как социальный институт. Философия права и власти.

Государство как социальный институт.

Философия права и власти

3. Основные компоненты политико-правовой деятельности. Роль политического и правого сознания в развитии общества. Философские аспекты концепции правового государства

Основные компоненты политико-правовой деятельности.

Роль политического и правого сознания в развитии общества.

Философские аспекты концепции правового государства

4. Современный смысл прав человека и гражданского общества.


Тема 17: Философия культуры


1)     Понятие и сущность культуры. Проблемы культуротворчества человека и функции культуры в обществе.

2)     Основные философские концепции существования и развития культуры. Отечественная философия культуры.

3)     ) Культура и цивилизация.

4) Динамика культуры. Традиции и новации. Диалог культур. Национальное и общечеловеческое в культуре.


1. Понятие и сущность культуры. Проблемы культуротворчества человека и функции культуры в обществе

Понятие и сущность культуры.

Этимология понятия “культура” имеет двойственное звучание: а) возделявание, обработка (земли); б) поклонение, культ.

Культура - система программ общения, поведения и деятельности индивидов, при которых воспроизводится определенный тип жизни людей.

Культура - совокупность искусственных образований, созданных людьми, форм их жизнедеятельности, образцов самопознания и саморазвития.

Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, ценностей и отношений.

Проблемы культуротворчества человека и функции культуры в обществе.

Функции культуры - это предназначение ее в обществе то, для чего она существует , какую выполняет роль, какова ее социальная значимость. Это - социальное достояние. Функции культуры социально ориентированы, приводят индивидуальные интересы в соответствие с социокультурными программами.. Среди наиболее общих и универсальных функций выделяют:

1) социально-интеграционную - обеспечение социальной интеграции, консолидации, коммуникации между людьми. Культура является тем основанием, которое позволяет объединить людей, формировать устойчивость их существования.

1)  регулятивная - регулирование процессов взаимоотношений между людьми: мораль, ценностные ориентации пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.