|
Было бы идеальным для руководителя совместить в себе лидера и менеджера и в зависимости от ситуации использовать те или иные качества - решилась бы масса проблем руководителя: увидеть перспективы развития, выступать в роли стратега, решать тактические задачи, выполнять все функции управления, повлечь за собой подчиненных не прибегая к должностной власти и т.д. Но это невозможно, так как эти два понятия содержат противоречия, которые нельзя совместить в одной голове и реализовывать их одновременно. С моей точки зрения на руководяще должности должен стоять менеджер, умеющий применять свои способности, данную ему власть, свой авторитет эффективно и в нужном направлении.
Работа руководителей многообразна и довольно сложна. Изучая работу менеджеров Г.Минцберг, профессор менеджмента Макгильского университета в Монреале, предположил, что они выполняют десять управленческих ролей, которые он объединил в три группы:
Десять управленческих ролей по определению Минцберга[4].
Роль
Описание
Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей.
Межличностные роли
Главный руководитель
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера
Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства
Лидер
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности
Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено
Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации. Которые предоставляют информацию и оказывают услуги
Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации
Ведет поиск и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую успешно использует в интересах дела; выступает как «нервный центр» внешней и внутренней информации, поступающей в организацию.
Обработка почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)
Распространи-тель информации
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации
Рассылка почты по организациям с целью получения информации. Вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)
Представитель
Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли
Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления (включая передачу информации во внешние организации и другим лицам)
Роли, связанные с принятием решений
Предприни-матель
Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию». Приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включающие инициирование или разработку проектов совершенствования деятельности
Устраняющий нарушения
Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
Распредели-тель ресурсов
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации
Составление графиков, запросы полномочий: действия, связанные с составлением и исполнением бюджетов; программирование работы подчиненных
Ведущий переговоры
Ответственный за представительство организации на всех важных переговорах
Ведение переговоров.
Также Г. Минтцберг сделал выводы, касающиеся основных умений и способностей лидера:
1. Искусство быть равным, т. е. способность устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
Анализ «ролей по Минцбергу» показал, что по своей идее ролевая методология имеет смысл в том случае, если она может каким-либо образом способствовать совершенствованию практической деятельности конкретных руководителей (менеджеров), а не ограничивается «методологией ради методологии» [3].
Исследование [3]:
В этой связи Комаровым Е. Было проведено исследование ролей, исполняемых руководителями вузовских издательств самых разных регионов Российской Федерации. При этом методология исследования имела прагматическую ориентацию или нахождение таких подходов, которые позволили бы оценить количество ролей, качество их исполнения, предпочтения и возможности совершенствования профессиональной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛЕЙ
Путем предварительного устного опроса исследователь выявил тринадцать характерных ролей, свойственных работе руководителей вузовских издательств. Для углубленного анализа был разработан специальный опросник «Роли руководителя в издательской деятельности», с помощью которого в декабре 1998 года был проведен опрос 33 руководителей, повышавших квалификацию в Московском государственном университете печати.
Им предлагалось произвести самооценку исполнения ролей по четырем признакам:
1. Частота исполнения (цифра 1 - эпизодическое исполнение; 2 - периодическое; 3 – постоянное).
2. Роли, которые хотелось бы исполнять лучше.
3. Роли, которые нравятся больше всего.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.