|
В идеале организация должна управляться тандемом, состоящим из лидера и менеджера, каждый из которых оказывается сильным в своих собственных сферах. Если лидер делает правильные вещие (обдумывает новые рынки сбыта, планирует ресурсы, разрабатывает новую структуру организации и т.д.), то менеджер делает эти же самые вещи правильно (организует выпуск нового товара, распределяет ресурсы и нагрузку среди членов организации и т.д.). Некоторые специалисты считают, что «для успешности и цивилизованности бизнеса важным является усиление роли лидерства в управлении» [5]. Сама жизнь постоянно предъявляет все новые и новые требования к современным руководителям. Наступивший век требует нового типа руководителя. Для эффективного управления современному руководителю необходимо быть лидером, способным предвидеть грядущие перемены, уметь определять и вовремя корректировать направления развития бизнеса [5].
Но при этом имеет место также точка зрения, согласно которой «хороший лидер – это плохой менеджер» [19].
Считается, что
лидер на руководящей должности способен вдохновить сотрудников на достижение
результата и сделать компанию успешной. Но партнер консалтинговой фирмы ACM
Professional Services Дмитрий Маришкин утверждает, что это неверное мнение.
Амплуа лидера – роли "второго плана", и назначать его начальником –
большая ошибка.
Текст: НАТАЛЬЯ ОБУХОВА
СЕКРЕТ ФИРМЫ:
Чем плох человек с качествами лидера на месте руководителя?
ДМИТРИЙ МАРИШКИН: В моем понимании руководитель – это человек, который
следит за рабочим процессом, поддерживает его в порядке и проводит
необходимые изменения в соответствии со стратегией компании. Он должен
оперировать рациональной логикой и конкретными знаниями. У лидера, как я
считаю, развиты принципиально иные способности – это человек, который может
организовать других людей для решения неких временных задач, требующих
сверхусилий, а для этого ему не обязательно занимать какую-то менеджерскую
должность. Он пользуется своим умением произвести впечатление на окружающих.
СФ: Но ведь
считается, что мотивация сотрудников – это обязанность руководителя,
менеджера...
ДМ: Это верно в том случае,
если под словом "руководить" понимать "вести": впереди
идет вожак, а за ним следует стая. Но я под руководством подразумеваю иное:
условно говоря, руководитель идет не впереди коллектива, а позади него. А
люди при этом делают то, что ему нужно. Идеальный руководитель вообще ничего
не делает. Он сидит и спокойно себе думает. Руководить означает не вести за
собой, а ставить цели. А вести – означает лидировать.
СФ: И эти две
задачи несовместимы?
ДМ: Как правило, нет. Лидер
принимает решения, исходя из своих личных впечатлений. Чаще всего с проблемой
такой несовместимости сталкиваются предприниматели – лидеры по своей сути,–
которые сами руководят своим бизнесом. Как управляющие они представляют, что
необходимо для развития компании. Однако зачастую принимают решения на
основании эмоций, своего личного отношения к собственности, по принципу
"мне кажется", а не на основе холодного расчета. Например, многие
из них могут сказать, что нанимать в компанию родственников неправильно. И,
тем не менее, сами, особенно когда дело касается финансовых вопросов,
предпочитают брать к себе родственников, а не специалистов со стороны.
Руководствуясь при этом совершенно иррациональным мотивом, что "свой"
не украдет. Он, может, и не украдет, но, скорее всего, окажется таким
работником, что потери будут гораздо больше.
СФ: Но во многих
компаниях на руководящие должности назначают именно лидеров.
ДМ: И это неверный подход.
По какому принципу обычно ищут кандидатов на руководящую должность?
"Выбрать самого заметного". Самый заметный – тот, кто показывает
лучшие результаты, а значит, привлекает внимание окружающих. На какое-то
время он становится образцом для других, коллеги начинают ему подражать. То
есть появляется лидер. Но, если такой человек становится начальником, ему
нужно использовать уже другие методы общения с коллективом, поскольку коллеги
превратились в подчиненных. А он к этому, как правило, не готов. Тем не
менее, ситуацию, когда, например, "самый лучший продавец"
назначается супервайзером, мы наблюдаем сплошь и рядом. В результате компания
теряет хорошего продавца и не факт, что получает хорошего менеджера.
СФ: Почему так
происходит?
ДМ: Потому что решения о
назначениях принимаются на основе эмоционального критерия – "он лучше
других работает", тогда как выбор менеджера по определению должен
опираться только на холодный расчет – "он знает, как управлять
другими".
СФ: Хорошо,
тогда какое место вы определяете для лидера?
ДМ: Менеджер должен
выбирать лидера для каких-то определенных целей. Приведу пример из военной
истории – Суворов сам по полям сражений не скакал, он умел поставить лидера
на каждый бой и каждую военную кампанию. Так и менеджеру в какой-то
конкретный момент нужен человек, который идеальным образом будет вести
коллектив к определенной цели – за счет своего авторитета, а не формальных
полномочий. Но прежде нужно создать условия для того, чтобы такой человек
выделился. Как только он выделился – он лидер. Любой человек, помести его на
постамент, в конце концов, начнет размахивать руками и показывать, куда надо
идти. И люди будут к нему прислушиваться только потому, что он стоит выше.
СФ: То есть
лидером можно сделать кого угодно? Каким же образом?
ДМ: Очень просто. Допустим,
у меня в подчинении 20 человек. Например, я считаю, что на данном этапе мне
нужно получить как можно больше новых клиентов. У меня есть сотрудник,
который умеет убеждать. И я начинаю ставить его в пример другим, говорю:
"Вот как нужно работать". Все начинают этого человека копировать.
Дела идут, клиентов становится много... Возникает новая задача – всех их как
можно лучше обслуживать. Теперь мне нужен другой человек на роль лидера. Я
нахожу самого кропотливого, самого трудолюбивого и говорю: "Вот он –
самый лучший". Начинаю с ним регулярно общаться, всем о нем
рассказывать. В конце концов, он станет лидером, к нему начнут
прислушиваться. Все станут более кропотливыми, а я выполню очередную задачу.
СФ: Существует
ли дилемма "лидер или менеджер" на Западе?
ДМ: Если говорить о
развитых странах, то для них это давно пройденный этап. Там для
предпринимателя-лидера главная цель – вывести компанию на фондовый рынок и в
идеале вообще продать свой бизнес, чтобы получить большие деньги и
наслаждаться жизнью. Для реализации мечты нанимается менеджер, который четко
понимает, куда необходимо вести данную компанию. Поскольку в западной
корпоративной культуре все процедуры отработаны до автоматизма, люди с
лидерскими амбициями просто не попадают на топ-менеджерские позиции. Таких
людей наемный менеджер выбирает на конкретные проекты и меняет по мере
необходимости. А как поступают у нас? Я знаком с руководителем одной
компании, которая запускает в среднем по два крупных инвестиционных проекта
ежегодно. Естественно, в каждом случае в рамках управления проектом возникает
лидер. И вот в тот день, когда этот проект должен быть закрыт, к руководителю
приходит лидер и говорит, что ему нужен еще месяц, и тогда все будет еще
лучше. Хотя по всем правилам этот проект стоит завершить, деньги тратятся еще
целый месяц и буквально впустую.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.