Рефераты. Управление как искусство
Поединки
чем-то похожи на ролевые игры, которые используются в обычных тренингах, но
есть и серьезные отличия. Перед каждым поединком участники получают описание
некой ситуации; там же обозначены роли, которые они могут играть. Тот, кому
выпало ходить первым, определяет, кого изображает он, а кого — его противник. У
каждого из «дуэлянтов» по 5 минут. Если кто-то из них решает, что
разыгрываемая ситуация себя исчерпала, то нажимает на кнопку шахматных часов, и
ход переходит к сопернику, который задает свои роли.
Участвовать
в поединке могут те, кто учился на семинарах Тарасова. То же относится и к
секундантам. В ходе «дуэли» они сидят рядом с игроком и следят за временем, а
также за состоянием подопечного. Если секундант видит, что тому необходимы
инструкции, он может взять двухминутный тайм-аут и обсудить все в сторонке.
Десять
минут поединка — не так уж и много. Но каждый игрок может задать вопросы или
привести аргументы, к которым противник не готов, поэтому помимо убедительности
в исполнении роли важна молниеносная реакция. Для игроков это экстраординарная
ситуация, а именно в подобных обстоятельствах люди раскрываются по-настоящему.
Всего во
время чемпионата проходит 30 поединков. Некоторые ситуации разыгрываются не
один раз, и наблюдать «повторный» розыгрыш даже интереснее: любопытно, какую
тактику применят разные игроки.
Кто
победил, решают судьи трех коллегий. Каждый из них должен голосовать, исходя
из интересов, которые диктует им их роль. «Нанимающиеся на работу» оценивают
способность игрока обеспечить материальное и моральное благополучие подчиненных,
«доверяющие собственность» — умение ее сохранить и приумножить, а «отправляющие
на переговоры» — готовность отстоять позицию на жестких переговорах.
Поэтому
мнения судей нередко расходятся. Но в итоге, по мнению Владимира Тарасова,
достигается объективная оценка.
Игрокам,
которые дошли до финала, приходится сразиться в пяти-шести поединках. «„Радость
неудачи" испытывают все, кроме одного участника,— считает Владимир
Тарасов.— И я за них рад, поскольку это очень важное переживание. Основное
качество менеджера — умение подняться после падения. А как его проявить, если
не упал? »
— Зачем
все это нужно?
— За
многим,— ответил Тарасов— Управляя, люди совершают массу ошибок. А надо делать
верные и точные шаги. Это экономит и время, и ресурсы. Управленческие поединки
— это хороший опыт внутрифирменного управления. И очень хороший способ оценки
людей: 10 минут, и уже понятно, как человек решает управленческие проблемы. Ну
а для игроков это возможность увидеть свои недостатки и что-то в себе изменить.
Глядя, как
взрослые люди изображают то директора хлебозавода, то президента
инвестиционного фонда, то начальника цеха Иванова, можно сказать: «Прям как
дети...».
Между тем
«дети» занимают не самые последние посты в не самых последних компаниях.
Большинство игроков выступают под игровыми именами.
Сидоров
уже участвовал в управленческих поединках. «Во время этого чемпионата я чувствовал
все свои слабые места,— рассказывает он.— В жизни трудно посмотреть на себя
объективно, а окружающие критикуют редко. Когда тебе дают оценку с
комментариями, это позволяет не делать ошибок в дальнейшем». Подумав, Алексей
Сидоров делает метафоричное дополнение: «Как прожектором высвечиваются яркие
грани моего несовершенства, которые нужно искоренить».
Еще один
пример ситуации (последнего боя) № 13 «Коварный директор».
Компания,
занимающаяся обучением персонала, успешно работает под руководством наемного
генерального директора.
Собственник
компании живет в другом городе и особо не вникает в ее дела. Для укрепления
финансовой дисциплины в компанию назначается «свой» финансовый директор.
Возникает конфликт между финансовым директором и генеральным. Гендиректор
грозится уйти вместе с командой и клиентской базой, что повлечет за собой
распад компании. Роли и интересы:
Генеральный
директор — стремится убрать финансового директора, обеспечить себе безграничную
власть или уйти со всем персоналом и создать новую фирму. Собственник — намерен
не допустить распада компании, наладить и сохранить контроль.
Финансовый директор — хотел бы наладить полный финансовый
контроль, не потерять рабочее место.
Данный метод помогает выявить
свои недостатки и, если ты не заметишь их сам, то тебе об этом скажут. Но
по-моему существуют также и недостатки, т.к. оценка выносится довольно
субъективная, жюри состоит всего из 9 человек (специалистов) и у каждого из них
своя субъективная точка зрения: на практике может оказаться, что проигравший по
оценке жюри, выиграет. Вероятность этого конечно не велика, но все же
присутствует.
Следующее, что я хотела бы
рассмотреть – это тренинги.[9]
Хотя тренинги длятся максимум четыре дня,
польза от них очень большая: львиная доля времени отводится на практические
занятия. Кроме того, тренеры видели много компаний, знают, с какими
трудностями те обычно сталкиваются и как их преодолевают. И главное, им
известно, как научить персонал действовать эффективно. Хороший бизнес-тренер
должен блестяще владеть психологией, иметь представление о практическом
бизнесе и к тому же обладать недюжинными коммуникативными навыками.
Тренинги в России – явление
относительно новое. Впервые эту услугу стали предлагать в начале 1990-х, и
клиентами были в основном западные корпорации.
Тренинги делятся на открытые и
корпоративные. Первые проводятся для всех, кто пожелает: клиент выбирает
программу, платит деньги и проходит тренинг вместе с другими, незнакомыми
ему, людьми. На корпоративных же тренингах случайных людей не бывает: все
обучаемые – сотрудники компании, заказавшей эту услугу.
С точки зрения используемых
тренинговыми компаниями методов их можно разделить на две группы –
"западников" и "славянофилов". Первые – это зарубежные
компании, тренинги которых разработаны и успешно апробированы на Западе,
например CBSD ("Центр развития деловых навыков"), MTI и др. Их преимущество
в том, что по окончании учебы слушатели получают международные сертификаты. А
"славянофилы" – среди них "АРС-Витэ", PRADO R & T,
группа компаний "Международный институт менеджмента" – используют
программы, разработанные в России и для России, с учетом специфики конкретной
компании.
Хороший тренинг – это не
просто передача знаний и умений. Для начала тренинг-компания должна провести
диагностику фирмы-клиента: понять, в чем ее проблемы, и придумать, как их
лучше решить. А по окончании тренинга – измерить эффект от его проведения.
Наиболее распространенные и
востребованные тренинги входят в три группы: тренинги по управлению,
взаимодействию и отработке конкретных деловых навыков.
Программы из управленческой
группы помогают выявить и
исправить слабые стороны руководителя. К примеру, программы "Разработка
рыночной стратегии" и "Стратегическое управление в условиях
изменений" ("Институт тренинга") позволяют менеджерам
научиться вырабатывать и применять рыночную стратегию. Такие тренинги
рассчитаны в основном на менеджеров высшего звена. Программы для
миддлменеджеров посвящены более частным вопросам: управлению сервисом,
проектами, проблемам найма персонала и его мотивации и т. п.
Программы по деловым
навыкам направлены на
развитие различных деловых качеств. Например, умению планировать время – его
выработке посвящены тренинги по тайм-менеджменту. Тренинги по деловому
этикету помогают правильной организации бизнес-контактов: как принимать
делегацию, подготовить программу пребывания, преподнести сувенир, провести
телефонные переговоры и т. п. Тренинги по ораторскому искусству научат
говорить публично, а программы по стресс-менеджменту – преодолевать стрессы и
рационально использовать силы ("АРС-Витэ").
Сам процесс тренинга выглядит
так. Сначала тренинговая компания командирует к заказчику специалиста, цель
которого – провести диагностику. Взаимодействуя со службой персонала, он
готовит и формирует группы для тренинга, тестирует участников, собирает
сведения о них и т. д. Диагностика – процесс долгий, порой на нее уходит
несколько недель. Причем сотрудники об этом могут даже не догадываться. Екатерина
Тимохина, исполнительный директор компании "Тим Тренинг
Россия": “Мы работали с одним банком, и для проведения диагностики
отправили одного из наших сотрудников по всем его отделениям. В каждом он открывал
расчетный счет. В результате к концу своего маршрута он знал сильные и слабые
стороны каждого отделения – насколько грамотно там обращаются с клиентами,
насколько оперативно работники выполняют свои функции и т. п.”
После диагностики начинается
собственно тренинг. Обычно он продолжается один-два дня, причем сами тренеры
рекомендуют участвовать в тренингах не чаще, чем раз в 1-2 месяца. Как
правило, программа состоит из двух основных этапов. Первый посвящен
упражнениям на развитие логики и восприятие информации – слушателей готовят к
приобретению новых навыков. Сами же навыки передаются на втором этапе. В ход
идут мини-лекции, анкетирование, мозговые штурмы и т. п. Анна Моносова, гендиректор
"АРС-Витэ": “На этой стадии могут использоваться различные вспомогательные
инструменты. Самый распространенный – видеозапись, она дает обучаемым
возможность увидеть свою работу со стороны. К примеру, два участника
разыгрывают сценку "Продавец и трудный покупатель". Это записывают
на видео, а потом группа вместе с тренером просматривает пленку, обсуждает
недочеты и пытается придумать, как в идеале должна выглядеть такая ситуация.
Каждый помечает для себя ошибки и делает выводы”.
Через несколько месяцев после
завершения тренинга есть смысл проверить, насколько полезным он оказался.
Впрочем, объективных критериев, позволяющих оценить качество работы
тренинг-компаний, не существует. Обычно тренеры опираются на отзывы
сотрудников, партнеров и клиентов своих подопечных. Иногда пытаются
проследить изменения в объемах продаж компании и производительности ее
работников. Но даже если показатели выросли, вряд ли можно точно рассчитать,
в какой степени это заслуга тренеров. Однако у них в любом случае есть резон
посетить офис заказчика еще раз – а вдруг он уже созрел для нового тренинга.
Или для послетренинговой поддержки, которая закрепляет полученные знания.