Рефераты. Управление как искусство

Поединки чем-то похожи на ролевые игры, кото­рые используются в обычных тренингах, но есть и серьезные отличия. Перед каждым поединком участники получают описание некой ситуации; там же обозначены роли, которые они могут играть. Тот, кому выпало ходить первым, определяет, кого изображает он, а кого — его противник. У каждого из «дуэлянтов» по 5 минут. Если кто-то из них ре­шает, что разыгрываемая ситуация себя исчерпала, то нажимает на кнопку шахматных часов, и ход пе­реходит к сопернику, который задает свои роли.

Участвовать в поединке могут те, кто учился на семинарах Тарасова. То же относится и к секундан­там. В ходе «дуэли» они сидят рядом с игроком и следят за временем, а также за состоянием подопеч­ного. Если секундант видит, что тому необходимы инструкции, он может взять двухминутный тайм-аут и обсудить все в сторонке.

Десять минут поединка — не так уж и много. Но каждый игрок может задать вопросы или привести аргументы, к которым противник не готов, поэтому помимо убедительности в исполнении роли важна молниеносная реакция. Для игроков это экстраор­динарная ситуация, а именно в подобных обстоя­тельствах люди раскрываются по-настоящему.

Всего во время чемпионата проходит 30 поедин­ков. Некоторые ситуации разыгрываются не один раз, и наблюдать «повторный» розыгрыш даже ин­тереснее: любопытно, какую тактику применят раз­ные игроки.

Кто победил, решают судьи трех коллегий. Каж­дый из них должен голосовать, исходя из интере­сов, которые диктует им их роль. «Нанимающиеся на работу» оценивают способность игрока обеспе­чить материальное и моральное благополучие под­чиненных, «доверяющие собственность» — умение ее сохранить и приумножить, а «отправляющие на переговоры» — готовность отстоять позицию на жестких переговорах.

Поэтому мнения судей нередко расходятся. Но в итоге, по мнению Владимира Тарасо­ва, достигается объективная оценка.

Игрокам, которые дошли до финала, приходится сразиться в пяти-шести поединках. «„Радость неуда­чи" испытывают все, кроме одного участника,— считает Владимир Тарасов.— И я за них рад, пос­кольку это очень важное переживание. Основное качество менеджера — умение подняться после па­дения. А как его проявить, если не упал? »

— Зачем все это нужно?

— За многим,— ответил Тарасов— Управляя, люди со­вершают массу ошибок. А надо делать верные и точные шаги. Это экономит и время, и ресурсы. Уп­равленческие поединки — это хороший опыт внут­рифирменного управления. И очень хороший спо­соб оценки людей: 10 минут, и уже понятно, как че­ловек решает управленческие проблемы. Ну а для игроков это возможность увидеть свои недостатки и что-то в себе изменить.

Глядя, как взрослые люди изображают то дирек­тора хлебозавода, то президента инвестиционного фонда, то начальника цеха Иванова, можно сказать: «Прям как дети...».

Между тем «дети» занимают не самые последние посты в не самых последних компаниях. Большинство игроков выступают под игровыми именами.

Сидоров уже участвовал в управленчес­ких поединках. «Во время этого чемпионата я чув­ствовал все свои слабые места,— рассказывает он.— В жизни трудно посмотреть на себя объектив­но, а окружающие критикуют редко. Когда тебе да­ют оценку с комментариями, это позволяет не де­лать ошибок в дальнейшем». Подумав, Алексей Си­доров делает метафоричное дополнение: «Как про­жектором высвечиваются яркие грани моего несо­вершенства, которые нужно искоренить».

Еще один пример ситуации (последнего боя)  № 13 «Коварный директор».

Компания, занимающаяся обучением персонала, успешно работает под руководством наемного генерального ди­ректора.

Собственник компании живет в другом городе и особо не вникает в ее дела. Для укрепления финансовой дисципли­ны в компанию назначается «свой» финансовый дирек­тор. Возникает конфликт между финансовым директором и генеральным. Гендиректор грозится уйти вместе с ко­мандой и клиентской базой, что повлечет за собой распад компании. Роли и интересы:

Генеральный директор — стремится убрать финансового директора, обеспечить себе безграничную власть или уйти со всем персоналом и создать новую фирму. Собственник — намерен не допустить распада компании, наладить и сохранить контроль.

Финансовый директор — хотел бы наладить полный фи­нансовый контроль, не потерять рабочее место.

Данный метод помогает выявить свои недостатки и, если ты не заметишь их сам, то тебе об этом скажут. Но по-моему существуют также и недостатки, т.к. оценка выносится довольно субъективная, жюри состоит всего из 9 человек (специалистов) и у каждого из них своя субъективная точка зрения: на практике может оказаться, что проигравший по оценке жюри, выиграет. Вероятность этого конечно не велика, но все же присутствует.


Следующее, что я хотела бы рассмотреть – это тренинги.[9]

Хотя тренинги длятся максимум четыре дня, польза от них очень большая: львиная доля времени отводится на практические занятия. Кроме того, тренеры видели много компаний, знают, с какими трудностями те обычно сталкиваются и как их преодолевают. И главное, им известно, как научить персонал действовать эффективно. Хороший бизнес-тренер должен блестяще владеть психологией, иметь представление о практическом бизнесе и к тому же обладать недюжинными коммуникативными навыками.

Тренинги в России – явление относительно новое. Впервые эту услугу стали предлагать в начале 1990-х, и клиентами были в основном западные корпорации.

Тренинги делятся на открытые и корпоративные. Первые проводятся для всех, кто пожелает: клиент выбирает программу, платит деньги и проходит тренинг вместе с другими, незнакомыми ему, людьми. На корпоративных же тренингах случайных людей не бывает: все обучаемые – сотрудники компании, заказавшей эту услугу.

 С точки зрения используемых тренинговыми компаниями методов их можно разделить на две группы – "западников" и "славянофилов". Первые – это зарубежные компании, тренинги которых разработаны и успешно апробированы на Западе, например CBSD ("Центр развития деловых навыков"), MTI и др. Их преимущество в том, что по окончании учебы слушатели получают международные сертификаты. А "славянофилы" – среди них "АРС-Витэ", PRADO R & T, группа компаний "Международный институт менеджмента" – используют программы, разработанные в России и для России, с учетом специфики конкретной компании.

Хороший тренинг – это не просто передача знаний и умений. Для начала тренинг-компания должна провести диагностику фирмы-клиента: понять, в чем ее проблемы, и придумать, как их лучше решить. А по окончании тренинга – измерить эффект от его проведения.

Наиболее распространенные и востребованные тренинги входят в три группы: тренинги по управлению, взаимодействию и отработке конкретных деловых навыков.

Программы из управленческой группы помогают выявить и исправить слабые стороны руководителя. К примеру, программы "Разработка рыночной стратегии" и "Стратегическое управление в условиях изменений" ("Институт тренинга") позволяют менеджерам научиться вырабатывать и применять рыночную стратегию. Такие тренинги рассчитаны в основном на менеджеров высшего звена. Программы для миддлменеджеров посвящены более частным вопросам: управлению сервисом, проектами, проблемам найма персонала и его мотивации и т. п.

Программы по деловым навыкам направлены на развитие различных деловых качеств. Например, умению планировать время – его выработке посвящены тренинги по тайм-менеджменту. Тренинги по деловому этикету помогают правильной организации бизнес-контактов: как принимать делегацию, подготовить программу пребывания, преподнести сувенир, провести телефонные переговоры и т. п. Тренинги по ораторскому искусству научат говорить публично, а программы по стресс-менеджменту – преодолевать стрессы и рационально использовать силы ("АРС-Витэ").

Сам процесс тренинга выглядит так. Сначала тренинговая компания командирует к заказчику специалиста, цель которого – провести диагностику. Взаимодействуя со службой персонала, он готовит и формирует группы для тренинга, тестирует участников, собирает сведения о них и т. д. Диагностика – процесс долгий, порой на нее уходит несколько недель. Причем сотрудники об этом могут даже не догадываться. Екатерина Тимохина, исполнительный директор компании "Тим Тренинг Россия": “Мы работали с одним банком, и для проведения диагностики отправили одного из наших сотрудников по всем его отделениям. В каждом он открывал расчетный счет. В результате к концу своего маршрута он знал сильные и слабые стороны каждого отделения – насколько грамотно там обращаются с клиентами, насколько оперативно работники выполняют свои функции и т. п.”

После диагностики начинается собственно тренинг. Обычно он продолжается один-два дня, причем сами тренеры рекомендуют участвовать в тренингах не чаще, чем раз в 1-2 месяца. Как правило, программа состоит из двух основных этапов. Первый посвящен упражнениям на развитие логики и восприятие информации – слушателей готовят к приобретению новых навыков. Сами же навыки передаются на втором этапе. В ход идут мини-лекции, анкетирование, мозговые штурмы и т. п. Анна Моносова, гендиректор "АРС-Витэ": “На этой стадии могут использоваться различные вспомогательные инструменты. Самый распространенный – видеозапись, она дает обучаемым возможность увидеть свою работу со стороны. К примеру, два участника разыгрывают сценку "Продавец и трудный покупатель". Это записывают на видео, а потом группа вместе с тренером просматривает пленку, обсуждает недочеты и пытается придумать, как в идеале должна выглядеть такая ситуация. Каждый помечает для себя ошибки и делает выводы”.

Через несколько месяцев после завершения тренинга есть смысл проверить, насколько полезным он оказался. Впрочем, объективных критериев, позволяющих оценить качество работы тренинг-компаний, не существует. Обычно тренеры опираются на отзывы сотрудников, партнеров и клиентов своих подопечных. Иногда пытаются проследить изменения в объемах продаж компании и производительности ее работников. Но даже если показатели выросли, вряд ли можно точно рассчитать, в какой степени это заслуга тренеров. Однако у них в любом случае есть резон посетить офис заказчика еще раз – а вдруг он уже созрел для нового тренинга. Или для послетренинговой поддержки, которая закрепляет полученные знания.


Тренинги, проводимые именно для руководителей позволяют им добиться более эффективного использования своего времени, найти выход из тупика, увидеть недостатки своей работы. Но есть возможность того, что какие-либо секреты твоей фирмы (особая бизнес-схема или что-либо другое) станут известны конкурентам.


Овладение искусством менеджмента за­ключается в умении выбрать из образцов наилучший вариант, применить его в других условиях, учитывая их специфику [2].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.