|
|
Физиологические качества |
Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность |
Психологически качества |
Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество |
Интеллектуальные качества |
Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и быстрота мышления, образованность, чувство юмора |
Личностные качества |
Деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность |
Ассоциация менеджеров России провела опрос 460 руководителей и управляющих российских компаний по вопросам: какие качества отличают бизнес лидера сегодня? И какими он должен обладать завтра, чтобы оставаться лидером? [23]
В ходе исследования были опрошены руководители высшего звена крупных российских компаний. Среди них 273 занимают посты президентов и генеральных директоров, 67 – финансовых директоров, 64 – коммерческих директоров и 56 – директоров по персоналу.
Участникам исследования было предложено оценить относительную важность следующих управленческих качеств:
— способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество);
— способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции;
— стратегическое видение развития бизнеса;
— умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса;
— способность принимать решения в условиях неопределенности;
— формирование управленческой команды;
— умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов;
Были получены следующие результаты (в скобочках место качества через 3 года):
Автопортрет генерального директора:
1. формирование управленческой команды (3)
2. стратегическое видение развития бизнеса (1)
3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2)
4. способность принимать решения в условиях неопределенности (9)
5. самодисциплина и организованность (5)
6. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (4)
7. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (6)
8. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (7)
9. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (8)
10. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (10).
Автопортрет директора по персоналу:
1. стратегическое видение развития бизнеса (1)
2. формирование управленческой команды (3)
3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2)
4. способность принимать решения в условиях неопределенности (6)
5. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (4)
6. самодисциплина и организованность (9)
7. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (8)
8. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (5)
9. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (10)
10. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (7)
Автопортрет коммерческого директора:
1. стратегическое видение развития бизнеса (1)
2. формирование управленческой команды (3)
3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2)
4. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (4)
5. способность принимать решения в условиях неопределенности (10)
6. самодисциплина и организованность (6)
7. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (7)
8. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (8)
9. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (5)
10. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (9)
Автопортрет финансового директора:
1. формирование управленческой команды (1)
2. стратегическое видение развития бизнеса (2)
3. способность принимать решения в условиях неопределенности (10)
4. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (3)
5. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (4)
6. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (5)
7. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (6)
8. самодисциплина и организованность (8)
9. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (7)
10. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (9)
В рамках исследования был проведен анализ ответов топ-менеджеров всех рангов по принципу специализации их компаний.
Формирование управленческой команды считается наиболее существенным для достижения успеха в следующих отраслях: финансовый сектор, легкая промышленность, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, связь, транспорт, строительство, топливный комплекс и электроэнергетика.
Руководители ряда отраслей в качестве ключевой характеристики успешного менеджера выделяют стратегическое видение развития бизнеса (химическая промышленность, цветная металлургия, пищевая промышленность, профессиональные услуги, торговля). Представители черной металлургии назвали первостепенной особенностью умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса, а руководители предприятий сервиса — детальное знание бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли).
Таким образом, приоритет формирования управленческой команды над другими характеристиками руководителя нельзя считать универсальным и общепризнанным. Это можно объяснить тем, что отрасли, где больше всего ценится стратегическое видение развития бизнеса, находятся на стадии более активного структурно-организационного переоформления. Другими словами, в этих отраслях более активно изменяется структура собственности и распределение рыночных долей, поэтому стратегические видение в этих сферах особенно важно. В пищевой промышленности, например, происходит активное продвижение крупных московских компаний в сферу агробизнеса, в торговле — экспансия на российский рынок западных игроков, в цветной металлургии — реструктуризация крупнейших горно-металлургических компаний. А ситуация в черной металлургии может быть связана с поиском новых рынков сбыта после того, как изменятся условия торговли с зарубежными странами.
Предприятия сервиса, вероятно, отстают от общих тенденций в экономике. Это объясняется меньшим масштабом этих предприятий, а также относительно медленным приходом в отрасль крупного капитала. Последний всегда несет с собой четкое разделение функций собственности и управления, и поэтому его медленное проникновение в сервис приводит к «консервации» представлений о том, что необходимо детально знать производственную специфику отрасли. Руководители предприятий легкой промышленности, которая тоже страдает от отсутствия интереса со стороны крупного капитала, то же самое качество — детальное знание специфики — ставят на второе по значимости место.
Умение налаживать контакты с внешними сторонами оценивается более высоко, чем умение вести переговоры, во всех отраслях, за исключением пищевой промышленности, сельского хозяйства, топливного комплекса и торговли. Что объединяет эти, казалось бы, разнородные отрасли? Оказывается, высокое постоянство установившихся деловых и технологических связей. Например, в пищевой промышленности у каждого переработчика есть круг связанных с ним (в первую очередь географически) поставщиков — предприятий сельского хозяйства. Эта технологическая связка переносит центр внимания руководителей с количества внешних контактов на их качество, что повышает важность переговоров. Эффективность работы в упомянутых отраслях зависит не столько от налаживания и поддержания новых внешних связей, сколько от распределения выигрыша при работе с традиционными партнерами.
Наконец, показательны личностные характеристики, которым в разных отраслях придается меньше всего значения. В легкой промышленности это способность принимать решения в условиях неопределенности, умение вести переговоры и управлять стратегическими изменениями в бизнесе. Вероятная причина такого положения уже указывалась: более низкие темпы развития в сравнении с целым по рынку. Те же самые факторы как наименее значимые указывают менеджеры предприятий машиностроения. В данном случае, вероятно, дело в том, что крупные финансово-промышленные холдинги только недавно начали проникать в сектор машиностроения, и большинство руководителей в этом секторе — управленцы старшего поколения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.