Рефераты. Учебное пособие по экономической теории

Укажем на основные преимущества крупного предпринимательства:

1. Специализация, утилизация отходов, преимущества в использовании научно-технических достижений и сокращение управленческих расходов приносят крупной фирме дополнительную прибыль. Эта дополнительная прибыль возникает как за счет расширения масштабов производства продукции, так и в результате снижения издержек на изготовление и реализацию каждого изделия.

2. Крупное предпринимательство обладает определенными преимуществами на товарном рынке, рынках финансовом и транспортных услуг. Обычно крупная фирма занимает более выгодные позиции в конкурентной борьбе. Она заполняет значительную часть рынка товарами своего профиля, ей более доступны кредиты и транспортные услуги. Кроме того, крупные фирмы имеют широкие возможности для маневрирования ценами и использования всего арсенала маркетинговых инструментов: исследование рынка, цен, конкурентов, реклама, организация сбыта.

Преимущества крупного производства не являются универсальными и постоянными. Причем они проявляются неодинаково на фирмах разных отраслей экономики. Со временем действие некоторых из них затухает, и необоснованное расширение производства может привести к отрицательным последствиям. Бюрократизация, многоступенчатость управленческой лестницы, ослабление координации и контроля работы фирмы приводят, в конечном счете, к снижению эффективности производства, которое выражается в росте издержек производства единицы продукции.

Известно, что размеры любою предприятия имеют две границы: верхнюю и нижнюю. Верхний уровень достигается тогда, когда дальнейшее увеличение размеров фирмы приводит к росту затрат в расчете на единицу продукции. Нижняя граница характеризует минимальный эффективный размер фирмы. Он представляет собой такой объем продукции, при котором предприятие может в долгосрочном периоде добиться самых низких издержек на единицу продукции (услуги).

Для предприятий различных отраслей производства расположение этих границ неодинаково. Так, в мясной и мебельной промышленности расстояние между фазами производства настолько велико, что здесь могут длительное время сосуществовать крупные и малые фирмы.

Совершенно иная ситуация складывается в машиностроении, автомобилестроении, металлургии и других отраслях. Издержки производства одного автомобиля или одной тонны металла в течение длительного времени снижаются одновременно с ростом объема производства продукции. Поэтому в этих отраслях промышленности преобладает крупный бизнес.

В розничной торговле, сфере услуг, пищевой, текстильной, обувной промышленности верхняя и нижняя границы размеров предприятий близки друг к другу. Отрицательный эффект масштаба - рост издержек производства единицы продукции вследствие увеличения объема производства достигается здесь быстро. Поэтому в этих отраслях малые фирмы оказываются порой даже более эффективными, чем крупные.

Следовательно, в условиях развивающейся экономики крупные предприятия должны обязательно сосуществовать с малым бизнесом. Мировой опыт показывает, что развитие малого предпринимательства позволяет успешно решать целый ряд важных народнохозяйственных задач.

Основные преимущества малого бизнеса заключаются в следующем:

Во-первых, малые предприятия могут гибко и оперативно приспосабливаться к изменяющемуся спросу населения, учитывать индивидуальные вкусы и запросы потребителей.

Во-вторых, малый бизнес вносит существенный вклад в ускорение научно-технического прогресса. В США и европейских развитых странах малые предприятия выполняют 50-60% всех научно-технических разработок. Известно, что они играют важную роль в развитии электроники, кибернетики и информатики.

В-третьих, малое предпринимательство позволяет решать проблемы занятости населения. В России оно заметно смягчило последствия структурной перестройки.

В-четвертых, малые предприятия служат развитию крупного бизнеса. Автомобильные, электротехнические и авиакосмические крупные фирмы обычно окружены сотнями малых предприятий. Они поставляют своим партнерам комплектующие узлы, детали полуфабрикаты, оперативно приспосабливают их ассортимент к потребностям своих заказчиков.

Эффективной формой сотрудничества крупного и милого бизнеса выступает франчайзинг. При данной системе крупная головная фирма предоставляет малому предприятию за плачу исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет малому бизнесу кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает  ему в аренду оборудование и т.д. Подобная система оказывается выгодной как головной фирме, так и малым предприятиям.

В-пятых, малый бизнес развивается как одно из основных направлений разгосударствления экономики. Это частные, индивидуальные фирмы, товарищества и общества, производственные кооперативы, участниками (членами) которых являются негосударственные организации и физические лица.

В-шестых, малые предприятия выступают в качестве самостоятельных участников рыночных отношений. Они служат формированию конкурентной среды, преодолению монопольного положения крупных государственных предприятий и объединений.

Общее количество малых предприятий в российской экономике по сравнению с другими странами явно недостаточно.

Определенный недостаток российского малого предпринимательства заключается также в том, что несовершенна его отраслевая структура. Основная часть малых предприятий оказалась сконцентрированной в торговле и общественном питании (40,5%). Непосредственно в сфере материального производства (промышленность и строительство) занято менее 20% малых фирм.

Существует много причин, которые порождают трудности в работе малых предприятий. К ним относятся отсутствие постоянного законодательства и механизма его реализации, опыта, традиций, специалистов и т.п. Но основная причина заключается в том, что зарождающееся в России малое предпринимательство не получает до сих нор достаточной государственной поддержки.

Важным средством реализации программ поддержки малого бизнеса являются федеральные и муниципальные фонды его поддержки.

 Местоположение фирмы.

Уровень эффективной работы фирмы находится в непосредственной зависимости не только от специализации производства, его организации и масштабов предприятия. Существенное влияние на результативность деятельности фирмы оказывает место ее размещения.

Выбор места размещения предприятия не всегда является совершенно свободным и независимым решением. При постройке электростанции, угольной шахты или кирпичного завода учредитель фирмы заранее определяет место, где имеются природные источники энергии или сырья. При окончательном выборе места размещения фирмы необходимо, прежде всего, опираться на экономические факторы и обоснования. Так фирмы, производящие продукцию оборонного назначения обычно располагают подальше от государственных границ. При создании предприятий легкой и текстильной промышленности важно учитывать социальную структуру трудоспособного населения. В некоторых случаях при выборе местоположения фирмы решающую роль играют местный патриотизм и другие мотивы.

В системе экономических факторов выбора местоположения фирмы в качестве основных выступают:

- во первых, масштабы спроса на продукцию предприятия. Они зависят от насыщенности местного рынка данным видом товара, численности, половозрастного состава населения, его доходов, климата, уровня культуры, национальных традиций и религиозной принадлежности жителей региона;

- во вторых, обеспеченность материальными ресурсами. Деревообрабатывающий комбинат строится вблизи лесозаготовительных предприятий, кирпичный завод возводится рядом с местом добычи глины, а тепловая электростанция - недалеко от месторождения каменного угля;

- в третьих, наличие трудовых ресурсов, состояние рынка рабочей силы. Это предполагает оценку уровня занятости населения, общего образования и квалификационной подготовки работников, трудовых традиций и состояния дисциплины, влияния профсоюзов и криминагенной обстановки;

- в четвертых, сформировавшийся уровень оплат труда работников в месте размещения фирмы. Известно, что свободный капитал, прежде всего, устремляется в те регионы, где имеемся дешевая рабочая сила. Но такой подход может оказаться ошибочным. Опыт отдельных фирм показывает, что затраты на обучение и переподготовку низко квалифицированной рабочей силы часто превышает величину экономии заработной платы. Особенно важно учитывать этот фактор при выборе местоположения предприятия за пределами своей страны;

- в пятых, состояние инфраструктуры - уровень развития вспомогательных и обслуживающих производств - энерго-, газо- и водоснабжения, коммунально-бытовых служб, информационных систем, средств связи, медицинских и образовательных учреждений. Особое значение имеют транспортные условия - состояние дорожной сети, возможности использования автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта;

- в шестых, особенности внутригосударственных и международных налоговых систем. Различия в налогообложении доходов фирм могут, как стимулировать, так и сдерживать приток капиталов национальных и иностранных инвесторов. Определенную роль в движении производственных ресурсов играет неодинаковых размер таможенных пошлин. В России ставки общегосударственных (федеральных) налогов одинаковые, но имеются существенные отличия в структуре и размерах местных налогов - республиканских, областных, муниципальных. Естественно, что при прочих равных условиях размещать новое предприятие выгоднее там, где эти ставки самые низкие;

- в седьмых, особые условия сбыта товаров и услуг. Каждый товар предъявляет свои специфические требования к размещению фирм, занимающихся его продажей. Внутри жилых кварталов обычно располагаются магазины, реализующие товары повседневного потребления (продовольствие), в центре населенного пункта (массива) находятся предприятия, торгующие товарами периодического (среднесрочного) спроса (одежда, обувь), а крупные специализированные магазины по продаже товаров длительного пользования размещаются, как правило, на окраине города.

Выбор местоположения фирмы включает четыре основных этапа. Основная задача первого этапа заключается в том, чтобы сформулировать минимальные требования (обеспеченность ресурсами, климат) к местоположению предприятия. На втором выявляются возможные районы, где минимальные условия могут быть выполнены. Третий используется для оценки зависящих от местоположения фирмы результатов и затрат. Наконец, на четвертом этапе определяются возможности получения наибольшей прибыли в зависимости от расположения фирмы. На данном этапе могут быть использованы оптимистические и пессимистические оценки величины прибыли.

 Издержки производства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.