Рефераты. Учебное пособие по экономической теории

ГЛАВА 4. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

4.1 ИЗДЕРЖКИ, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ

Сущность бухгалтерских издержек. Внешние и внутренние издержки. Соотношение явных, неявных, бухгалтерских и альтернативных (экономических) издержек.

Сущность бухгалтерской и экономической прибыли. Нормальная прибыль как часть неявных (внутренних) издержек. Соотношение нормальной, экономической и бухгалтерской прибыли.

Деление ресурсов на постоянные и переменные. Отличия краткосрочного и долгосрочного периодов. Понятия постоянных, переменных и валовых издержек. Компоненты постоянных издержек (аренда земли, выплата процентов по ссудам, минимальные расходы на содержание оборудования, оплата костяка персонала, расходы на НИОКР, часть амортизационных отчислений) и их график. Компоненты переменных издержек (сырье и материалы, полуфабрикаты, энергия, основная часть заработной платы производственных рабочих, физический износ первого рода, транспортные расходы, налог на добавленную стоимость и другие платежи, определяемые в виде процента от объема продаж) и графики переменных и валовых (общих) издержек. Три периода в динамике переменных и валовых издержек в зависимости от отдачи переменного ресурса (возрастающей, постоянной или убывающей).

4.2 ИЗНОС И АМОРТИЗАЦИЯ

Износ: физический (первого и второго рода) и моральный (первого и второго рода). Амортизация и норма амортизации. Проблема обновления основного капитала в России. Государственная политика ускоренной амортизации.

Средние и предельные издержки в краткосрочном периоде и долгосрочном периоде

Понятие средних издержек. Средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки и их графики. Объяснение U-образной формы кривых средних переменных и средних общих издержек. Закон убывающей отдачи, причины и условия его существования.

Сущность предельных издержек, их график. Взаимосвязь предельных издержек со средними переменными и средними общими издержками, их графическая интерпретация. Точка технологического оптимума.

Проблема издержек на российских предприятиях. Высокая материалоемкость производства. Рост сырьевых цен. Влияние курса рубля на издержки. Издержки и налоги. Недогрузка мощностей и средние постоянные издержки. Способы снижения издержек в России.

Особенности издержек в долгосрочном периоде. Долгосрочная кривая средних издержек. Три периода в динамике долгосрочных средних издержек в зависимости от эффекта масштаба производства (положительного или отрицательного — экономии или дезэкономии на масштабах производства, или от действия эффекта постоянной отдачи).

Оптимальный размер предприятия и структура отраслей

Минимальный эффективный размер предприятия. Кривая долгосрочных издержек и структура отраслевых рынков. Отрасли с господством мелких производителей. Отрасли с широким спектром оптимальных размеров предприятия. Отрасли с господством крупных предприятий. Сущность и объективные факторы существования естественных монополий. Государственная политика в отношении естественных монополий.

4.3 СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Понятие конкуренции. Условия конкуренции и тип рынка. Полиполистические и олигополистические рынки.

Сущность и условия совершенной конкуренции: однородность продукции; малые размеры и многочисленность субъектов рынка; отсутствие барьеров; совершенная информация; невозможность диктовать цену рынку.

Критерий совершенной конкуренции (наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы). График спроса для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции. Понятия среднего, предельного и общего дохода фирмы, их графики.

Идеальный характер условий совершенной конкуренции. Методологическое и практическое значение теории совершенной конкуренции.

Максимизация прибыли как основной мотив поведения фирмы. Критерий целесообразности производства в долгосрочном периоде (наличие неотрицательной экономической прибыли). Проблема банкротства.

Критерий целесообразности производства в краткосрочном периоде: не превышение убытками размера постоянных издержек. Три принципиальных варианта поведения фирмы в краткосрочном периоде: 1. Производство ради максимизации прибыли. 2. Производство ради минимизации убытков. 3. Прекращение производства. Два способа анализа выбора оптимального объема производства: 1) через сравнение валового дохода и валовых издержек; 2) через сравнение средних издержек и цены. Критические точки деятельности фирмы.

Максимизация прибыли (или минимизация убытков) и правило MC-MR для всех типов рынка. Сравнение предельных издержек и предельных доходов как способ поиска оптимального объема производства. Уточнение правила: MC=MR=P для совершенной конкуренции. Ограничения в действии этого правила.

Равновесие фирмы и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде: пересечение линии спроса и кривой предельных издержек как кривой предложения фирмы.

Суммарное предложение нескольких фирм. Особенности кривой предложения отрасли (восходящая) и кривой отраслевого спроса (нисходящая). Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном периоде. Значение равновесной цены в конкурентной отрасли (для ценополучателей).

Особенности долгосрочного периода в конкурентной отрасли: уровень прибыли как регулятор привлечения ресурсов и процесс формирования долгосрочной нулевой экономической прибыли.



4.4 СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

Условие долговременного равновесия в конкурентной отрасли и его следствия: оптимальное распределение ресурсов и наиболее эффективное производство. Позитивные стороны совершенной конкуренции: минимальный уровень издержек, эффективное распределение ресурсов, отсутствие дефицитов и избытков, отсутствие сверхприбылей. Недостатки рынка совершенной конкуренции: оптимальна только для сложившейся структуры доходов в обществе (действует в пользу богатых), не помогает решению некоммерческих задач (окружающая среда и т.п.), не приспособлена к условиям научно-технического прогресса.

 Понятие и общие черты рынков несовершенной конкуренции

Предпосылки несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции (отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы). Наличие предела роста валового дохода и пределы монополистического завышения цен. Ускоренное падение предельного дохода фирмы. Изменение условий равновесия по сравнению с рынком совершенной конкуренции: 1. Недопроизводство товаров. 2. Завышение цен. 3. Тенденция к получению экономической прибыли. Причины недопроизводства, завышения цен и экономических прибылей.

Монополистическая конкуренция. Основные черты монополистической конкуренции: множество производителей, низкая рыночная доля, разнородность продукции, низкие барьеры (дифференциация продукта), несовершенная информация.

Дифференциация продукта: сегментация рынка, качественные различия, различия в сервисе, в рекламе. Дифференциация продукта как барьер проникновения на рынок и основной фактор ограничения конкуренции в условиях монополистической конкуренции. Ограниченное влияние на цены. Преобладание неценовой конкуренции в современных условиях.

Оптимизация выпуска фирмой монополистическим конкурентом в краткосрочном периоде, график. Равновесие в долгосрочном периоде: тенденция безубыточности в статическом варианте и к получению экономической прибыли в динамическом варианте (при дальнейшей дифференциации своего продукта).

Экономические последствия монополистической конкуренции (занижение выпуска и завышение цен). Теорема «избыточной мощности». Относительно небольшая степень несовершенства рынка.

Общеэкономическое значение рекламы: ее принципы, позитивные и негативные стороны.

Особенности олигополистического рынка: немногочисленность и крупные размеры фирм; однородность или дифференциция продукта; финансовый барьер и барьер емкости рынка; несовершенство информации (субъективный фактор — политика конкурентов), большая рыночная доля. Рыночная власть фирм-олигополистов.

Дуополия. Модель Курно: олигополистический объем производства, цены и прибыли, кривая спроса на продукцию олигополиста, равновесие Курно. Важнейшие выводы из модели Курно:

1. Особое значение поведения любого из конкурентов для общего состояния дел в отрасли.

2. Олигополия завышает цены и занижает производство слабее, чем монополия, но сильнее, чем монополистическая конкуренция. З.Олигополистическая сверхприбыль ниже монополистической. Три разновидности олигополии: 1) нескоординированная олигополия, 2) картель, 3) картелеподобная структура рынка (лидерство в ценах, ценообразование по схеме «издержки плюс»).

Основные черты монополии: единственная фирма-гигант, уникальность продукции, непреодолимые барьеры, полная информация. Значение барьеров на пути вхождения в монополистическую отрасль: преимущества крупного производства, легальные барьеры, нечестная конкуренция.

Особенности рыночного равновесия (установление оптимального объема производства) в условиях монополии: фирма-отрасль, неэластичный спрос.

Экономические последствия монополии: значительное недопроизводство, завышение цен, монопольные сверхприбыли. Сущность и разновидности ценовой дискриминации. Х-неэффективность.

Принципы антимонопольной политики. Необходимость антимонопольной политики и ее объективные трудности. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий: государственный контроль за ценообразованием и объемом производства, максимизация добровольно поддерживаемого уровня производства или обеспечение самоокупаемости (нулевой экономической прибыли). Особенности реформирования естественных монополий в России.

Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Признаки монополизации и степень концентрации отрасли (индекс Херфиндаля-Хиршмана). Два подхода к регулированию степени концентрации: поведенческий и структурный критерии. Особенности антимонопольной политики в России.

ПОЯСНЕНИЯ К ТЕМЕ

Эволюция конкуренции

Рынок – система, позволяющая сообществу, члены которого преследуют собственные интересы, достичь максимальных при данных обстоятельствах совокупных результатов. Каждая система – биологическая, физическая, экономическая - стремится к равновесию. Механизмом обеспечения экономического равновесия выступает конкуренция. Рынок и конкуренция связаны неразрывными нитями. Ценовая конкуренция с давних времен была ключевым методом конкуренции, а все подходы к трактовке видов и форм конкуренции опираются на роль ценового фактора. Логику конкурентных начал в теории можно обозначить следующим образом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.