Рефераты. Учебное пособие по экономической теории

1). Производитель своим объемом производства может повлиять на уровень цен, но общество уравнивает всех в их возможностях присвоения прибыли (межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция, К.Маркс). Причем его модели позволяли показать, что монополия – неизбежный спутник этой конкуренции, следствие естественного процесса концентрации и централизации капитала.

2). Производитель своим объемом производства не может повлиять на уровень цен, хотя может получить дополнительную прибыль путем снижения индивидуальных издержек производства (совершенная конкуренция).

3). Производитель своим объемом производства может повлиять на уровень цен, а общество не может экономическими методами усреднить ситуацию (несовершенная конкуренция, и прежде всего чистая монополия).

Обратимся к неоклассическим моделям механизма функционирования рынка. На поведение бизнеса существенное влияние оказывают различные характеристики рынка и, прежде всего, количество фирм в отрасли, свойства продукта (например, наличие заменителей) и возможность вхождения в отрасль других фирм. Указанные характеристики являются критериями классификации типов рынка (рыночных структур). Различают совершенную (чистую) конкуренцию и несовершенную конкуренцию.

Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно отсутствие ценовой политики, так как доля каждой отдельной фирмы составляет незначительную часть в общем объеме предложения. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок в экономике. Фирма лишь приспосабливается к рыночной цене как заданной величине, но может получать экономическую прибыль путем снижения издержек производства.

Любое производство связано с издержками на него. Задача предпринимателя с этой точки зрения состоит в минимизации издержек и максимизации доходов фирмы. Издержки производства в наиболее общем виде разделяют на постоянные (FC – затраты, не зависящие от количества производимой продукции: – оплата административно-управленческого аппарата, содержание зданий, сооружений, оборудования), переменные (VC – затраты, непосредственно зависящие от количества производимой продукции: покупка сырья, материалов, электроэнергии, рабочей силы). Общие (валовые) издержки (ТС) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек.

CD

 

C

 
 








Важно в динамике знать средние издержки фирмы – АС, они исчисляются делением общих издержек на всю произведенную продукцию. Предельные (маржинальные) издержки представляют собой дополнительные издержки, необходимые для обеспечения прироста продукции, они важны, так как предприниматель обязан знать, с каким приростом издержек будет связан желаемый прирост продукции. Их сочетание дает ему в конечном счете сигнал, где необходимо остановить расширение производства. Трансакционные издержки – это издержки фирмы на поиск информации, ведение переговоров, представительские расходы и т.д. Они не имеют отношения к непосредственному производству, но без них трудно обойтись, они мощное средство в конкурентной борьбе. Подразделяют издержки и в другом ракурсе, например, различают фактические и вмененные издержки. Вмененные издержки – это затраты, связанные с упущенными возможностями.

Разграничение видов издержек позволяет использовать два метода анализа максимизации прибыли и определения объема производства: первый метод сопоставляет валовую выручку и валовые издержки, второй метод сопоставляет средние и предельные издержки по отношению к цене (рис.4).



TC,

TR

 
 




                                                                                D

 


                                                                   B

                                     

 
A                  C

                                                                 


Q

 

а) через

общий доход (TR) и общие издержки (ТС)

 
Q1                Q*                  Q2

Р

 

МС

 

АТС

 

 

Р с

 

Q

 









Q1

 

Q2

 

Q*

 
        

б) через предельные (МС)  и средние (АТС) издержки

 
 




Рис.4 Определение точки максимизации прибыли

конкурентной фирмой [варианты а) и б)]


Максимальную прибыль дает объем производства в точке Q* (отрезок ВС на верхнем графике). Однако производство имеет смыл продолжить до Q2, т.к. несмотря на убывающий характер прибыли, она  растет по совокупности продукции  (до Q2). Минусами обозначены области убытка, плюсами – прибыли.

В точке А (точке безубыточности) достигается сбалансированность между издержками и объемом реализации. Экономическая прибыль в точке А и D равна нулю, однако это не означает наличие нулевого дохода предпринимателя, т.к. издержки производства содержат «заработную плату» предпринимателя, так называемую нормальную прибыль. Находясь правее точки А, предприниматель получает прибыль, превышающую нормальную.

Количественно прибыль равна разнице между ценой и издержек производства. Но предпринимателя интересует не только абсолютная величина прибыли, но и относительная – норма прибыли. В условиях свободного перелива капитала из отрасли в отрасль норма прибыли выравнивается и превращается в среднюю прибыль. Тем самым в процессе конкуренции вырабатывается «естественная» (средняя) норма прибыли – размер прибыли, при котором предприниматель не будет постоянно стремиться в любую другую отрасль, поскольку в ней в среднем устанавливается такая же норма прибыли. Монополия вносит свои коррективы в механизм образования и получения прибыли, причем такие, которые  противопоставляют себя всему немонополизированному предпринимательству, так как монопольная прибыль в основном есть результат перераспределения общей прибыли в пользу монополий.

Если подойти к такому рынку с позиции хозяйственного механизма, то совершенная конкуренция представляет собой диктат общества над производством (рыночная цена на рынке молока сформировалась, эта величина для фирмы задана и она ее изменить не может, если не является монополистом). Говорят, что власть такой фирмы над рынком равна нулю. Но если хотя бы один из призраков совершенной (чистой) конкуренции не срабатывает, мы имеем дело с несовершенной конкуренцией и тремя ее формами: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией. Масштабы контроля над ценой зависят от формы несовершенной конкуренции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.