Рефераты. Совершенствование системы адаптации персонала в образовательном учреждении

 

 

 

2.4.        Анализ системы адаптации  персонала в ГОУ СПО «ОХПК»

            Система адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК» сформирована в виде отдельных элементов, таких как обучение и консультирование новых сотрудников и ориентирована только на профессорско-преподавательский состав и инженерно-педагогических работников.

            Существующая система носит формальный характер, так как отсутствует детально разработанная технология адаптации и необходимая к ней документация, не закреплен руководитель процесса адаптации, не определен круг специалистов, вовлеченных в систему адаптации.

            Для выявления наиболее эффективных форм воздействия на адаптантов в колледже было проведено небольшое исследование. В ходе исследования выяснялась необходимость формализации и содержание адаптационных программ, степень участия должностных лиц в адаптационных процедурах, а также критерии оценки эффективности адаптации. В исследовании участвовали руководители всех подразделений и служб, руководители цикловых методических комиссий и сотрудники, работающие в колледже менее года – всего 63 человека.

            Согласно полученным данным все респонденты (100%) признают необходимость разработки формализованной программы адаптации.

            Изучение эффективности ознакомления новых сотрудников с различными аспектами нового места работы (должности) выявило, что новичка, прежде всего, интересует социально-экономическая сфера и в меньшей степени нормы и правила, регламентирующие основную  деятельность колледжа (таблица 2.9).


Таблица 2.9 Оценка респондентами информации, необходимой адаптанту

(в % от числа упомянутых)

Содержание информации

Оценка

эффективно

Оценка

неэффективно

Затруднились

оценить

Система оплаты труда

75

17

8

Традиции колледжа

74

3

23

Функциональные обязанности

70

3

27

Система социального обеспечения

68

15

17

Неформальные правила поведения

65

12

23

Правила внутреннего распорядка

65

8

27

Характеристика коллектива

65

4

31

Охрана труда

59

17

24

Техника безопасности

51

25

24

Структура и система управления

48

12

40

История колледжа

41

21

38

            Из таблицы видно, что для новичков по значимости на первые места выходит информация, необходимая для нормального самоощущения и чувства сопричастности –система оплаты труда и традиции колледжа (соответственно 75 и 74%). Затем необходима информация о непосредственной деятельности - функциональных обязанностях – 70%. Далее опять выходит на первый план «социальный блок» - система социального обеспечения – 68%, неформальные и формальные правила поведения в коллективе – по 65% в каждом случае. Информация, касающаяся охраны труда, техники безопасности, структуры и системы управления, истории колледжа по эффективности для новичков менее важны (соответственно 59, 51, 48 и 41 %).

Таблица 2.10  Оценка респондентами эффективности участия должностных лиц в  адаптации

(в % от числа упомянутых)

Ответственный

Оценка

эффективно

Оценка

неэффективно

Затруднились

оценить

Инспектор по кадрам

55

2

43

Непосредственный руководитель

75

12

13

Директор

41

10

49


            Как видно из таблицы 2.10  эффективность участия того или иного должностного лица в адаптации новых сотрудников снижается в зависимости от иерархического уровня между адаптантом и ответственным за адаптацию. Другими словами, респонденты сходятся во мнении, что адаптацией новых сотрудников должны заниматься профессионалы, для которых эта деятельность является одной из функциональных обязанностей и кто непосредственно связан с рабочим местом нового сотрудника.

         

  Таблица 2.11 Оценка респондентами эффективности используемых критериев адаптации

(в % от числа упомянутых)

Предмет оценки

Оценка эффективно

Оценка неэффективно

Затруднились оценить

Результаты выполнения поставленных задач

75

0

25

Уровень знаний

74

5

21

Освоение функциональных обязанностей

71

5

24

Иное

65

4

31


            С точки зрения респондентов наиболее эффективной является оценка результатов выполнения новыми сотрудниками поставленных задач – 75% и фактический уровень знаний- 74%, а также то, на сколько новичок освоил свои функциональные обязанности – 71%.

            Вывод: основные проблемы политики управления кадрами в колледже связаны с недооценкой социальной и психологической стороны организационных отношений. Адаптацией в ОХПК занимаются отдельные работники разных подразделений, но контроль процесса адаптации практически не осуществляется, данные не собираются и не анализируются. Проблемы текучести кадров на аппаратных совещаниях не обсуждаются. В колледже практически не используются иные, кроме материальных, способы стимулирования сотрудников, что также представляется существенным фактором, влияющим на текучесть новых работников и общее «старение» коллектива.      

           

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ В ГОУ СПО «ОХПК»

 3.1.    Методика проектирования системы адаптации персонала

           Методика проектирования системы адаптации определяет:

·        выбор подхода к созданию системы адаптации с учетом потребностей, ресурсов и потенциала колледжа;

·        формирование структуры процесса адаптации;

·        разработку необходимой документации;

·        планирование внедрения системы адаптации персонала.

Указанная методика позволяет реализовать на практике теоретические положения, изложенные в главе 1 выпускной работы.

            Весь комплекс работ по выстраиванию системы адаптации, согласно данной методике, условно делится на пять блоков: предпроектная подготовка, разработка документов и предложений, обучение, мониторинг, корректировка [9; 75-77]. Содержание блоков рассматривается в таблице, приведенной ниже.

Таблица  3.1.  Построение системы адаптации  персонала

 

п/п

Наименование блока

Содержание работ

Результаты

1

Предпроектная подготовка

 Определение цели и ожидаемых результатов внедрения программы адаптации.

Разработка плана работ по внедрению программы.

Определение круга специалистов, войдущих в рабочую группу. Закрепление руководителя процесса адаптации.

·   определены цели и разработан подробный план внедрения программы;

·   сформирована рабочая группа;

·   определен руководитель процесса.

2

Разработка документов и предложений

Выстраивание логики всей процедуры адаптации – от подготовки к приходу до завершения адаптационного периода.

Описание последовательности процесса адаптации с определением всех необходимых форм и приложений. Разработка Положения об адаптации и справочных материалов об организации.

·   Положение об адаптации новых сотрудников;

·   систематизированы все существующие элементы адаптации;

·   разработаны необходимые приложения (формат плана, справочники, буклеты, программа адаптационного семинара).




3

Обучение

Разъяснение руководству актуальности внедрения процедуры адаптации и ее роли в решении существующих проблем управления персоналом.

Проведение ряда обучающих семинаров для линейных руководителей и наставников с целью освоения ими инструментов адаптации.

·     проведены обучающие семинары;

·     руководители понимают и поддерживают программу адаптации.


4

Мониторинг

Запуск программы адаптации персонала.

Подведение промежуточных итогов  и отслеживание контрольных точек, из которых поступает информация о ходе и проблемах процесса.

Анализ всех элементов процедуры адаптации на основе обратной связи  новых сотрудников, их руководителей и наставников.

Коллективное обсуждение участниками процесса промежуточных итогов адаптации.

·     каждый новый сотрудник встречается и адаптируется по новым правилам;

·     получена обратная связь по процедуре адаптации;

·     подведены промежуточные итоги;

·     выработаны решения проблемных моментов.

5

Корректировка

Введение в программу адаптации необходимых изменений.

·     индивидуализация отдельных элементов процедуры адаптации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.