Рефераты. Совершенствование системы адаптации персонала в образовательном учреждении

Совершенствование системы адаптации персонала в образовательном учреждении

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Центр делового образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная работа

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ  АДАПТАЦИИ  ПЕРСОНАЛА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  УЧРЕЖДЕНИИ

 

(НА  ПРИМЕРЕ  ГОУ СПО «ОХПК»)

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнила слушатель

                                                                                   ____________________

                                                                                   (подпись)



                                                                                   Научный руководитель:

                                                                                   Ларионова Т.М., к.э.н., доцент

                                                                                   _____________________

                                                                                   (подпись)





 

 

Омск – 2006г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3                                                                                                                             


Глава 1. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.

               ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ………………………………..5

1.1.  Сущность и типология адаптации……………………………………………………..5

1.2.  Этапы, методы и программы адаптации………………………………………………7

1.3.  Особенности управления системой адаптации……………………………………….9


Глава 2.  АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

                В ГОУ СПО «ОХПК» …………………………………………………………………10

           2.1. Общие сведения об организации……………………………………………………10

           2.2. Анализ системы управления ГОУ СПО «ОХПК»………………………………….14

           2.3. Анализ системы управления персоналом…………………………………………..18

           2.4. Анализ системы адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК»……………………..22

Глава 3.  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ В ГОУ СПО «ОХПК»…..24

           3.1. Методика проектирования системы адаптации персонала………………………..24

           3.2. Определение функций управления адаптацией……………………………………26

           3.3. Программа адаптации сотрудников ГОУ СПО «ОХПК»………………………….28

           3.4. План реализации проекта……………………………………………………………30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..34

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..35







ВВЕДЕНИЕ


           В современных условиях управление персоналом играет ключевую роль в любой  организации, так как  эффективность использования трудового потенциала предприятия обусловливает его рыночную устойчивость, успешность функционирования и перспективы развития.

          Необходимым звеном системы управления персоналом является адаптация сотрудников на рабочем месте. Правильно выстроенный процесс адаптации с одной стороны снимает многие негативные факторы внутренней среды организации, а с другой - является хорошим мотивационным инструментом.

          В современной России не уделяется достаточно внимания вопросу адаптации персонала и связанным с ним проблемам. Многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют  даже базовых программ адаптации. Это справедливо и для системы среднего профессионального образования, в которой осуществляет свою деятельность государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский художественно – промышленный колледж», выбранное нами для анализа, проектирования и внедрения системы адаптации персонала. Общая ситуация в профессиональной школе характеризуется противоречием между количеством,  качеством труда и его вознаграждением. Социально-экономический кризис российского образования  отражается в первую очередь на кадрах ССУЗов. Массовый отток молодых и перспективных специалистов в другие сферы, общее старение  персонала требуют актуализации основных ресурсов управления образовательными организациями.         

           Цель выпускной работы – разработка проекта совершенствования системы адаптации в ГОУ СПО «ОХПК».

         Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

·        проанализировать теоретические аспекты адаптации;

·        изучить и оценить данный процесс в ГОУ СПО «ОХПК»;

·        обосновать методы и технологию адаптации сотрудников в ГОУ СПО «ОХПК»;

·        выработать практические рекомендации по созданию системы адаптации в колледже.

          Объектом исследования является адаптация персонала в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Омский художественно-промышленный колледж».

          Предметом исследования  выступает управление системой адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК».

          Методологическую основу выпускной работы составляют важнейшие положения системного подхода  к управлению персоналом (Л. фон Берталанфи, В.П. Половинко, И. Пригожин, В.П. Симонов), которые рассматривают адаптацию как объективный элемент системы, взаимодействующий с другими элементами в динамике их развития.              

          Информационной базой выпускной работы являются фактические  материалы, опубликованные в научной литературе, научно-популярных изданиях и периодической печати.

          При изучении системы адаптации в колледже использовались следующие методы: анализ статистической информации, анкетирование различных категорий персонала организации, наблюдение за трудовым поведением сотрудников, анализ кадровой документации колледжа.

         





















Глава 1. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.

               ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ

1.1.            Сущность и типология адаптации

Прямым продолжением процессов отбора и приема новых сотрудников в организацию является процесс адаптации. Вхождение работника в новые условия труда ставит его перед необходимостью включения в систему внутриорганизационных отношений. Организация, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы принятый на работу в оптимальный срок освоил свои функциональные обязанности и начал работать с максимальной отдачей. Решить эти проблемы, призваны процедуры адаптации.

Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда [4; 176].

С позиции системного подхода адаптация как элемент системы управления персоналом

выполняет внутрисистемные функции [6; 78]:

·        определение темпа роста результативности труда;

·        формирование микрогрупп;

·        формирование социальной роли адаптанта.

            реализует принципиальные цели:  

·        уменьшение стартовых издержек;

·        снижение озабоченности и неопределенности у новых работников, сокращение текучести рабочей силы;

·        экономия времени руководителя и сотрудников;

·        развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой [4; 181].

            способствует интеграции работника в организацию.

           В самом общем виде задача адаптации – сбалансировать, привести в соответствие взаимные нормы и ценности, а также требования, предъявляемые организацией и сотрудником друг к другу. Типология адаптации может быть представлена в виде таблицы [5; 103]:

Таблица 1.1     Типология адаптации

п/п

   Критерии типологии

Типы адаптации персонала

1

Компоненты системы адаптации персонала

Профессиональная(производственная), психофизиологическая, организационная, социально-психологическая, экономическая, внеорганизационная

2

Наличие опыта профессиональной или служебной деятельности

Первичная, вторичная

3

Сферы адаптации

Адаптация в новой организации, адаптация в новой должности

4

Субъекты адаптации

Адаптация работника, адаптация работы к человеку


  1. Компоненты системы адаптации:
    • профессиональная(производственная)адаптация –  освоение сотрудником своих функциональных обязанностей на рабочем месте; цель – формирование профессионально важных качеств личности;
    • психофизиологическая адаптация – приспособление работника к психофизиологическим нагрузкам и условиям труда; цель – приведение в соответствие возможностей работника и условий труда;
    • организационная адаптация – формирование представлений о роли и статусе рабочего места (должности) в организационной структуре компании; цель – усвоение сотрудником стандартов, формальных и неформальных норм и правил компании;
    • социально – психологическая адаптация – вовлечение нового сотрудника в систему взаимоотношений коллектива; цель – преодоление сотрудником неуверенности в новой организации;
    • экономическая адаптация – формирование удовлетворенности системой оплаты труда и материальных поощрений;
    • внеорганизационная адаптация – общение с коллегами в нерабочее время по нерабочим вопросам. 
  2. Наличие опыта профессиональной деятельности:
    • первичная адаптация – приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности;
    • вторичная адаптация – приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности.
  3. Сферы адаптации:
    • адаптация в новой организации – приспособление работников, впервые устроившихся в организацию, независимо от занимаемой должности;
    • адаптация в новой должности – приспособление сотрудников:

                                 - работающих в организации и получивших новую должность;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.