Процесс товароснабжения
можно подразделить на следующие основные этапы:
-
организация
закупки товаров;
-
распределение
по торговым предприятиям;
-
организация
завоза;
-
приемка
и хранение товаров.
Закупочная деятельность
торговых организаций должна быть планомерно организована и экономически
обоснована. Для этого необходимо, чтобы торговые организации вели
систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
Систематическое изучение
торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют
своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные
возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это дает
возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении
количества, качества, ассортимента товаров.
Завоз товара в магазин в
зависимости от порядка имеют две формы: транзитную и складскую.
Завоз товаров
непосредственно из производственных предприятий, минуя промежуточные склады
оптовых и розничных организаций, называется транзитным.
Под складской формой
товародвижения понимают поступление товаров в магазины со складов оптовых и
розничных организаций, которые, принимая крупные партии товаров от поставщиков,
выполняют все необходимые операции (распаковка, подсортировка, проверка
качества и т.д.) по подготовке товаров к их дальнейшему продвижению в розничную
торговую сеть.
Выбор той или иной формы
товародвижения требует учета конкретных условий и зависит от специфики
ассортимента товаров, месторасположения поставщика и покупателя, от мощности
магазина (величина товарооборота, размеров торговых и складских площадей),
транспортных условий и экономической целесообразности той или иной формы
завоза.
Транзитный завоз товаров в
магазине снижает расходы по загрузке-выгрузке, ускоряет продвижение товаров в
розничную сеть, содействует улучшению сохранности товаров.
В большинстве случаев
транзитный завоз товаров осуществляется с промышленных предприятий,
расположенных в одном городе.
При снабжении магазинов
товарами применяют две формы доставки:
1. централизованная
2. децентрализованная
(самовывоз)
Централизованная -
доставка товаров силами поставщиков. Централизованную доставку применяют при
транзитной и складской форме товародвижения.
При более глубоком рассмотрении
централизованного метода можно выделить два способа доставки товаров: