Отражение в отчетности
С точки зрения учета объединение компаний может быть подразделено на 2 вида — покупка и слияние. При покупке покупатель расценивает поглощаемую компанию как объект инвестиций. Если покупатель уплачивает за активы приобретаемой компании цену, превышающую ее текущую рыночную стоимость, разница должна быть отражена в его балансе в графе репутация (или условная стоимость деловых связей фирмы). Более того, репутация должна списываться за счет будущих доходов, поскольку логично предположить, что она будет одним из источников этих доходов. Необходимо также рассчитать срок действия репутации, так же, как и для других активов. На протяжении этого периода, который не может превышать 40 лет, начисляют амортизацию репутации. При этом отраженная в отчетности компании прибыль уменьшается на сумму амортизационных отчислений. Заметим, что эти отчисления не подлежат вычету из налогооблагаемых сумм. Следовательно, поглощающая фирма обычно рассматривает связанное с таким способом отражения сокращение учетной стоимости будущей прибыли как невыгодное для себя.
При слиянии компаний балансы двух компаний объединяются, при этом активы и обязательства просто суммируются. В итоге при таком объединении репутация не находит отражения в отчетности, и, следовательно, компания не списывает связанные с ней отчисления за счет своего будущего дохода. Поскольку учетная прибыль при отражении по методу слияния компаний будет выше, чем при отражении по методу покупки, многие поглощающие компании предпочитают первый из методов, особенно в тех случаях, когда стоимость репутации приобретаемой компании представляет собой достаточно весомую величину.
Выбор метода зависит не от желания поглощающей компании, а от слияния и правил ведения учета. Сделка будет отнесена в разряд слияния компаний только при соблюдении следующих, достаточно жестких условий.
1. Каждая из объединяющихся компаний должна иметь опыт работы в качестве самостоятельной хозяйственной единицы не менее 2 лет перед слиянием и не должна зависеть от других компаний в том смысле, что они не могут владеть более чем 10% ее акций.
2. Объединение должно быть осуществлено посредством одной сделки или в соответствии с особым планом в течение одного года со дня вступления плана в силу. Запрещаются условные платежи.
3. Поглощающая корпорация может эмитировать только обыкновенные акции с правами, идентичными правам по большинству выпущенных акций с правом голоса в обмен на значительную часть акций контрагента, предоставляющих право голоса на собраниях акционеров. В данном случае под «значительной частью» подразумевается не менее 90% акций.
4. Поглощающая корпорация не должна позднее выкупать выпускаемые в связи с совершением сделки акции, не должна вступать в соглашения к выгоде «старых» акционеров и не должна избавляться от значительной доли активов присоединенной компании на протяжении, по крайней мере, 2 лет.
Самым жестким условием является третье, согласно которому требуется, чтобы в обмене с обеих сторон участвовали обыкновенные акции. Следующее по степени строгости — запрещение условных платежей, В результате установления этих условий значительно ограничивается число слияний интересов.
2.2 Захват, предложения о приобретении и защита от них
Переговоры при слиянии сводятся к переговорам руководства и совета директоров, участвующих в нем компаний. Однако поглощающая компания может сделать предложение о приобретении акций (тендер) напрямую акционерам приобретаемой компании. Тендер — это предложение, которое делается акционерам другой компании о приобретении ее акций по фиксированной цене за акцию. Обычно цену тендера устанавливают на уровне, значительно превосходящем текущую рыночную цену акции, чтобы привлечь большее количество акций. Тендер позволяет поглощающей компании обойти сопротивление руководства компании, которую она хочет приобрести, и, следовательно, расценивается как угроза любым переговорам с этим руководством.
Тендер может применяться и в том случае, когда переговоры не проводятся, а просто есть желание одной компании поглотить другую. В современных условиях уже невозможно сделать приобретаемой компании сюрприз, поскольку одно из требований SЕС — достаточно широкая огласка предполагаемого поглощения. При оплате и наличными, и акциями основным фактором, влияющим на условия продажи, является предлагаемая премия, превышающая текущую рыночную стоимость акций приобретаемой компании. К тому же брокерам, принимающим участие в сделке, обычно предлагается хорошее комиссионное вознаграждение за акции, которые были приобретены при их непосредственном участии. Как правило, объявление о тендере помещается в финансовых газетах. Акционерам приобретаемой компании рассылаются почтовые извещения, если продавец может предоставить реестр акционеров. Хотя по закону компания должна предоставлять такой реестр по большей части она задерживает его предоставление на срок достаточный для того, чтобы расстроить планы покупателя.
Вместо обычного предложения о приобретении некоторые покупатели делают двойные предложения. Первичное предложение, как правило, представляет собой предложение о приобретении контрольного пакета акций, и объем его может составлять, например, 45% акций приобретаемой компании, если в распоряжении покупателя уже имеется 5% акций. Первичное предложение более выгодно с точки зрения цены и/или условий оплаты, чем вторичное предложение о приобретении оставшейся части акционерного капитала. Разница условий предназначена для того, чтобы повысить вероятность успешного контроля работы фирмы, воздействуя на мотивацию продавца. Двойные предложения позволяют избежать проблемы, существующей при простых предложениях, когда акционерам оказывается выгодным выдержать паузу и не спешить реализовывать свои акции в надежде на более выгодное предложение. Несмотря на то, что двойное предложение встречает неоднозначную оценку, как в кругах компаний-покупателей, так и в SЕС, оно остается весьма популярным инструментом приобретения компаний.
Компания, которой сделано предложение о приобретении, имеет в своем распоряжении большой набор способов защиты от посягательств на ее независимость. Руководство компании может попытаться убедить акционеров в том, что предложение не отвечает их интересам наилучшим образом. В таких случаях обычно основным аргументом руководства является утверждение о том, что предложенная цена намного уступает истинной стоимости фирмы в долгосрочном периоде. Однако акционеры могут посчитать долгосрочный период слишком длительным, а премию слишком привлекательной, чтобы от нее отказаться. Некоторые-компании в надежде на поддержку акционеров увеличивают выплаты дивидендов или проводят дробление акций. Часто принимаются меры по защите в судебном порядке; к этому виду защиты прибегают скорее для того, чтобы выиграть время и расстроить планы покупателя, чем в надежде на выигрыш от разбирательства. Если фирмы — потенциальные участницы сделки по поглощению — являются конкурентами, то мощным препятствием на пути покупателя может оказаться антимонопольное разбирательство. В качестве последней попытки руководство компании, над которой нависла угроза поглощения, может использовать вариант слияния с «дружественной компанией», которую обычно называют «белым рыцарем».
Противозахватные поправки и другие инструменты
Помимо рассмотренных мер защиты, некоторые компании используют более формальные методы, которые применяются до того, как покупатель предпринимает попытку захвата. Эти методы, известные как противозахватные, или отражающие, должны, насколько это, возможно, усложнить захват. Прежде чем начать описание этих методов, полезно рассмотреть мотивы их применения. Гипотеза о защите интересов управленческого персонала гласит, что возводимые на пути захватов барьеры должны обеспечить занятость управленческих кадров и защиту интересов акционеров. С другой стороны, согласно гипотезе об интересах акционеров корпоративная конкуренция дисфункциональна по своей сути и отнимает у руководящего персонала время, которое могло бы быть потрачено на полезную деятельность, направленную на получение прибыли. Следовательно, противозахватные методы гарантируют большое внимание к этой деятельности и содействуют таким образом, защите интересов акционеров. Более того, существует следующее мнение: одним из результатов возведения барьеров на пути захватов является то, что акционеры не соглашаются на предложения о приобретении по низким ценам и объединяются с другими акционерами с целью выработки коллективного ответа на любое предложение. Этот факт приобретает особое значение в случае двойного предложения о приобретении, когда, скажем, 51% акций реализуется по одной, высокой цене, а остальные 49% — по менее высокой. Следовательно, согласно этой гипотезе противозахватные методы способствуют увеличению благосостояния акционеров.
Существует небольшая группа методов, цель применения которых установить дополнительные преграды на пути компании-покупателя. Некоторые компании осуществляют ротацию своих советов директоров с тем, чтобы каждый год избирали меньшее их число и соответственно требовалось большее количество голосов для избрания того или иного директора. Иногда желательно изменить штат регистрации корпорации. Правила, зафиксированные в уставах различны в разных штагах, и многие компании предпочитают регистрироваться в штагах, в законодательстве которых предусмотрено меньшее количество ограничений, например в штате Делавэр. Так корпорация облегчает себе проведение противозахватных поправок и судебную защиту, если дело о захвате доходит до суда. Некоторые компании устанавливают правило утверждения слияния сверхбольшинством акционеров. Вместо обычного большинства, необходимого для принятия решения по другим вопросам, в ситуации слияния данной компании с другой для утверждения сделки требуется более высокая доля голосов, часто 2/3. Процент может быть даже выше; во многих случаях — это 80%. Возможность установить такое правило в уставе корпорации зависит от штата ее регистрации.
Еще одним методом является условие справедливой цены слияния. Согласно этому условию покупатель должен выплатить акционерам, не участвующим в контрольном пакете акций, по меньшей мере «справедливую пену», которую устанавливают заранее. Обычно минимальная цена связана с соотношением цены акции и прибыли на акцию, но она, может быть, и простой установленной рыночной ценой. Часто условие справедливой цены слияния сочетается с правилом сверхбольшинства. Если установленная минимальная цена представляется неудовлетворительной, то сделка может быть утверждена только решением сверхбольшинства акционеров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7