САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
На тему «Реструктуризация финансовых институтов»
Выполнил:
« финансы и кредит »; группа № 53.
Иванников Юрий Константинович.
Научный руководитель:
Тарасова Галина Михайловна
НОВОСИБИРСК 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Реструктуризация компаний
1.1 Источники создания стоимости…………………………………………………....4
1.2 Влияние условий слияния………………………………………………………...10
1.3 Поглощения и анализ эффективности капиталовложений……………………..21
ГЛАВА 2. Слияние и захват
2 .1 Акции и налогообложение……………………………………………………….26
2.2 Захват, предложения о приобретении и защита от них…………………………31
2.3 Дивестирование…………………………………………………………………....37
Заключение…………………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………………43
Введение
Рост является неотъемлемой составляющей успеха компании и ее жизнеспособности. Если его нет, компании трудно требовать энтузиазма от работников и привлекать первоклассных менеджеров. Рост может быть как внутренним, так и внешним.
В процессе такого роста компания приобретает специфические активы и финансирует их за счет собственных резервов или привлечения заемных средств. Внешний рост происходит, когда компания приобретает другую фирму. В принципе один вид роста незначительно отличается от другого. Каждый из них связан с определенными первоначальными (стартовыми) расходами и ожиданиями дохода в будущем.
Изменение структуры компании — это не только слияние и поглощение. Как подобное изменение можно истолковать практически любое изменение структуры капитала, текущей деятельности, собственности, которое происходит вне обычного процесса деятельности. Примерами могут служить распродажи, создание филиалов или выкуп контрольного пакета акций за счет кредита. С другими примерами читатель познакомится ниже. Основной идеей, как при слияниях, так и при других процессах, приводящих к изменению структуры компании, является создание стоимости.
Существует множество различных мотивов, побуждающих компанию предпринимать шаги, ведущие к изменению ее структуры. В основе всегда лежит стремление увеличить благосостояние акционеров.
При рассмотрении в этом разделе соображений, исходя из которых компания принимает решение об изменении структуры, мы будем помнить, что подобные решения должны приниматься всеми акционерами сообща.
1.3 Источники создания стоимости
Доход от увеличения эффективности работы
Слияние (merger) — объединение двух компаний, при котором одна из них теряет свою марку.
Очень часто за счет слияния компаний можно достичь операционной экономии. Устраняется дублирование функций различных работников, объединяются такие виды деятельности, как маркетинг, учет, снабжение. Чтобы избежать дублирование усилий на какой-либо территории, можно сократить затраты на сбыт продукции. При слиянии железнодорожных компаний основная цель — достичь операционной экономии за счет устранения дублирования работы. При слиянии промышленных компаний приобретаемая компания, производящая продукцию, которая является дополняющей по отношению к продукции, производимой приобретающей компанией, увеличивает их производство и стимулирует спрос на продукцию последней. Достижение подобной экономии известно как синергизм; стоимость компании, образованной в результате слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей, т. е. 2 + 2 = 5.
Помимо операционной экономии слияние может стать, причиной получить экономию за счет масштаба. Последняя наблюдается тогда, когда при увеличении объема производства средние издержки снижаются. Обычно имеется в виду экономия за счет масштаба в производстве и не принимается во внимание существование этого эффекта в маркетинге, снабжении, распределении, учете и даже управлении финансами. Основная идея экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т. д. Иными словами, увеличение объема позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Как и любой другой эффект, экономия за счет масштаба имеет свои границы. Когда превышен некоторый оптимальный объем производства, увеличение объема работ влечет за собой все больше проблем, что перекрывает образующийся за счет этого увеличения рост продуктивности, в результате чего эффективность работы компании снижается. Экономисты обычно говорят об «огибающей кривой» с экономией от масштаба, возможной до некоторой оптимальной точки, после которой имеет место ущерб.
При дивестициях, таких, как распродажа или передача акций, может иметь место эффект обратного синергизма: 4 - 2 = 3. То есть эксплуатация реализуемых объектов может быть целесообразной для какой-нибудь другой компании как средство генерирования денежных потоков и образования чистой положительной стоимости. В итоге эта компания оказывается готовой заплатить за данные объекты более высокую цену, чем их оценка вами на настоящий момент. В некоторых случаях реализуемый объект хронически убыточен, и его владелец не намерен расходовать на него необходимые ресурсы с тем, чтобы сделать его доходным. Примером такой ситуации может служить Borg Warner Corporation, принявшая решение избавиться от York International, производившей оборудование для обогрева и кондиционирования воздуха.
Одним из взаимосвязанных мотивов дивестирования являются осуществляемые компанией стратегические изменения. Периодически большая часть компаний пересматривает свои долгосрочные планы, пытаясь найти ответ на вечный вопрос: в какой сфере деятельности должна работать компания? Для выработки стратегии рассматриваются внутренние мощности (капитал, здания и оборудование, трудовые ресурсы), внешние рынки и конкуренты. Рынок и конкурентные преимущества компании в пределах этого рынка изменяются с течением времени, иногда очень быстро. Возникают новые рынки, так же как и новые мощности внутри фирмы. То, что когда-то было весьма кстати, может больше не удовлетворять требованиям ситуации. В итоге может быть принято решение о дивестировании средств из какого-либо вида бизнеса. В случае поглощения другой компании не все составляющие приобретаемой компании могут отвечать стратегическим планам компании-покупателя, вследствие чего может быть принято решение о дивестировании средств из одной или нескольких составляющих. Стратегическая перестройка является тем мотивом, на который чаще всего ссылаются официальные лица для того, чтобы оправдать дивестирование.
Повышение качества управления
Некоторые компании имеют неэффективный аппарат управления, в результате чего они получают менее высокую прибыль, чем могли бы. Если реструктуризация позволит повысить качество управления, то это само по себе достаточно веский аргумент в ее пользу. Хотя компания может сама изменить свой управленческий аппарат, на практике для этого может оказаться необходимой реструктуризация. Низкодоходные компании с небольшим оборотом — готовые кандидаты на поглощение, и имеются примеры конкурентной борьбы за обладание ими. Однако для того чтобы стать объектом такой конкуренции, компания должна иметь потенциал значительного увеличения прибыли посредством повышения качества управления. Некоторые производства и компании просто не имеют такого потенциала, и в основе их неудач лежат иные, чем неэффективное управление, причины.
Информационный эффект
Стоимость в ходе реструктуризации может создаваться посредством передачи новой информации. Здесь имеется в виду ассиметричная информация, которой обладает руководство (или покупатель) компании и фондовый рынок, на котором обращаются акции компании. Если предположить, что акции недооцениваются, то объявление о слиянии может вызвать позитивный сдвиг, т. е. рост стоимости акций компании. Идея здесь заключается в том, что факт слияния/поглощения свидетельствует о недооценке инвесторами потенциальной доходности компании убедительнее, чем многие другие аргументы. Об этом мы постоянно говорим в настоящей книге: некоторые события оказываются красноречивее слов.
Объявление о дивестировании может послужить сигналом об изменении инвестиционной политики или эффективности работы компании, что в свою очередь может оказать позитивное воздействие на стоимость акций. С другой стороны, такое объявление может быть воспринято, как продажа наиболее ликвидного филиала с целью поправить дела компании, в этом случае сигнал будет негативным. Недооценивается ли компания или переоценивается — вопрос спорный. Руководство компании всегда придерживается первой точки зрения, а иногда обладает информацией, которая не позволяет правильно судить о цене акций. Помимо необратимой реструктуризации корпорации есть и другие способы передачи стоимости.
Переход выгоды
Еще одной причиной изменения благосостояния акционеров может быть передача кампанией своих активов владельцам ее обязательств и наоборот. Если, например, слияние уменьшает относительную изменчивость денежных потоков компании, то владельцы ее долговых обязательств выигрывают от повышения вероятности их оплаты. В итоге при прочих равных условиях возрастает рыночная стоимость их обязательств. Если общая стоимость не изменится под воздействием других факторов, они получат выгоду за счет акционеров компании-должника.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7