1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Бизнес-план. Цели и задачи бизнес-плана
В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различных сферах и формах предпринимательства и помогает очертить тот круг проблем, с которыми сталкиваются предприятие либо предприниматель в условиях изменчивости, нестабильности и, порой, непредсказуемости самых разнообразных рыночных ситуаций.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Цели и задачи бизнес-плана
1) Бизнес план служит для обоснования предполагаемого бизнеса оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения успеха.
2) Бизнес-план является документом, позволяющим «высветить» курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
3) Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса.
4) Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям – техническим, технологическим, информационным, организационным, экономическим и др.
5) Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.
6) Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.
7)Бизнес-план – инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка – непрерывный процесс познания и самопознания.
Подводя итоги вышеизложенному, можно утверждать, что бизнес-планирование – творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.
Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов:
а) гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
б) непрерывности, предполагающей «скользящий» характер планирования;
в) коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
г) итеракивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократности проработки уже составленных разделов плана;
д) многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
е) участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
ж) адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
1.2 Классификация и структура бизнес-планов. Экономический анализ в бизнес-планировании
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.
Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 1.1 Возможны и другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Рисунок 1.1-Типология бизнес-планов
Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако по нашему мнению, его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывают значительные финансовые трудности.
Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:
а) для выработки стратегии выживания предприятия;
б) составления плана проведения реорганизационных процедур;
в) организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
г) обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведённой ниже типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план пот мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.
Близок к бизнес-плану и такой привычный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование. Но главное отличие бизнес-плана – в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.
Особенности, которые необходимо учитывать при разработке различных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др.
Опыт практической работы авторов в области планирования деятельности организаций позволил выработать оптимальную, с моей точки зрения, структуру бизнес плана:
1) концепция бизнеса (резюме);
2) ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии;
3) характеристика объекта бизнеса;
4) исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для бизнеса);
5) организационный план, в том числе правовое обеспечение;
6)персонал и управление;
7) план производства;
8) план маркетинговых действий;
9) потенциальные риски;
10) финансовый план и финансовая стратегия.
Мы не рассматриваем эту структуру как нечто застывшее, она может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса.
Как составление бизнес-плана, так и процесс планирования невозможен без использования экономического анализа, можно даже сказать, что основой планирования является экономический анализ. При составлении плана используются практически все виды анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ относительных показателей, сравнительный анализ.
В основе планирования лежат в основном экономико-математические методы экономического анализа, в том числе моделирование, используются все типы моделей.
Особенно важен экономический анализ при составлении плана производства, при исследовании и анализе рынка и конкурентной среды, при составлении финансового плана и финансовой стратегии.
1.3 Эффективность инвестиционных бизнес-проектов
Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различают следующие показатели эффективности инвестиционного бизнес-проекта:
а) показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации бизнес-проектa для его непосредственных участников;
б) показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления бизнес-проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
в) показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией бизнес-проекта, выходящие за пределы прямых финансовых участников инвестиционного бизнес-проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) бизнес-проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ООО «ПОЛИГОН-ПРИНТ»
Перед составлением проектной части бизнес-плана по внедрению нового продукта на рынок периодических изданий города Екатеринбурга необходимо провести анализ финансово-хозяйственной деятельности того предприятия, которое будет реализовывать данный проект. Это позволит заранее исключить возможные финансовые затруднения, могущие возникнуть в процессе реализации бизнес-проекта. Для оценки экономического благосостояния холдинга «Медиа-group» в настоящем дипломном проекте проведён анализ финансово-хозяйственной деятельности типографии ООО «Полигон-принт»,являющуюся единственным производственным подразделением холдинга.
2.1 Структура имущества организации и источников его формирования
На основе данных финансовой отчётности осуществляется обобщённый анализ, прогнозирование и текущее планирование прибыли. В таблице 2.1 приведены значения показателей баланса ООО «Полигон-принт» за первый квартал 2005 года.
Таблица 2.1- Структура баланса ООО «Полигон-принт»
Показатель
Значение показателя
Изменение
на начало периода
на конец периода
(гр.4-гр.2), тыс. руб.
(гр.4 : гр.2), %
в тыс. руб.
в % к валюте баланса
1
2
3
4
5
6
7
Актив
1. Иммобилизованные средства
29560
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19