Выбор тех или иных средств стимулирования зависит от
поставленных целей. Их можно объединить в три большие группы [2]:
·
предложение цены (продажа по сниженным ценам,
льготные купоны, талоны, дающие право на скидку);
·
предложение в натуральной форме (премии, образцы
товара);
·
активное предложение (конкурсы покупателей, игры,
лотереи).
Применительно к какой-либо торговой точке мы можем
классифицировать различные виды стимулирования иным образом, по их
происхождению и воздействию на клиентуру. В этом случае мы приходим к трем
обобщенным типам стимулирования [10]:
·
Общее стимулирование,
применяемое на месте продажи. Его отличительной чертой является заданность
темы. Оно служит инструментом общего оживления торговли.
Этот вид стимулирования
одновременно объединяет продажу по сниженным ценам, демонстрацию товара,
дегустации, игры, использование ряженых, праздничное убранство торговых
залов, афиши, таблички с пояснениями, броские рекламные объявления, а так же
рекламную компанию в прессе (распространение листовок с купонами, дающими право
на покупку со скидкой, вручение подарков в случае приобретения определенного
количества товара, конкурсы, игры).
·
Избирательное стимулирование предполагает помещение товара вне мест общей выкладки на выгодной
позиции, например в начале ряда или стеллажа. Товар может быть сосредоточен также
в каком-либо месте торгового зала, например, выставка-продажа товаров для
школьников начальных классов.
Этот вид стимулирования
включает также размещение товаров на выносных лотках или в тележках, расположенных
в проходах или на пересечении торговых линий. При этом реклама используется в
меньшей степени: применяются только рекламные планшеты и указатели.
·
Индивидуальное стимулирование осуществляется в местах общей экспозиции товаров и, как правило,
исходит от производителя. Рекламная афиша, указатель сигнализируют о том, что в
отношении определенного товара осуществляется стимулирование в виде снижения
цен, конкурсов, премий и т.д. В этом случае меры по стимулированию воспринимаются
потребителем лишь в тот момент, когда он останавливается перед магазинной
полкой с конкурирующими товарами.
Стимулирование продаж обращено к самым широким массам
и имеет своей целью обеспечить продажу товара, создать поток потребителей
непосредственно в том месте, где осуществляется продажа товара. В этом состоит
отличие стимулирования от приемов прямого маркетинга, которые обращены
непосредственно к каждому потенциальному покупателю с тем, чтобы побудить его к
заказу товара вне места торговли [2].
Стимулирование потребителей воспринимается ими как
"бесплатный подарок" или развлечение. Потребитель имеет возможность
выбора среди предложенных ему вариантов стимулирования и безразличен к тому, от
кого идет стимулирование – от производителя или торговой сети. Об этом
свидетельствуют многочисленные опросы, проведенные агентствами по стимулированию
продаж.
Опросы также показали, что потребитель предпочитает
такие виды стимулирования, как бесплатные образцы, сопровождающие покупку,
дополнительное количество товара, предоставляемое бесплатно, продажи по
сниженным ценам, за которыми с некоторым отрывом следует скидка при повторной
покупке.