Рефераты. Планирование - как основная функция управления

     Так же на основе  стратегического  плана  разрабатываются годичные оперативные  планы и проекты.

     В завершении определяются  предпосылки для  формирования  новых плановых программ, исходя  их того, чего организации удалось добиться  при реализации  планов, и чего – нет.






















3.2. Планирование риска.

Реализация  стратегии предприятия всегда  связана с определенным  риском. Это  может  касаться как  стратегии  расширения  масштабов  хозяйственной  деятельности  предприятия, так и ее сокращения.

Нередко  риск в стратегическом  планировании  называют  хозяйственным  или  предпринимательским.

Следует  так же  учесть, что  планирование  и реализация  стратегии происходят  в условиях  неопределенности, которая  появляется  в результате изменчивости  внешней  среды  предприятия.  Поэтому в момент составления  плана нет  ясности и уверенности  в том, что выбранная  стратегическая  альтернатива  приведет к успеху, получению  ожидаемого  результата, и, конечно, присутствует  опасность  неудачи, непредвиденных  потерь.

Источником  риска  является  неопределенность, под  которой  понимается  отсутствие  полной и  достоверной  информации, используемой  при  составлении и  реализации  плана.

Планирования  в условиях определенности  производится  при  наличии  полной  и достоверной  информации о  состоянии  внутренней   и внешней среды, проблемных  ситуациях, отражаемых в стратегическом   плане и др.  

В рыночной  экономике  риск является  неотъемлемым  атрибутом хозяйствования. С ним  постоянно  имеет дело  любой  предприниматель, любое  предприятие.  Фактор  риска  здесь  служит  сильным  стимулом и ограничением при  принятии плановых  решений.¹

Неопределенность в рыночной экономике приводит к тому, что избежать риска  становится просто  невозможно.  Но не  следует  искать такие  решения, в которых  заранее известен  результат.  Необходимо  просто  научится  предвидеть  риск, оценивать  его  размеры, выигрыш, связанный  с ним, планировать  мероприятия по  его  предотвращению  и не  переходить допустимые  пределы.

¹ Ильин А.И. Планирование на  предприятии. 4-ое издание. Мн.: Новое  знание,2003 г.

 Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного  менеджмента, 1999 г.

Хочу  отметить то, что в современно  экономике  методы  планирования  и оценки риска  проработаны явно  недостаточно. Отсутствуют  практические рекомендации по его  оценке и  предотвращению при решении  различных  плановых  задач.

Но все - таки  разрабатываются некоторые  системы  мер, направленные на  уменьшение  риска до  минимально  возможного  уровня.  Наиболее часто  применяются  следующие группы  методов:

- технические (противопожарный  контроль, охранная  сигнализация и т.п.)

-правовые (страхование, залог, неустойка (пени, штраф),  поручительство (гарантия), задаток)

- организационно – экономические (запрет на  курение  в огнеопасных  местах, система  поглощения  риска и т.п.)

Риск  еще  можно  рассматривать, как  вероятность ошибки или успеха при  выборе  той  или иной стратегической   альтернативы, как образ действий  в неопределенной  обстановке, а также как один  из  критериев предпочтений  при  формировании  плановых  решений. 

Планирование  риска  представляет  собой прогнозную   оценку  возможных потерь ресурсов при наступлении  неблагоприятных  обстоятельств и  отклонений от  намеченной  стратегии, а также упущенной  выгоды при  осуществлении хозяйственных  операций.   При этом  необходимо  количественно оценить  прогнозные  величины  потерь.

Потери,  связанные  с риском,  могут быть:

ü     Материальные

ü     Трудовые

ü     Финансовые

ü     Временные

ü     Прочие



Полностью  избежать  риска в хозяйственной  деятельности  невозможно, но, зная,  где и при каких  обстоятельствах он  может  возникнуть, менеджерский  персонал может его предотвратить, снизить угрозу  потерь, уменьшая  действие  неблагоприятных  факторов. Поэтому  очень  важно  знать, где и при каких  условиях  могут возникнуть  те или иные потери.

Предприятию так же очень  важно  при  формировании стратегии уметь  анализировать  риск.

Анализ  риска  позволяет выявить зоны риска для  данной  стратегии и  определить вероятность  его  наступления и последствия для успеха  стратегии.




















3.3. Тактическое  планирование.

Тактическое  планирование  занимает  промежуточное положение между  долгосрочным  стратегическим и  краткосрочным (оперативно-календарным).  Стратегическое  планирование  рассчитано на длительный  период (10-15 лет). Однако на  многих  предприятиях стратегия  основана на среднесрочном  планировании. Поэтому стратегический  план, как правило,  охватывает период не более 5 лет, тактический – 1-2 года,  оперативный – менее 1 года.  Составить тактический  план на период более двух  лет не  представляется  возможным, поскольку  происходят частые  изменения  во внешней и внутренней  среде  предприятия.¹

Тактическое планирование является  средством  реализации стратегических  планов. Если  основная  цель  стратегического  плана  заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться  предприятие в перспективе, то тактическое  планирование должно  ответить на  вопрос, как предприятие  может  достичь  такого  состояния.  Эти  виды  планирования  различаются  целями и средствами их  достижения.

Решения,  принимаемые  при  тактическом  планировании,  отличаются меньшей   субъективностью.  Они более конкретны, адресны, всегда  привязаны  к показателям  работы  структурных  подразделений  предприятия.

Реализация  тактического  плана  сопряжена  с меньшим  риском, поскольку его решения более детальны, касаются  внутренних  проблем предприятия и имеют  меньший  разрыв  во  времени.  Помимо этого тактические решения  легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный  вариант. В связи с тем, что тактический  план  представлен  системой конкретных  количественных   показателей, при его  разработке  могут широко  применяться  различные  методы  оптимизации. 

¹ Ильин А.И. Синицына Л.М. Планирование на предприятии В 2ч, Ч.2. Тактическое  планирование./Под общей  редакцией  Ильина А.И. Мн.: Новое  знание, 2000 г. 416 с.


Тактический  план  представляет  собой  развернутую  программу всей  производственной, хозяйственной  и социальной  деятельности коллектива  предприятия, направленную на выполнение заданий  стратегического  плана при наиболее полном  рациональном использовании ресурсов.  Особое  внимание   в таком  плане должно уделяться  показателям эффективности и качества  работы: росту  производительности труда; снижению  себестоимости  продукции;  экономии материальных  ресурсов и др.

Тактический  план так же  должен предусматривать перспективу по каждому  объекту  планирования.  Должны  быть учтены  все  факторы: состояние  экономики предприятия;  кредитно-финансовая  ситуация: налогово-бюджетная  политика и.т.п.

Важно  отметить Ито, что тактический  план  имеет многофункциональное  назначение. В целом он  выполняет три  основные  функции: прогнозирование, координация  и контроль.

Отличительной  чертой  тактического плана  является и то, что он заставляет  руководителей и специалистов всех  уровней предприятия направлять  свои   усилия  на  поиск целей  и задач, реализующих  установки  стратегического  плана.  При  его  составлении необходимо  четко  определить  цели  в конкретной  форме, а так же средства и методы их  достижения.  Кроме того, в составлении планов  участвуют те, кто потом должен  будет  их  исполнять.   Поэтому с расширением  объектов  планирования становится более активным участие  работников  предприятия в планировании.

Состав  разделов  и показателей  тактического  плана зависит от специфики  и отраслевой  принадлежности предприятия, сложившихся на  нем  методов управления, традиций, управленческой   культуры, состояния  экономики, рыночной  конъюнктуры и т.д.

Разработка  тактического плана обычно проходит  в нескольких  вариантах, с тем, чтобы  выбрать из них  наилучший, то есть  наиболее соответствующий  условиям  реализации в зависимости от  складывающейся во  внешней  среде  ситуации.  Там, где  это   возможно, вариантные  расчеты проводятся  с применением  экономическо-математических  методов и ЭВМ.



























3.4. Планирование  производственной  программы.

Важнейшим разделом  тактического  плана предприятия  является производственная  программа.

Производственная программа  определяет  необходимый объем  производства  продукции в плановом  периоде, соответствующий  по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана  продаж.  Программа обусловливает  задания по вводу  в действие  новых  производственных  мощностей, потребность в материально – сырьевых  ресурсах, численности  персонала, транспорте.¹ 

Промышленные  предприятия формируют  производственную программу  на  основе государственного  заказа; заказов потребителей; выявленного  в процессе  изучения  рынка  потребительского  спроса.

 Показатели производственной программы:

-  темп  роста производства  товарной (валовой) продукции

- производство  важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием «в том   числе  продукции для  экспорта»)

-   показатель  качества продукции

Основой  для определения  в плане  объема  продукции стоимостном выражении служит  план производства  продукции в натуральном  выражении.

Задания  по  производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих  особенности потребления отдельных  видов  изделий.  Такими единицами  могут  быть  тонны, метры, киловатт – час, штуки, комплекты и т.д.   Во всех случаях единица  измерения  должна  отражать  специфику  производства наиболее эффективных   материальных,   трудовых   и  финансовых  ресурсов.

Установленные в плане единицы измерения  продукции обязательны для  всех  звеньев  планирования  и управления  производством. 

 ¹ Черныш Е.А. прогнозирование и планирование. М., 2001 г.


Это необходимо  для  того, чтобы обеспечить  выполнение  производственной  программы в предусмотренном  ассортименте, выполнение  плана кооперированных поставок и плана  поставок  по  договорам, а также  для  увязки  производственной  программы с показателями  качества продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.