Часто от руководителей можно слышать: »не хватает времени для
решения многих вопросов». Исследования, проведённые на нескольких десятках
промышленных предприятий, свидетельствуют о том, что в течении рабочего времени
руководителю приходится решать до 200 различных вопросов, иногда по 3 – 4
одновременно.
Информация, поступающая высшему руководству, чаще всего никем
не фильтруется, а при решении неверно расставляются акценты и выбираются
приоритеты, начинает одолевать рутина, управление осуществляется по отклонению,
менеджер становится управляемым, им руководят события.
Такая ситуация чаще всего происходит из-за неумения или
нежелания делегировать полномочия подчинённым в решение второстепенных
вопросов.
Это является недостатком действующих должностных
инструкций.
1.
В
должностных инструкциях поверхностно фиксируется существующее разделение труда
на определённый момент, и не учитываются происходящие в процессе работы
изменения, в силу чего они теряют значение документа, регламентирующего работу
управляющих различных уровней.
2.
Обязанности,
права и ответственность
3.
Должностные
инструкции менеджеров и специалистов носят чаще всего общий характер, и тем
самым теряется организующее и регулирующее значение этого документа.
4.
Зафиксированные
в должностной инструкции обязанности, права и ответственность работника
оказываются оторванными от тех условий, которые необходимы для успешного
выполнения.
Грамотно составленная инструкция позволяет определить
обязанности, права и ответственность персонала и оберегает его от выполнения
несвойственных функций, подчёркивает систему взаимоотношений между менеджерами
и подчинёнными им работниками, инструкция упорядочивает потоки
информации на предприятии.
Должностная инструкция, как правило, содержит:
·
полное
наименование должности
·
кому
должность подчинена
·
кому
должность даёт распоряжения
· требования к работнику на
данной должности (образование, специальность, опыт работы)
· цели, которые руководство
предприятия выдвигает для данной должности
·
ответственность,
которую несёт работник на данной должности
·
порядок
оценки труда работников
Положительные факторы делегирования полномочий: делегирование
высвобождает время руководителя для решения важных и творческих вопросов,
является формой повышения квалификации сотрудников, положительно влияет на
мотивацию сотрудников.
Отчего же перегружены верхние эшелоны руководства работой ?
Вот результаты исследований, проведённых с участием автора на 12 промышленных
предприятий разных регионов. Причины, из-за которых принятие решений передаётся
на более высокие ступени руководства, по удельному весу можно представить в
следующем виде (в %): непопулярные дела, связанные с нарушением трудовой
дисциплины, аморальные поступки работающих и т.п. – 30; - недостаток полномочий
и авторитета – 23; расхождение мнений начальника и подчинённого – 20; -
неуверенность перед принятием решений – 15; - недостаточная квалификация.
Некоторые руководители среднего звена управления указывают,
что передают решения начальству, так как решение с их точки зрения правильное
может войти в противоречие с мнением руководства. Это говорит об отсутствии
единого мнения в управлении предприятием. Причины здесь могут быть
две: или руководителям среднего
звена управления недостаточно ясны цели организации, или руководство
организации не имеет представления об условиях, которые содействуют достижению
целей на каждой ступени управления.