Рефераты. Обеспечение эффективной деятельности ГУП "Вязниковского ПАТП"

Особенности предпринимательской фирмы проявляются в новизне подхода к избранной сфере деятельности, нацеленность на поиск возможностей и умелом использовании изменений.











1.3.Технология управления.

Процесс управления состоит из множества взаимодействий социальных и технологических составляющих производства, образующих единство аспектов (организационного, социального, экономического); функций (планирование, управления организации, мотивация, контроль) и элементов (персонал, технические средства, документы). Под технологией управления понимается упорядоченная совокупность процедур организации и координации, выполняемая руководителем (органом управления) для достижения поставленных целей и характеризующаяся целостностью в смысле выполнения полного взаимосвязанного комплекса функций по отношению к управляемому процессу и его составляющим. Практическое выполнение всех функций образует завершённый цикл событий по организации выполнения управляемого процесса.

Мысленно представить и стратегически «разглядеть» цикл управления при принятии решений является одним из необходимых умений менеджера.

Цикл событий процесса управления. Цикл событий процесса управления начинается с понимания социального заказа на деятельность фирмы, а заканчивается анализом результатов и последствий деятельности (рис.1.1)

                                                                                                            Рынок       

Формирование системы, реализующий поект

 
Цель                    Проект               Система                    Результаты

Моделированиепространства деятельности

 

Панимание заказа

 

Деятельность

 

Анализ деятельности

 
        

заказ

 


                                                                                        мотивация,

  маркетинг,                                                                                    измерения,

  стратегиче-     формирование    организационное    учёт,

  ское плани-     и планирование  проектирование     контроль

           рование           стратегий                                                                                  опыт,

                                                   Обратная связь                                                      проблемы       

 Рис 1.1. Цикл основных событий процессов управления

На рис. 1.1 показан минимальный набор событий, в результате которых формируются основные нормы деятельности менеджера:цель, программа (проект, план); система, реализующая программу деятельности (организационная структура и распределение полномочий); собственно деятельность по достижению цели (технология); анализ деятельности и её результатов (методы, принципы); препятствия, проблемы; контур управления.

В зависимости от ситуации, масштабов управляемого процесса эти события могут происходить в течении дня, месяцев, лет; в каждом из них может участвовать один менеджер или тысячи специалистов и, соответственно, единиц оборудования с соответствующим объёмом затрат.

Понимание заказа. Содержание социального заказа на деятельность организации определяется сложившейся ситуацией на местном, региональном или мировом рынках; познанными закономерностями развития социальных и технологических процессов, например циклами деловой конъюнктуры в экономике; позицией ,занятой менеджером или органом управления по отношению к участникам деятельности и внешней среде.

Оформляется социальный заказ как роль (миссия) организация в системе разделения труда, жизнедеятельности общества; как стратегия, политика и ли деятельности хозяйствующей организации.

Стратегия – это более детальное неамерение менеджмента осуществить свою роль во внешней среде; это декларируемый способ настройки и реакции организации на события, происходящие в окружающем её пространстве, “запланированная маневренность”. С помощью стратегии фирма пытается извлечь преимущества и пользу из своего окружения.

Различие в стратегии и тактике можно иллюстрировать примером: размышление над конкретной проблемой и её решение имеет конкретный характер, но умение размышлять и решать проблемы – стратегический.                              Для среднего и нижнего звена управления понимание заказа часто связанно с осознанием требований конкретного клиента, заказчика, потребителя на про-

дукцию или услугу.

Целеполагание. Завершающим шагом понимания социального заказа является формирование цели деятельности. Освоению понятия  “цели” способствует иллюстрация его различия на философском, методологическом, методическом (инструментальном) и житейском уровнях рассмотрения.

      На философском уровне понятие “цель” характеризует способность человека предвосхищать в мышлении результаты деятельности или повеления.

      На методологическом уровне понятие “цель” – это осознанная потребность.

Методологическое значение понятия “цель” принципиально важно для руководителя, так как извне навязанные цели, неосознанные субъектом деятельности, например персоналом, не могут привести к желаемому результату, так как нет основы для рационального, осознанного поведения.

Структуризация пространства деятельности (планирование). Понимание социального заказа, преобразованное в конкретную цель, менеджеру необходимо развернуть в технологически и социально организованные действия. для этого применяются различные способы моделирования (мысленное представление в памяти без фиксации в документации, имитация на компьютерах и другие ) будующей деятельности, которое, как правило, оформляется в виде программ (pro-gramma: вперёд пишу), проектов, планов, протоколов о намерениях и других.

Под программой деятельности понимается утверждённый руководителем документ, содержащий комплекс заданий, мероприятий взаимоувязанных по исполнителям, ресурсам и сроков выполнения. Как правило, задания относятся к разным сферам деятельности: научной, проектной, конструкторской, строительной, производственной, сбытовой                                                                  

Программа – это модель, отображения в документе процесса решения проблемы, с которой оперирует менеджер и все участники инновационного

процесса при согласовании своих действий.

Проект – это более детализированная составляющая программы, имеющая меньший масштаб и деятельность

Программы могут содержать несколько проектов.

План – это проекция программы на одну из координат пространства деятельности: подготовка кадров, финансирование, исследования и разработки, сбыт и другие.

Моделирование будущей деятельности требует от руководителя умения детализировать желаемый результат в виде последовательности процессов преобразования исходного сырья в продукцию (базовый и вспомогательные технические процессы), а так же группировать эти процессы в структурные блоки и устанавливать рациональные связи между ними.

Структурирование пространства деятельности позволяет менеджеру принципиально “видеть” в масштабе своего уровня управления достижимость желаемого результата, получаемость продукции или услуги.

Структура организации – это её технологические составляющие (подразделения, уровни управления), логически упорядоченные таким образом, чтобы достигнуть целей наиболее эффективным способом. Логику упорядочения задают все предшествующие события цикла управления стратегия, цель и план деятельности, поэтому при их пересмотре, изменении необходимо заново моделировать пространство деятельности.

Процесс моделирования будущей деятельности позволяет выявить потенциально возможные препятствия, проблемы, продумать варианты их преодоления.

Формирование системы, реализующей план. Распространённое представление о системе как взаимоувязанной совокупности элементов больше подходит для исполнителей, пассивных участников производства.

Это важное для менеджера представление о системе, так как оно в явном виде выделяет конструктора системы т.е. субъекта деятельности и правила, отношение, в соответствии с которыми он выделил во внешней среде и сформировал систему. другими словами, система – это способ видения мира и, следовательно, может быть организованна в различных конфигурациях, в зависимости от мировоззренческой позиции её конструктора, его социального статуса, знаний и умений.

Целевая структура оформляется, как правило, в виде дерева целей, в корне которого находится социальный заказ, цель деятельности предприятия.

Сформировать систему значит институализировать цели организации, юридически и организационно закрепить упорядоченные, например по критериям продуктивности или экономичности, технологические и социальные отношения между участниками деятельности. Упорядочение отношений должно способствовать эффективному преобразованию исходного сырья в продукцию в соответствии с возможностями участников в условиях конкретной внешней среды.

Организационное проектирование. В силу развитой, глубокой специализации вещественно – энергетических и информационных технологий упорядоченная цепь технологических и, соответственно, социальных технологий, как правило, очень длинна и превышает возможности одного человека по её регулированию по всей длине. Поэтому технологические звенья объединяются в группу, каждая из которых организационно или юридически закрепляется за группой специалистов (подразделением) и, соответственно, руководителем. критериями объединения могут служить:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.