При проверке предприятий и до заключения договора аудиторская фирма аргументирует стоимость договора, с учётом количества проверяющих и временем их работы.
При заключении договора следует помнить средний размер оплаты аудиторских услуг, действующих на рынке в данном регионе, а также заложены ли данные расходы в смету данного предприятия. Так же при заключении договора необходимо помнить, что его оплата может осуществляться как до начала, так и после начала, а также авансом. В случае вины или некачественной работы аудитора, последний несёт финансовую ответственность в размере суммы по договору.
5. Стандарт аудиторской деятельности. Планирование, методы доказательства, документирование аудиторских проверок и аудиторские заключения.
Проверка аудиторской деятельности регламентирована стандартами осуществления аудиторской деятельности, которая назначается правилами.
Стандарты – это нормативные документы, регламентированные единые требования к осуществлению и оформлению аудита.
В соответствии с действующим законодательством в настоящее время действуют следующие стандарты:
1. Планирование аудита.
2. Изучение и оценка систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля.
3. Аудиторская выборка.
4. Аудиторские доказательства.
5. Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчётности.
6. Документирование аудита.
7. Разъяснение, представленных документов руководством проверяемого экономического субъекта.
8. Порядок составления аудиторского заключения по бухгалтерской отчётности.
9. Внутрифирменный контроль качества аудита.
Тема: «Аудит годовой отчётности».
1. Проверка правильности составления бухгалтерского
баланса.
2. Проверка правильности составления формы №2.
_________________________________________________
1. Проверка правильности составления бухгалтерского баланса.
Проверка правильности составления бухгалтерского баланса начинается с общего обзора отчетных форм. Проверяется заполнение: наименования организации, её адрес, вид деятельности, отрасль, ИНН, номер, шифры, наличие лицензий и сроки ее действия.
Вид деятельности предприятия проверяется по уставным документам в целях правильного исчисления и разграничения доходов и расходов предприятия по основной и прочей деятельности. Следующим этапом происходит проверка заполнения отчетности в разных формах на полноту их заполнения, а так же проверяется есть ли подчистки и помарки, исправления и выявляются возможные участки учета для проверки в целях обнаружения отклонений от законодательства на предмет на предмет мошенничества и прочих ошибок в учете. На основании этого происходит выявление тех участков учета, а так же видов активов и источников их формирования, которые должны быть проверены в первую очередь.
После этого происходит проверка показателей между собой и счетная проверка показателей и взаимоувязка всех показателей отчетности согласно инструкций по составлению бухгалтерской отчетности.
Основная проверка правильности составления балансов основывается на следующих моментах:
1) Данные статей баланса на начало периода должны соответствовать данным за предыдущий период. При изменении вступительного баланса на начало года по сравнению с отчетным за предыдущий год аудитором должны быть взяты с руководства и главного бухгалтера соответствующие разъяснения по каждому из выявленных отклонений.
2) Данные статей баланса на конец отчетного периода должны быть обоснованы результатом инвентаризации.
3) Сумма статей баланса по расчетам (с учреждениями, финансовыми органами, поставщиками, дебиторами и кредиторами, с банком и т.д.) должны быть согласованы и оформлены соответствующими актами сверки расчетов.
4) Данные заключительного баланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам Главной книги на конец года данные баланса должны быть сопоставимы на начало и конец года. Любые расхождения должны быть разъяснены.
Следующим этапом аудиторской проверки идет конкретная проверка правильности отражения Активов по разделам баланса (1 и 2).
В первую очередь проверяются нематериальные активы и основные средства. Учитывая, что нематериальные активы довольно новое понятие они проверяются сплошным методом, а основные средства выборочным путем. При проверке 1 раздела необходимо учитывать 2 основных момента:
ü необходимо убедиться в том, что соответствующие Активы предприятия вложены в соответствующие нематериальные активы и основные средства и они действительно имеются в наличии. Для этого происходит проверка: описи незавершенного производства, карточек аналитического учета основных средств и нематериальных активов, инвентарных списков, приказов на закрепление или передачу основных средств подразделениям;
ü проверка правильности учета приобретения, износа и выбытия основных средств и нематериальных активов (расчеты по начислению износа, ведомость начисления амортизационных отчислений, акты на выбытие, карточки аналитического учета по определению финансового результата от выбытия).
Состав нематериальных активов регулируется положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, а так же законом о бухгалтерском учете в РФ, законном об аудите и ПБУ по нематериальным активам.
Все нематериальные активы учитываются на счете №04 и они имеют специальные характеристики:
ü в них отсутствует материально-вещественная форма;
ü их наличие свидетельствует о праве пользования предприятием в виде патентов, лицензий, конструкторско-технологической документации, платежных документов подтверждающих организационные расходы (по регистрации предприятия). Без документов нематериальные активы не могут быть поставлены на учёт;
ü долгосрочный период использования всех нематериальных активов;
ü они должны приносить доход в настоящем времени или в будущем периоде.
С учетом этого начисление износа по нематериальным активам начинается с момента использования или ввода в эксплуатацию (износ по нематериальным активам начисляется на основании приказа об учетной политике исходя из установленного в нем срока их использования, но не более 10 лет).
При проверке нематериальных активов проверяется их фактическое наличие и соответствие их данных на конец года, которые отражены в формах бухгалтерской отчетности (форма №1, приложения к балансу). Проверяется, что нематериальные активы фактически используются, срок начала их использования и правильность начисления износа. Если на предприятии имеется большое количество нематериальных активов то при сплошной проверке необходимо провести их инвентаризацию по учетно-классификационным группам. При этом оформляются описи, а при расхождениях сличительная ведомость и ведомость итогов инвентаризации. По всем расхождениям берутся объяснения у работников предприятия у которых находятся данные активы на материальной ответственности и выявляются причины отклонений от данных указанных в бухгалтерской отчетности и действующего законодательства по ведению учета нематериальных активов.
При анализе правильности ведения учета нематериальных активов проверяется так же порядок их учета, график документооборота, договора на материальную ответственность, порядок отнесения износа в затраты производства и порядок списания неамортизируемой части нематериальных активов.
Далее идет проверка учета основных средств и соответствия данных бухгалтерской отчетности фактическим данным о их наличии на конец года.
Прежде всего, проверяется порядок проведения инвентаризации основных средств (приказ о создании рабочей комиссии, о создании главной комиссии, акты инвентаризации рабочей комиссии и в целом по предприятию, описи, сличительные ведомости, ведомости итогов инвентаризации с инвентарными списками и приказами о закреплении основных средств, порядок ведения карточек аналитического учета основных средств и наличие первичных документов о движении основных средств – акты на прием в эксплуатацию, акты на перевод, акты на списание).
Особое внимание обращается на те объекты по которым были проведены работы по достройке и реконструкции, которые увеличили стоимость самих объектов. Проверяется наличие проектно-сметной документации на ведение реконструкции, наличие актов приема в эксплуатацию отремонтированных и реконструированных объектов основных средств и проверяется отражение восстановительной стоимости в карточках учета основных средств.
Учитывая, что объектов основных средств на предприятии большое количество и их не возможно проверять сплошным методом – проверка правильности отражения в учете объектов основных средств проводится выборочно.
При проверке 1 раздела актива баланса необходимо все объекты основных средств проверять на фактическое соответствие их инвентарным спискам. При выявлении неучтенных основных средств они должны быть оприходованы, а ранее списанные, но находящиеся в эксплуатации должны быть соответственно оформлены документально (акт ГАИ, карточка забалансового учета). С 01.01.2002 года все амортизируемые основные средства в бюджетных организациях не списываются с баланса, но по ним не начисляется амортизация и они будут на балансе пока не выйдут из строя. Для всех остальных хозяйствующих субъектов они списываются с баланса и переводятся на забалансовый учет – амортизационные отчисления так же не начисляются. Затраты по текущему ремонту производятся за счет себестоимости той отрасли где они используются. Следующим этапом проверки правильности отражения активов в 1 разделе происходит проверка правильности отражения долгосрочных вложений в виде затрат незавершенного капитального строительства и приобретения основных средств, т.е. происходит проверка правильности ведения учета и определения остатков по счету №08. Остатки по данному счету должны быть подтверждены описями незавершенного строительства и приобретения основных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11