Учитывается, что в данном случае работают специалисты, которые хорошо знают технологию действующих предприятий, организационные особенности, особенности структуры управления, организацию бухгалтерского учёта, аналитические работы на предприятии. Они могут своевременно и качественно изыскивать внутренние ресурсы для увеличения объёма производства и продаж, а также могут обеспечивать оперативность в управлении предприятием или ликвидации негативных моментов при принятии управленческих решений.
Внутренний аудит организуется на основании решений органов управления предприятия или собрания акционеров. Если на предприятии отсутствует данный отдел, то его функции может осуществлять либо аудиторский отдел вышестоящих организаций, либо аудиторские фирмы.
Функции внутреннего аудита:
ü наблюдение за системой учёта и исполнения положения по бухгалтерскому учёту, исполнение налогового законодательства, инструктивных указаний по бухгалтерскому учёту;
ü изучение финансовой, бухгалтерской, оперативно-технической информации для целей управления предприятием, включающим сверку отчётов и проверку остаточных средств на счету в банке;
ü проверка правильности заключения хозяйственных договоров, а также их эффективности и прибыльности, что особенно касается всех некоммерческих операций;
ü проверка правильности составления учётной политики и определение её оптимального содержания для деятельности предприятия;
ü проверка бизнес-плана и особенно финансовых планов развития предприятия;
ü сравнительный анализ применяемых методик аудиторской деятельности на предприятии;
ü проводит специальные исследования по норме естественной убыли, увязки проектов инновационных и инвестиционных вложений, проектов по определению рынков сбыта, оптимальное число работников, размер безубыточности продаж;
ü организация учёта лиц, своевременное проведение проверок по их сокращению.
Все виды финансового контроля подразделены на три вида:
ü предварительный;
ü текущий;
ü документарный.
Таким образом, аудиторская деятельность осуществляется на основании данных бухгалтерского учёта и предоставленной финансовой отчётности. Она должна носить законодательно-доказательный характер с помощью первичных документов.
Аудит – это проверка и подтверждение правильности ведения счетов компаниями общественных предприятий. Международная Федерация бухгалтерского учёта России обозначает аудит как независимое исследование финансовой отчётности на предприятии, независимой от формы собственности.
Отличие внутреннего аудита от внешнего – 2-ой независим от руководства проверяемого предприятия и все взаимоотношения проверяющих с руководством строятся на основании договора, заключённого аудиторской фирмой с данным предприятием на осуществление аудиторской деятельности. Договор носит обязательный юридический характер и его исполнение заканчивается представлением аудиторского заключения. Вообще, аудитор означает – слушатель.
2. Понятие аудита и государственное регулирование аудиторской деятельности.
Возникновение аудиторской деятельности в Западной Европе относится к XIX веку. Наибольшее распространение она получила в ХХ веке, а в России - в последние 10 лет.
При формировании аудиторской службы необходимо помнить, что специалисты должны обладать соответственными качествами: честность, неподкупность, профессиональная подготовка.
На сегодня аудиторская деятельность может осуществляться как предпринимателями, так и фирмами. За рубежом же все сферы поделены между аудиторскими компаниями.
В настоящее время аудиторская деятельность регламентируется по нескольким направлениям:
ü аудиторская деятельность банков;
ü аудиторская деятельность страховых компаний;
ü аудиторская деятельность фондовых бирж и финансовых компаний;
ü аудиторская деятельность, занимающаяся проверкой деятельности хозяйственных субъектов.
Всеми этими видами деятельности на российском рынке занимаются зарубежные компании.
Российские компании осваивают до 30% всех доходов от аудиторской деятельности, а зарубежные компании во всех странах мира до 50-80%.
При организации аудиторской деятельности необходимо помнить, что аудиторские фирмы занимаются и восстановлением учёта и отчётности, а также сопровождением учёта и отчётности и консультационными услугами.
В РФ было сделано несколько попыток по ведению аудита: 1-я – в 1889 году; 2-я – в 1912 году; 3-я – в 1928 году и в 1995 году.
До недавнего времени в РФ аудиторов не было, вместо них действовали контрольно-ревизионные управления (КРУ), которые действовали при министерствах, Ведомствах и Облисполкомах.
При создании аудиторской деятельности был использован иностранный опыт и впервые был создан в 1987 году. Создание аудиторского контроля в РФ осуществлялось в 90-х годах. Большую роль в формировании аудиторской деятельности в РФ сыграли временные правила аудиторской деятельности в РФ, утверждённые в 1993 году указом Президента РФ.
Государственное регулирование аудиторской деятельности до 2001 года осуществлялось согласно временным правилам осуществления аудиторской деятельности на территории РФ, а также Указом Президента «О введении временных правил по осуществлению аудиторской деятельности». Кроме того, в 1994 году была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Комиссия являлась коллегиальным органом по поддержке и развитию аудиторской деятельности в условиях рыночной экономики.
В своей деятельности Комиссия подотчётна Президенту РФ. Она имеет право:
1. Предоставить на рассмотрение Президенту нормативные акты по регулированию аудиторской деятельности.
2. Разрабатывать стандарты осуществления аудиторской деятельности.
3. Направлять аудиторам и аудиторским фирмам предписания по устранению недостатков и замечаний, выявленных при проверке деятельности аудиторской компанией.
4. Выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности или их аннулирование в случае нарушений.
5. Определять перечень высших учебных заведений и ведущих учебно-методических управлений по подготовке и переподготовке аудиторов.
6. Принимать экзамены на получение свидетельства аудитора.
7. Привлекать специалистов для разработок нормативно-правовых актов по осуществлению аудиторской деятельности на договорной основе.
При Комиссии создан Консультативный Совет из ведущих аудиторов страны, который корректирует и регламентирует осуществление аудиторской деятельности на территории РФ.
В конце 2001 года был принят Закон «Об осуществлении аудиторской деятельности», который в настоящее время регулирует осуществление аудиторской деятельности в РФ. В связи с этим, временные правила утратили свою силу.
Согласно постановлению СовМина и Правительства РФ аудиторская деятельность подразделяется на несколько видов и сопровождением её занимаются:
ü МинФин РФ (аудит страховых компаний, бирж, валютных фондов, инвестиционных институтов и, кроме того, страховой деятельностью занимается Россстрахнадзор);
ü ЦБРФ (аудит банков, кредитных учреждений).
На базе данных организаций созданы Центры Аттестационных Комиссий (целлак), которые занимаются аттестацией аудиторов и выдачей лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Данная Комиссия утверждается по согласию с Комиссией по Аудиторской деятельности, работающей по единой программе, контролируемый МинФином РФ.
За проведённые аттестации взимается определённая плата, так же как и за лицензирование. Для осуществления аудиторской деятельности, приём экзаменов через «Целлак» проводится в межрегиональных центрах, с целью более быстрой подготовки недостающих специалистов.
При осуществлении аудиторской деятельности согласно Закона «Об аудите», работа аудиторов может осуществляться но основании индивидуальных лицензий и аудиторов, выступающих индивидуальными частными предпринимателями, так и на основании организаций аудиторских фирм. При этом в Уставе аудиторской фирмы должно принадлежать не менее 50% взносов, непосредственно, аудитора. В составе компании должно быть не менее 4-х профессиональных аудиторов.
Для осуществления аудиторской деятельности допускаются все лица, имеющие высшее и среднее экономическое образование и сдавшие соответствующие экзамены на аттестат аудитора, а также наличие лицензий. К аттестации не допускаются лица, имеющие судимость или ограниченными по суду занимаемыми определёнными должностями. Квалифицированный аттестат выдаётся МинФином РФ или ЦБРФ на 3 года. По истечению срока аттестат может быть продлён по заявлению в том случае, если нет ни каких замечаний, а если таковые существуют, то необходимо опять сдавать экзамен на осуществление аудиторской деятельности.
Аттестованный аудитор получает лицензию на осуществление аудиторской деятельности, которая может выдаваться на 1-3 года. За выдачу лицензии взимается плата в размере 10 МРОТ. За заявление необходимо заплатить 3 МРОТ.
Кроме того, при осуществлении Аудиторской деятельности в случае получения незаконных доходов, а также выявленных хозяйственных нарушений, которые по вине аудитора принесли финансовый вред проверяемой организации, то взимается штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ.
При организации аудиторской деятельности, помимо проведения аудиторских проверок, аудиторские фирмы проводят работы по организации и восстановлению бухгалтерского учёта, по составлению деклараций о доходах, составление годовой бухгалтерской отчётности, анализу хозяйственной деятельности, оценки активов предприятий, консультации, сопровождение налогового учёта, обучение по роду своей деятельности. Всё это должно быть обязательно указано в уставных документах. Кроме данных видов деятельности аудиторские компании не могут заниматься другими видами деятельности. Согласно закона аудиторы не могут передавать сведения третьим лицам, которые они получают при проверке. Данное нарушение трактуется как – разглашение коммерческой тайны в соответствии с УКРФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11