Перспективным является и земельный налог. Цель его — способствовать повышению уровня благоустройства территорий населенных мест. Кроме того, он служит экономическим рычагом, способствующим повышению эффективности использования земли, и источником возмещения затрат местных бюджетов на освоение и обустройство территорий населенных пунктов.
Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.
К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и доходов региональных бюджетов. Таким образом, в число этих доходов входят:
• процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;
• дотации, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;
• субвенции, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго определенные цели;
• средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.
В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы» в число главных регулирующих доходов региональных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стоимость; от акцизов; от налога на прибыль предприятий, хозяйства, по ставкам, определяемым законами.
Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального бюджета и объема их закрепленных доходов. По объему и экономическому значению регулирующие доходы занимают ведущее положение в доходах региональных бюджетов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами региональных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.
Так как темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета. Нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами региональных бюджетов несовершенны. Они лишены стимулирующих качеств и создают у региональных органов иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, снижает их воздействие на выявление экономических резервов в подведомственном им хозяйстве, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как методы наделения региональных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это приведет к осложнению в финансировании плановых мероприятий. Поэтому, видимо, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средствами. Представляется, что дотация может иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии покрыть необходимые расходы. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых па местах не хватает средств.
Расходы региональных бюджетов. Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, процесс урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема региональных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т. е. расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение доходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют приблизительно половину всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — 60—86%.
Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации растут потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, торговля и т. д.
Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.
Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Целесообразно разбить городские территории на участки и давать подряды на их обслуживание на конкурсной основе городским специализированным организациям по благоустройству, кооперативам. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8