Рефераты. Экономические (прямые и косвенные) регуляторы регионального развития

         Развитие рыночной экономки предполагает более широкое при­менение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федераль­ных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведе­ния политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйству­ющие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т. е. в связи с истощением запасов природных ре­сурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территори­альной структуры экономики; введения регионально-дифференци­рованной амортизации, позволяющей предприятиям, расположен­ным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; применения повышен­ных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду особенно в v наиболее неблагополучных регионах.

      Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления: федеральном, региональном, межрегиональном и местном.

Федеральные органы прежде всего должны регулировать про­цессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализации крупных экологических и социальных программ; организации межрегиональных и межго­сударственных экономических связей.

Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации струк­туры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.

Специфика регионов предопределяет целесообразность исполь­зования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и стимулов.

Успешное проведение экономических реформ требует всесто­роннего учета региональной специфики в осуществлении основных направлений общегосударственной политики.

В области финансовой и налоговой политики в связи с расши­рением экономической самостоятельности субъектов Федерации следует повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно с этим необходимо обеспечить на всей территории России функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, механизмом горизонтального и вертикального перерас­пределения доходов между регионами. Наличие многоканальной системы определяется необходимостью иметь самостоятельные, устойчивые источники доходов федерального бюджета для реше­ния тех задач, которые в соответствии с Федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.

Вместе с тем, исходя из уровня экономического и социального развития, безработицы, экологической обстановки в регионах, возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованные средства (суб­венции) из федерального бюджета предусматривается выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, ре­шение критических социальных проблем), а также на реализацию государственных региональных программ.

Основная цель регионального аспекта социальной политики заключается в недопущении возникновения в регионах острых социальных конфликтов, снятии напряженности в районах повы­шенной социальной опасности. К таким, требующим постоянного внимания, районам относятся районы нового хозяйственного освоения с суровыми природными условиями, старопромышленные районы со структурной безработицей и общей экономической депрессивностью, аграрным перенаселением (Северный Кавказ), тер­ритории с недостаточной финансово-экономической базой для устойчивого социального развития (Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан). Особое внимание намечается уделить также социальному развитию районов проживания малочисленных народов.

Основным источником финансирования региональных соци­альных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. В целях поддержки малообеспеченных групп населения уже сформированы республиканский федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения. Основ­ными средствами реализации социальной политики будут предо­ставление бюджетных и внебюджетных субсидий, установление более высоких уровней заработной платы работникам бюджетных отраслей, доплат к пенсиям, пособиям и т. п.

В области инвестиционной политики в условиях сокращения государственных централизованных капитальных вложений глав­ный упор должен быть сделан на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компа­ний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рациона­лизировать территориальную структуру производства, способству­ющие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению важнейших народнохозяйственных задач.

В целях повышения инвестиционной активности в регионах предусматривается выплата инвестиционных премий за сооруже­ние объектов, практиковать гарантии на ссуду, оказывать помощь в приобретении земель под строительные площадки, способство­вать предоставлению льготных кредитов на инвестирование, со­зданию территориальных и межпроизводственных консорциумов, акционерных обществ для завершения ранее начатого строитель­ства объектов, в которых заинтересованы территории.

Методом стимулирования экономики в условиях экономичес­кого кризиса, воздействующим на оживление темпов роста произ­водства, а также осуществления структурной перестройки, будет использование инвестиционного налогового кредита для поощре­ния капиталовложений в слабые районы и прогрессивные отрасли, требующие новых инвестиций.

Важное место отводится налоговым и амортизационным льго­там в целях стимулирования структурной перестройки экономики регионов. Важное значение региональный аспект имеет для реформи­рования внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в этой сфере создалось такое положение, когда под давлением руководства отдельных республик, областей правительство предо­ставляет соответствующим местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспорт­ных пошлин, обязательной продаже экспортерами части валютной выручки органам исполнительной власти. В результате этой мало­упорядоченной деятельности существенно увеличивается несбалан­сированность бюджета, осложняется общероссийское регулирова­ние внешнеэкономической деятельности. Поэтому необходимо пересмотреть условия деятельности регионов на внешнем рынке, создавая примерно равные возможности для всех регионов. Это не означает ущемления прав субъектов Федерации в самостоятельном осуществлении внешнеэкономической деятельности, а направлено на обеспечение экономической безопасности России. Исключения должны распространяться главным образом на создаваемые сво­бодные экономические зоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Специфика региональных комплексных программ развития, их структура и типовой классификатор

 

К настоящему времени в России уже накоплен значитель­ный опыт разработки разноуровневых региональных программ. Не­смотря на различия в ведомственной и территориальной принад­лежности их разработка должна проводиться на единой методоло­гической основе, а различия в методических подходах к их состав­лению должны сводиться к учету специфики особенностей разви­тия соответствующих хозяйственных комплексов и территорий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.