Рефераты. Экономические (прямые и косвенные) регуляторы регионального развития

С помощью региональных финансов государство осуществ­ляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, гео­графических, военных и других условий отстали от других рай­онов страны. С этой целью разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих админи­стративно-территориальных единиц, а также налогов выше­стоящих бюджетов. Региональным бюджетам выделяются от­числения от государственных налогов, но чаще всего субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Региональные финансы — это не только система экономи­ческих отношений. Они являются и совокупностью денежных средств, используемых на экономическое и социальное разви­тие территорий. Главным -направлением использования регио­нальных финансов является финансовое обеспечение социаль­ной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

В современных условиях все в большей степени региональ­ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не­производственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в эконо­мическом и социальном развитии регионов. Это вызывает не­обходимость дальнейшего расширения и укрепления финансо­вой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и ис­пользования финансовых ресурсов регионов.

Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные пред­приятия. Во-вторых, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится
в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме регио­нальных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные
фонды. Источниками формирования таких фондов служат за­емные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое на­
значение.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Региональные бюджеты- главная финансовая база региональных органов власти.

 

Финансовой базой региональных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, ут­верждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды по­требления распределяются между отдельными административ­но-территориальными единицами и социальными группами на­селения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компо­нентом программы повышения народного благосостояния.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обес­печением деятельности региональных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хо­зяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществле­нии общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессио­нальную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение — свыше 80%, на социальное обеспечение — около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство — 100%. В настоящее время число ре­гиональных бюджетов составляет 29,3 тыс. Их объем (по расходам) в 1995 г. приблизился к 150 трлн руб., или примерно 50% консо­лидированного бюджета Российской Федерации.

Доходы региональных бюджетов. На региональные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь госу­дарственных социально-экономических реформ. Финансирова­ние мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществле­ние государственной программы в области социального разви­тия требует больших материальных и финансовых ресурсов. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закреп­ленных и регулирующих источников доходов.

Термин закрепленные, или собственные, доходы означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. пол­ностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные на­логи. Роль большинства этих налогов незначительна. Вместе с тем, надо отметить, что значение некоторых из этих налогов может существенно повыситься, например на имущество.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.