1.3.Состав и структура комплексной программы
Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона представляют перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.
Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:
-показатели целевой программы;
-показатели эффективности конечных результатов, где оцениваются экономические, социальные, научно-технические, экологические и другие эффекты, в полной мере отражающие полезность (ожидаемую, полученную) осуществления программы, эффективность обслуживания ею соответствующих пользователей. Различают показатели прямого эффекта (результат от реализации программы); перераспределенного эффекта (воздействие программы на сопряженные сферы деятельности; полного эффекта (сумма прямого и перераспределенного эффекта). Показатели эффекта программы могут быть как абсолютными, так и сравнительными (исчисляются как прирост по сравнению с началом осуществления программы). Для характеристики конечных результатов могут быть использованы также показатели, отражающие отношение эффекта к затратам;
-специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;
-показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);
-параметры и оценки клиентных групп, характеризующие пользователей программы;
-показатели ресурсных (финансовых, материально-технических, природных, трудовых, информационных, временных) затрат, необходимых для выполнения заданий программы. Оцениваются прямые затраты (связанные с компенсацией негативных последствий программы) и общие (сумма прямых и сопряженных затрат за вычетом доходов, полученных по программе).
Помимо названных выше показателей разрабатываются формулировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.
Процесс отбора территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе, является многоэтапным. Выделяются три основные этапа:
• отбор региональных проблем, требующих решения;
• обоснование возможности решения проблем программным методом;
• независимая экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом.
Отбор проблем включает в себя следующие процедуры:
• комплексное изучение принятой концепции и прогнозов функционирования экономики региона;
• анализ складывающейся социально-экономической ситуации (экономический потенциал, внутренние и внешние тенденции развития, динамика товарного рынка, движение основных фондов производства, конъюнктура межрегиональных связей и внешней торговли, уровень удовлетворения производственных, научных, социальных потребностей и др.);
• определение узких мест в хозяйстве региона, порождающих проблемные ситуации (фиксация неудовлетворенности какой-либо потребности, разрыв между желаемым и достигнутым уровнями развития и др.);
• выделение и описание проблем, требующих неотложного решения;
• структурный, качественный анализ выделенных проблем (выявление соподчиненности и взаимосвязей выделенных проблем;
• рассмотрение проблем, подлежащих решению в увязке с совокупностью уже решаемых региональных проблем.
Обоснование возможности решения проблем программным методом выключает:
· разработку рекомендаций об объективной возможности решения проблем программно-целевым методом (выявление наличия у проблем программных признаков — конечность во времени реализации, локализуемость проблемного объекта, неразрешимость проблемы в заданные сроки на основе других методов и форм управления и др.);
· анализ преимуществ и недостатков использования программного метода для устранения выявленных проблемных ситуаций применительно к условиям региона;
· обобщение и систематизация накопленного в регионе опыта применения программного метода;
· оценка возможности использования программного подхода в регионе в условиях рыночных отношений.
Экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом содержит следующие процедуры:
· предварительная ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материальных, земельных, трудовых, информационных и временных ресурсах);
· определение ресурсных возможностей региона и сопоставление их с потребностями для решения проблем;
· расчет полезной результативности решения каждой из проблем, конкретизация конечных результатов;
· определение экономической эффективности реализации проблем программным методом;
· ранжирование проблем для программирования по значимости и приоритетности, формирование каталога проблем;
· принятие решения о разработке конкретных программ.
Технология разработки региональных целевых комплексных программ включает в себя следующие основные этапы:
формирование перечня одновременно реализуемых программ и принятие решения об их разработке. Перечень составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе. Формируется банк целевых программ территории. Рекомендуется не принимать к единовременной реализации избыточное количество программ, превышающее ресурсные возможности, реализуемые текущими мерами. Предлагается на этапе формирования перечня программ затратить больше усилий и средств для обоснования целесообразности их разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями региона, а также с образом жизни и обычаями людей. Не проработанные решения, как показывает опыт, влекут за собой неоправданные, невозместимые потери;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8