определение органа программно-целевого управления, ответственного за формирование и реализацию программы. Определяется функциональный «Заказчик» программы и «Исполнитель» программы. Взаимоотношения между «Заказчиком» и «Исполнителем» программ регламентируются на основе заключаемых контрактов на разработку конкретной программы;
определение головного разработчика проекта программы и соисполнителей. Выбор головного разработчика (как правило, научно-исследовательская проектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа) целесообразно проводить на конкурсной основе по согласованию с «Заказчиком» и ответственным «Исполнителем». В качестве головного разработчика могут быть как местная организация (всех форм собственности), так и специализированные организации, других регионов или творческие коллективы, составленные из представителей разных ведомств и имеющих соответствующий опыт/решения поставленных в программе проблем. В конкурсе допускается участие организаций государственного (ведомственного) подчинения. Головной разработчик осуществляет организационное и научно-методическое руководство деятельностью всех соисполнителей, ответственных за подготовку отдельных программ; формирует проект территориальной программы в сводном виде и представляет его заказчику. Соисполнители подбираются с учетом их статуса и полномочий, а также наличии квалифицированных кадров и опыта аналогичных работ. Взаимоотношения головного разработчика и соисполнителей также регламентируются контрактами с «Исполнителем» программы;
разработка технического задания на проектирование программ! На основе утвержденного перечня программ организация-заказ чик подготавливает и выдает голодному разработчику исходное задание на формирование региональной программы, которое дол) содержать:
• развернутую формулировку главной цели, основных подцелей и задач программы с количественно определенными конечными показателями;
• примерный состав программы в рамках региона;
• ориентировочный состав предприятий (организаций), участвующих в реализации программы;
• ориентировочную потребность в материально-технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах, прочих видах ресурсов;
• объем предполагаемых затрат на разработку программы с указанием источников и порядка финансирования;
• указания по организации разработки, согласованию и рассмотрению программы и др.
Головной разработчик, руководствуясь исходным заданием, подготавливает и согласовывает с «Заказчиком»:
• общую схему программы и организационный план ее составления;
• координационный план, в котором всем соисполнителям определяются содержание, порядок и сроки завершения работ по проектированию, объемы и источники их финансирования;
• необходимые методические материалы, формы и показатели для соисполнителей;
проектирование программы. Проектирование осуществляется на стадии планово-бюджетных расчетов и начинается с детального анализа исходного состояния проблемы и прогноза, экономических и других последствий. На основе предпрограммных проработок (схемы развития и размещения производительных сил районов, схемы формирования территориально-производственных комплексов, научно-исследовательские и проектно-изыскательские разработки и др.) осуществляется изучение состояния проблем, форм и способов ее решения, производится отбор исходной информации, необходимой для проведения последующих оценок и расчетов.
Стержнем анализа выступает изучение ретроспективы состояния проблемы. Привлекаются динамические ряды показателей, характеризующих, например, уровни удовлетворения потребностей в программном продукте (продуктах) за предшествующие годы; затраченные ресурсы на покрытие этих потребностей, отставание от нормативного уровня, состояние производительных сил, выявление устойчивых тенденций в изменении этих показателей и характеристик. Строится аналитическая картина состояния проблемы. Анализ призван сравнить состояние аналогичных проблем в других регионах. Устанавливаются возможности заимствования опыта, целесообразного привлечения специалистов, программно-проектных материалов, связанных с осуществлением аналогичных программ. При необходимости проводится экологический анализ и оценка последствий выполнения программы.
Учитываются последние и краткосрочные прогнозируемые достижения научно-технического прогресса. В краткосрочных программах отражаются факторы нестабильности экономики (кризис, инфляция).
Уточняются и детализируются конечные цели программы. Для обеспечения достижения конечных целей формируется комплекс подцелей. Обеспечивается сопоставимость целей и подцелей по масштабу и значению. Уточнение целей осуществляется экспертно.
Глава 2. Региональные финансы
2.1. Сущность и состав региональных финансов, их роль в экономическом и социальном развитии территории.
Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, региональные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальной доход на экономическое и социальное развитие территорий.
В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.
Через региональные финансы государство активно проводит, социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется! финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8