Рефераты. ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности

-конкурс на лучшую экологическую сказку «Нет повести печальнее на свете»

-конкурс рисунка о родном крае «Любимый уголок моей Родины»;

-конкурс юных поэтов;

-конкурсы художественного чтения стихов, рассказов;

-конкурсы на лучший экологический плакат;

-конкурс на лучшее изготовление кормушки для птиц.

          В библиотеке организована и постоянно действует выставка детского творчества «детских рук прекрасные творения», но которой представлены работы детей  -  читателей из природного материала; оформлены альбомы  «Дети пишут о природе». При организации книжных выставок по творчеству писателей – натуралистов стало традиционным привлекать детей к написанию отзывов, оформлению рисунков, которые используются также на выставках.

          Сотрудники библиотеки постоянно оказывают методическую помощь читателям при написании рефератов, докладов, сочинений, курсовых и дипломных работ студентов Московского государственного университета культуры по теме "Д«тская библиотека - экологический центр». «Лесные» корресподенты клуба «Друзья природы» оформляеют информационный стенд библиотеки, проводят фото-выставки  и  фото-конкурсы читателей по теме «Тревожные вести из леса», а также оформляют и распространяют листовки «Поможем птицам перезимовать»./5, с 54-65/

          Кто, как не библиотекари, помогут детям увидеть и понять этот удивительный мир, определить свою позицию во взаимоотношениях с природой, потому что без библиотекарей они не узнают, что на лугу растет не просто трава, а подмаренник и листлик: что пеночка – весничка поет иначе, чем зяблик или большая синица – ведь книга природы, открытая всем, по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Библиотека постоянно уделяет внимание популяризации и пропаганде экологических знаний. Как правило готовя массовое мероприятия, сотрудники библиотек уделяют большое внимание изобразительно-выразительным средствам воздействия на читательскую аудиторию, поискам музыкального материала, монтажу и записи фонограммы, элементам театрализации. Поэтому библиотекари смело заимствуют формы и методы работы, ранее считавшиеся более характерными для клубов и домов культуры, перерабатывая и используя из с точки зрения библиотечной специфики, так как конечная цнль – это более полное раскрытие наших фондов. Библиотекари глубоко убеждены, что если читатель активно включается в мероприятия, если его начинают волновать проблемы сохранения уникальной природы нашей планеты, то он вырастет настоящим гражданином и высоконравственным землянином. В сегодняшнее сложное время в  вопросах воспитания многое зависит от библиотек, прежде всего детских. Библиотекари уверены, что работа вносит пусть небольшой вклад в воспитание личности гражданина великой России, страны  с чистыми, прозрачными реками, тенистыми лесами, бескрайними просторами, прекрасными и светлыми городами./17, с 15/      

           В ЦБС «Кунцево» работают многие клубы по различным программам. В приложение № 3 приведена программа клуба «Робинзоны».




















2.5. МАРКЕТИНГ   -   МИКС: ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ.

МАРКЕТИНГОВЫЙ  АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  БИБЛИОТЕКИ И ПЕРПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

          Библиотечный  (библиотечно-информационный) маркетинг – специфический вид творческой управленческой деятельности, основывающийся на комплексном организационно-экономическом анализе, прогнозировании спрса и возможностей его удовлетворения, а также рекламе предоставляемых библиотекой услуг, интеллектуальной продукции и сервиса. Конечной целью является адаптация библилтечно-информационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользоватлей (т.е. текущей коньюктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги,продукцию).

          Термин «библиотечно-информационный маркетинг» – наиболее комплексный среди других интерпретаций маркетинга  в библиотеке. Главная цель профильного маркетинга – повышение эффективности функционирования библиотечного  учреждения (т.е. приспособленности к выполнению заданных функций в определенном режиме) посредством социально-экономического обоснования ведущих направлений работы, объективной оценки своих потенций в сочетании с учетом текущих и опережающим прогнозированием перспективных запросов пользователей.

          В классическом виде маркетинг предполагает направленную деятельность по выявлению оптимальных путей взаимодействия между поставщиками услуг и пользователями. Логично смоделировать следующую «формулу» маркетинга.


                                          изучение спроса +                  

                                          оригинальный способ           

                               М=     его удовлетворения +

                                          до деталей продуманная

                                          подача услуг.


          Традиционный маркетинговый комплекс содержит четыре ключевых структурных элемента:

-         услуга

-         цена

-         методы распространения

-         стимулирование (продвижение)

          Можно констатировать, с одной стороны, нацеленность маркетинговых процедур на изучение спроса  и выявление потребностей, т.е. диагностику рынка, а с другой – активное воздействие на этот спрос, рынок для фомирования соответствующих перспетивных запросов. При этом маркетинговый инструментарий обеспечивает надежный прогноз спроса при одновременной информации о реальных текущих потребностях пользователей, их пожеланиях и замечаниях относительно дополнительных услуг и сервиса, а также о ситуационных и потенциальных возможностях конкретного хозяйствующего субъекта.

          Таким образом, концепция маркетинга позволяет реализовывать системный подход к управленческой деятельности: ставить перспективные цели, выдвигать текущие задачи, разрабатывть и осуществлять необходимые организационно-экономические мероприятия./11, с 111/

          Определеяющее значение для возрождения библиотечного дела, полного обновления библиотек имеет пересмотр их роли в меняющем обществе. Перспективная модель библиотеки должна отразить такие общественные процессы, как усиление значимости культуры во всех сферах жизнедеятельности человека, атакже демократизация, информатизация общества, переход к рыночным отношениям. Только повернувшись лицом к человеку, библиотека восстановит свой престиж.

НАПРАВЛЕНИЯ   РАЗВИТИЯ   БИБЛИОТЕК.

         Фонды многих библиотек, особенно нецентральных, уже несколько лет попольняются не систематически, а межбиблиотечный  абонемент бесславно погибает  в тисках почтовых и других расходов. Между тем развитие вычислительной техники, средств телекоммуникации и программного обеспечения – особенно в послендние годы – позволяет с большим оптимизмом смотреть на проблему обеспечения читателей литературой.  Появилась и быстро развивается новая технология, которую называют электронной доставкой документов (ЭДД).

         Технология электронного копирования и доставки довольно проста. Как и раньше, все начинается с поиска читателем библиографических данных изданий в библиотечных каталогах, но в каталогах электронных. Электронные каталоги теперь не редкость даже для нашей страны, не говоря уже о западных библиотеках. Имея доступ к Интернет, можно осуществлять поиск в многомиллионных электронных каталогах и базах данных (БД) разных стран. А для тех библиотек, которым пока недоступен Интернет, вполне подойдут библиографические базы данных на компакт-дисках (СD ROM). Все крупнейшие национальные библиотеки мира и многие издательства выпускают CD ROM со своими базами данных. Например, Библиотека конгресса США, британская и Немецкая национальные библиотеки, объединение французских издателей и многие  другие. /10, с 3-17./

         Итак, читатель определил источники, которые ему необходимы. Но ведь находятся они далеко. Сегодня есть возможность передать заказ на копию в специализированный центр, который занимается электронной доставкой. Как правило заказ передается по электронной почте. После приема заказа специализированный центр создает с помощью сканера его электронную копию и отправляет ее заказчику по электронной почте или через Интернет. Это простая в общем схема лежит в основе работы активно развивающихся во всем мире служб ЭДД- в структурах библиотек и фирм, предоставляющих различные информационные услуги.                        Конечно, непременным условием вхождения в круг пользователей ЭДД является, как минимум, наличие в библиотеках электронной почты. Еще лучше, если библиотека подключена к Интернет. Только  имея эти средства, можно решать вопрос о предоставлении этой информационной услуги своим читателям. Наличие сканера позволит создать собственную службу электронной доставки документов и войти в складывающуюся в  России систему электронного копирования.

         В России ЭДД только начинает появляться. Эта организационная задача еще требует решения, хотя есть некоторый практический опыт. С точки зрения технической обеспеченности проблем возникает множество. Парк используемых на разных участках компьютеров очень широк и служба ЭДД вынуждена подстраиваться под каждый персональный компьютер, под удобный клиенту способ пересылки копий. И прежде всего это касается объема принимаемой информации, возможности ее выгрузки и распечатки.

         Электронное копирование и доставка могут решить целый комплекс задач – информационных и библиотечных. Они, по сути, представляют собой основу и прообраз библиотеки будущего, цифровой, виртуальной, библиотеки без границ и расстояний. Ведь цифровая библиотека – это не просто распределенное хранилище электронных текстов. Все, что написано человечеством и достойно хранения, перевести в цифровую форму, по крайней мере в обозримом будущем, невозможно.  К тому же у электронных текстов есть  масса недостатков -  например трудность восприятия. Однако если к архивам электронных текстов и  электронным изданиям добавить ЭДД, то все это вместе и будет виртуальной библиотекой, в которой любой читатель может получить любую затребованную им литературу, где бы она не находилась. Развивая дистанционный доступ к источникам информации, реально создается виртуальная библиотека. А это озночает, что каждая библиотека становится проводником новой культуры -–культуры информационного обмена, чтения и, главное, общения и познания.   /7, с 34-35./      

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.