Рефераты. ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности

          Единая  государственная политика в области  библиотечного дела – это идеал, к которому должны стремиться все общество, все органы государственной и муниципальной власти, все негосударственные  структуры, наконец, сами библиотеки. Путь к достижению этого идеала и есть путь к национальному согласию, который пролегает через всеобщий свободный доступ к знаниям и информации, и здесь огромная роль принадлежит библиотекам.

          Библиотечная политика в демократической стране с децентрализованными властью, управлением и финансами возможна только при условии наличия высокого уважения общества к библиотекам, понимания всем обществом той роли, которую они уже играют или в состоянии играть в развитии всего общества, всех его социальных групп и структур. Такое отношение общества к библиотекам возможно. Проявляется оно в разных странах в разное время, на определенном этапе их социально-экономического и политического развития вместе с пониманием демократии как лучшей и наиболее справедливой формы устройства общества, достижением высокого уровня развития экономики и, как следствие, высоким благосостоянием народа. В известной  степени такое отношение достигнуто во многих развитых странах Запада. Проявлением такого отношения может служить получившее известность в России  высказывание директора Библиотеки Конгресса США Джеймса Биллингтона: «Библиотеки у нас как религия» и Президента США Джорджа Буша: «Мощные, технически оснащенные американские библиотеки были и остаются залогом мирового лидерства США в экономике и демократии». Можно ли сегодня представить себе подобные признания в устах хотя бы кого-нибудь из российских политических и культурных лидеров? Один только академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в последнее десятилетие неустанно, но все тише, повторял, что «библиотеки – это основа культуры», но многими ли он был понят и услышан, кроме самих библиотекарей? Можно ли представить себе кого-то из наших политических лидеров, кто, не поперхнувшись, отдавая себе отчет в том,  что говорит, произнесет: «Залогом возрождения России должны стать российские библиотеки»? К сожалению, нет. Надо надеяться, что пока нет. Нужно стремиться к тому, чтобы выдвигать и растить таких лидеров, которые в перспективе все-таки произнесут нечто подобное./12, с 64/

              Как показывает мировая практика библиотечного стоительства, более высокие темпы развития и лучшие стандарты обслуживания способны обеспечить крупные библиотечные единицы. Сегодня данная тенденция начинает проявляться также и в России. Но такие библиотеки должны и оснощаться иначе, с тем чтобы обеспечить равный доступ к библиотечным услугам большему количеству пользователей, в том числе посредством использования динамичных форм обслуживания (транспортные средства, средства связи и т.п.)

          Одним словом, если по каким-либо разумным соображениям необходимо сегодня сократить число мелких библиотек, то задача обслуживания населения должна решаться путем перенесения объема работы на другую, более крупную и мощную библиотеку. Подобная ситуация обязательно потребует внесения корректировки в библиотечную организацию, а может быть, и прнципиального реформирования всей сети библиотек муниципальных образований.

          Нормы Закона РФ «О библиотечном деле» не только зафиксировали принцип общедоступности библиотек и приоритет граждан и пользователей в этой области, но и позволили начать серьезную работу в направлении создания необходимых условий всеобщей доступности информации и культурных ценностей. Важнейшей предъпосылкой этого процесса становится определение необходимого гарантированного уровня библиотечного обслуживания населения России, ниже которого происходит нарушение консититуционного права граждан. В региональных законодательных актах неоднократно и в различных вариантах фиксируется правовая норма, связанная с необходимостью ориентировать развитие библиотек на государственные или региональные стандарты и нормативы, подчеркивается  обязанность и ответственность органов власти соответствующего уровня в соблюдении их при проведении на местах библиотечной политики.

          В натсоящее время под эгидой Российской библиотечной ассоциаиции (РБА) осуществляется разработка отечественного стандарта библиотеки. Подобная работа ведется в России впервые, и поэтому необходимо учесть разнообразные подходы к ней, предлагаемые в нашей стране и за рубежом. Стандарт библиотеки создается в целях сохранения и защиты библиотек, как основного гаранта доступа к знаниям, информации и культуре. Он направлен на обеспечение организационного, методологического, технологического единства и взаимосвязей библиотек в процессе их деятельности. Его принятие и утверждение состоится после доработки с учетом предложений и замечаний, полученных разработчиками с мест. Наряду с законодательными актами стандарт будет служить механизмом достижения соответствующего уровня возможностей библиотек для выполнения их роли в процессах демократизации общества.

         Исходными для оценки уровня организации библиотечного обслуживания и деятельности конкретных  библиотек является всестороннее отражение в документе фактора доступности (размещение сети), достаточности ресурсов, их использования. Стандарт включает совокупность требований, правил и норм. В частности, большинство включенных в документ нормативных показателей формируется из расчета на одного жителя, что лишний раз подчеркивает принцип общедоступности библиотек. Характерной особенностью является также новый подход к публичной библиотеке не как к иерархической сети, а как к системе. Она определяется как взаимосвязанная совокупность библиотечных элементов различного иерархического уровня, образующих единую библиотечную единицу (например, библиотека и ее филиалы) или объединенных в кооперированные сети (системы) на добровольной основе.

         Использование стандарта открывает новые возможности сотрудничества библиотек и влатных структур, прежде всего на основе того, что многие нормативные (колличественные и качественные) требования  стандарта напрямую адресованы органам местного самоуправления, а их выполнение зависит от ответственности этих органов перед населением и местными сообществами в деле организации их обслуживания. В дальнейшем его можно применять в процессе аккредитации библиотек (как в целом, так и по отдельным параметрам), выдавая им сертификаты, подтверждающиеся необходимый уровень возможностей или качества непосредственной деятельности. Таким образом, стандарт будет полезен и необходим в непрерывном процессе самоанализа и осмысления библиотекой достигнутого ею уровня и соответствия принятым профессиональным критериям, что будет в итоге способствовать повышению ответственности библиотек перед обществом. /13, с 17-18./

          На основании всех действующих нормативных актов и законов в библиотеке «Кунцево» были составлены различные правила с помощью которых регулируется деятельность библиотеки.

Ниже приведены правила пользования универсальной публичной библиотекой(для взрослого населения) в ЦБС «Кунцево» со сносками на правовые документы.       

   1.ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ.(для взрослого населения)

1.Общие положения

1.1    ЦБС является информационным, культурным образовательным учреждением, располагающим организованным фондом тиражированных документов и предоставляющим их во временное пользование физическим и юридическим лицам (Федеральный закон – далее ФЗ – «Обиблиотечном деле», ст. 1; Устав библиотеки).

1.2    Настоящие правила разработаны в соответствии с ФЗ «О библиотечном деле», Гражданским кодексом (ГК РФ Ч.1), Положением «Об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства», Уставом ЦБС «Кунцево», утвержденным Комитетом по культуре г. Москвы.

1.3    В своей деятельности библиотека обеспечивает право свободного и равного доступа к информации, способствует удовлетворению информационных потребностей, самообразованию.

            Для достижения этих целей библиотека предоставляет свои фонды во временное пользование через систему читальных залов, абонементов, осуществляет справочно-информационное обеспечение потребностей пользователей (Устав ЦБС «Кунцево»).

1.4 Библиотека общедоступна. Порядок доступа к ее фондам, перечень основных услуг и условия их предоставления устанавливаются настоящими Правилами в соответствии с Уставом ЦБС.

          2.ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ.

2.1.Каждый пользователь, независимо от пола, возраста, нацмональности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, имеет право на библиотечное обслуживание.

2.2.Пользователем библиотеки может стать каждый гражданин, проживающий на территории г. Москвы по предъявлению документов, удостоверяющих его личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет -  по предъявлению документов, удостоверяющих их законных представителей.

2.3.Лица, не имеющие прописки на территории г. Москвы, имеют право на библиотечное обслуживание только в читальном зале.

2.4.Юридические лица обслуживаются на основе договорных отношений.

2.5.Все пользователи библиотеки имеют право:

-бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

-бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

-бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;

-получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

-пользоваться другими видами услуг, в том числе и платными, перечень которых определяется Правилами пользования библиотекой.

2.6.Пользователи библиотеки имеют также право:

-участвовать во всех мероприятиях библиотеки;

-входить в состав различных советов при библиотеки, высказывать свои мнения и суждения о деятельности библиотеки и отдельных работников, вносить предложения по улучшению работы библиотеки, ее структуры;

-ожаловать в суде действия должностных лиц, ущемляющих их права;

-пользоваться платными услугами  библиотеки  согласно Устава ЦБС.

     3. ПРАВА БИБЛИОТЕКИ.

3.1. Права библиотеки определяются в соответствии со ст. 13 ФЗ «О библиотечном деле», гл. 4 Гражданского кодекса (Ч.1), ст. 20 Закона «Об авторском праве  и смежных правах», Уставом библиотеки.

     4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (ст 9 ФЗ – «О библиотечном деле»)

Пользователь обязан:

4.1. Ссоблюдать правила пользования. Пользователи, нарушившие Правила пользования и причинившие ущерб библиотеки, компенсируют его в следующем порядке:

-при утере или порче документа изфонда библиотеки пользователи обязаны  заменить их соответственно такими же или признанными равноценными ( в том числе и копиями утраченных документов), а при невозможности замены – возместить их индексированную стоимость в 10-кратном размере. Стоимость утраченных, испорченных документов определяется по ценам, действующим в современных рыночных условиях (ст. 12,15 ГК; ст. 20 Закона «Об авторском праве и смежных правах»);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.