Рефераты. ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности

         Чтобы этого не произошло, библиотека должна измениться, пересмотрев некоторые, кажущиеся незыблемыми ныне, принципы своего существования. В новой информационной среде предполагаются иные подходы к обработке информации, поскольку виртуальные источники нет необходимости комплектовать, хранить, рекомендовать и выдавать читателям так, как это делается сегодня с привычными документами. В то же время виртуальные материалы надо оперативно и регулярно учитывать, отслеживать их изменения, осуществлять навигацию в сети, консультировать пользователей, заботиться об обеспечении доступа к платным источникам, осуществлять обучение читателей работе со всем арсеналом средств киберпространства. Практическая деятельность библиотек уже в обозримой перспективе  во многом должна быть ориентирована на эти процессы, кажущиеся сегодня почти экзотическими. Не освоив их, библиотеки, прежде всего универсальные научные и массовые, рискуют быть вытесненными с информационного рынка, и никакие заявления об их непреходящей ценности не помогут.

         Таким образом технологические реалии новой информационной среды приведут к существенному изменению содержания библиотечной работы. Библиотека скорее всего продолжит выполнение посреднических функций между информацией и потребителем, но во многом уже в иной форме. Смена технологической парадигмы повлечет кардинальную модификацию большинства внутрибиблиотечных процессов, перераспределение кадровых ресурсов, изменение содержания библиотечной профессии и т.д.

         Наконец, грядущие технологии приведут к фундаментальным изменениям всей философии библиотечной работы, которые, по нашему убеждению, будут проявляться в постепенном переходе от принципа обладания документом к принципу возможного доступа к нему по требованию. Все это повлечет за собой переосмысление сущности библиотечной деятельности, создание обновленной методологии, теории и методики работы.

         Надеясь, что сказанное убеждает в важности технологических факторов в библиотечной практике и неизбежности грядущих перемен или же,  по крайней мере, заставляет об этом  задуматься. Поворот к приоритетному решению технических проблем в отечественном библиотековедении уже начался. Это доказывается, в частности, простым перечнем тематики докладов на ежегодных крымских конференциях, являющихся самыми авторитетными форумами российской  информационной отрасли. Однако это понимание еще не стало достоянием широких кругов библиотечной общественности России. Инерция прошлых десятилетий в современном библиотековедении недопустимо высока. До сего дня нередки исследования, посвященные, например, изучению методики подготовки или классификации библиографических пособий, в то время как сами пособия в печатной форме себя изживают, а  электронные имеют иные законы существования. Что еще более печально, в программах вузов культуры сохраняются старые и формируются новые огромные теоретические курсы, дающие отвлеченные знания, нужные далеко не каждому информационному работнику, в то время как элементарная компьютерная грамотность многих выпускников до смешного низка.

         Главная задача текущего момента состоит таким образом в осознании существующих реалий и переориентации всей науки, практики и образования на решение прежде всего технологических проблем и максимальное использование новых возможностей. Теоретико-методологические и тем более организационно-методологические исследования в области информационной деятельности в обязательном порядке должны вестись с учетом изменений, вносимых новой информационной средой, независимо от того, идет ли речь о социологии чтения, типологии библиотек, методике библиографирования или библиотечном обслуживании. Без этого любое исследование, кроме сугубо исторического, обречено в лучшем случае на неполноту, в худшем – на недостоверность.

         В прочем, можно, конечно, и не осозновать, и не переориентироваться, да и вообще не замечать описанных тенденций, продолжая сосредотачиваться на привычных процессах и игнорируя информацию, представленную в виде, отличном от традиционного документа. Но в таком случае уже через два-три года библиотеки неминуемо начнут превращаться  в некую разновидность архивов с редкими посетителями и мизерной обращаемостью фонда. В них перестанут ходить люди. А это значит, что библиотеки перестанут быть нужными обществу. И оно поступит с ним адекватно. И будет право. /21, с 25-27./

         На примере опыта   специальной библиотеки ЦБС «Кунцево» для слепых мы можем рассмотреть реальное развитие деятельности библиотеки. В 1997 г.  библиотека для слепых вышла на новый уровень развития своего информационного потенциала. Она получила доступ во всемирную компьютерную сеть  - Интернет. Трудно в связи с этим переоценить бесчисленные возможности, впервые открывающиеся для незрячих читателей . Прежде всего – это практически неисчерпаемые ресурсы так называемой Всемирной  паутины, десятков тысяч связанных друг с другом компьютеров с миллионами страниц на все вкусы, интересы и потребности: от всех родов беллетристики до узкопрофессиональной литературы.  Вызывает удивление: как могут незрячие увидеть то, что изображено на экране? Но для этого есть специальная компьютерная техника, программы, переводящие видеоизображение на специальные принтеры, распечатки с которых могут «читать руками» незрячие люди. Вполне понятно, что все это вызвало интерес  у историков, филологов, реабилитологов и т.д. Современная компьютерная техника и специальные прграммные средства позволяют читателям самоятоятельно просматривать свежие номера газет, как российских, так и иностранных. К их услугам самая свежая информация о спорте, туризме, расписания движения поездов, автобусов, телефонные справочники и даже прогноз погоды. /23, с 37./

         Интернет позволяет обновлять программное обеспечение для компьютеров, получая прграммы со всего мира за считанные минуты. Немало дает таким читателям участие в телеконференциях Интернет. Задавать вопросы и делиться своим мнением можно буквально обо всем, начиная от библиотечных проблем и вопросов языкознания и кончая коммерческой информацией. Клубы по интерссам объединяют в этих конференциях людей со всего мира, и, что немаловажно, не имеет ровно никакого значения, зрячий ты или нет, ты – часть мирового сообщества пользователей сети. /6, с 30-34./

         Электронная почта – одно из универсальных средств общения. Тем, кто хочет развлечься, - в Интернете раздолье. Можно смотреть видеофильмы, слушать музыкальные записи и радио, играть в самые интересные компьютерные игры и даже разговаривать с поп- и кинозвездами. К сожалению, качество телефонных линий и дороговизна прямого доступа пока не позволяют систематически пользоваться досуговыми возможностями Интернет. И все же развитие технологии в этом направлении, несомненно, сделает жизнь незрячих более насыщенной и интересной. Помимо Интернет, в этой библиотеки продолжается живое общение на коллективной радиостанции библиотеки. Туда приходят люди с местного предприятия Всероссийского общества слепых и другие читатели, интересующиеся радиоэлектроникой и радиокоммуникацией. Там можно целыми часами, причем совершенно бесплатно, обсуждать интересующие темы и практиковаться в любимом виде радиоспорта.

         В целом работники этой библиотеки стараются, чтобы люди города  области, и в особенности специалисты, знали, что уходят в историю те времена, когда деятельность слепого человека была резко ограничена его физическим недостатком, и что  в век информации он не заблудится в ее  необозримых просторах./23, с 37./

          В ЦБС «Кунцево» идет процесс активного внедрения новых технологий информационного обеспечения на основе компьютеризации и использования технических средств. Коллектив библиотеки №22 участвует в создании банка историко-краеведческой информации, а также информации по социально-бытоввым проблемам населения. Совершенствование деятельности библиотеки зависит от степени автоматизации библиотечно-информационных процессов, что избавит сотрудников от рутинной работы, повысит качество предоставляемых услуг.

          Инициирование интереса читателей к историческому и духовному наследию с помощью внедрения новых форм просветительской работы, а также изучение потребностей пользователей (в том числе учебных заведений, организаций, учреждений региона) в историко-краеведческом информационном обеспечении активизирует кооперирование работы и осуществление совместных программ с другими организациями и учреждениями: ВООПиК, историческим музеем, музеем-клубом «Кунцево» и т.п. В связи с вышеизложенным детская библиотека №22 достигла в своем развитии уровня, соответствующего статусу историко-краеведческой библиотеки.

Перспективы развития детской библиотеки № 22.

          Совершенствование структуры.

1.     Отдел библиотечного обслуживания:

-         абонемент для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

-         абонемент для детей среднего и старшего школьного возраста;

-         читальный зал для всех возрастных категорий.

2.     Историко-краеведческий сектор:

-         отраслевой зал историко-краеведческой литературы;

-         школа возрождения народных ремесел;

3.     Сектор нетрадиционных носителей информации:

-         видеоабонемент;

-         зал мсножительно-копировальной техники.

                Новые услуги.

          Популярность библиотеки возрастет в связи с расширением ее деятельности по удовлетворению потребностей читателей в отдыхе. Их привлечет способность библиотеки организовывать интеллектуальный досуг, создание культурной среды для межличностного общения. Повышению привлекаткльности библиотечного обслуживания содействуют дополнительные услуги. Одна из них – открытие небольшого, уютного кафе-читальни, где можно приятно провести время, перекусить (выпить чай, кофе, прохладительные напитки) и одновременно просмотреть периодические издания.

          Привлекают читателей в библиотеку и аудиовизуальные средства, имеющиеся в фонде. Видеофильмы, предлагаемые в библиотеке, по содержанию резко отличаются от тех, которые предлагают коммерческие видеосалоны, так как в библиотеке происходит строгий отбор приобретаемых видеофильмов. Планируется выпуск информационного путеводителя 2Видео для детей», в котором будут представлены краткие рецензии, а также реклама досуговой работы библиотеки. С этой целью есть намерение организовать видеоабонемент, который будет кооперировать работу с видеоабонементом ЦБ №193

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.