Перечень услуг:
Библиотечные услуги:
Историко-краеведческие:
- историко-краеведческий клуб «Кунцевчане»;
- фольклорно-этнографический клуб «Родничок»;
- клуб естествознаний «Робинзоны».
Литературно-фольклорные:
- литературный клуб для малышей «Теремок 1»;
- литературный клуб для детей с ограниченными возможностями «Теремок 2»;
- Видеоклуб «Улыбка»
Дополнительные услуги:
Декаративно-прикладное творчество:
- кружок рукоделия «Лоскутная мозаика»;
- студия каллиграфии и живописи «Жар-птица».
Образовательные услуги:
- курсы иностранного языка «Изучаем английский»;
- курсы подготовки детей к школе «Букваренок».
Финансово-экономическое обоснование:
Финансирование перспективного развития библиотеки предполагает расширение источников финансирования, рационального сочетания бюджтного и внебюджетного финансирования. Поступление финансовых средств предполагается из бюджетов различных уровней:
- от учредителей ЦБС на развитие и укрепление материально-технической базы;
- на целевые программы: окружные, муниципальные;
доходы от основных видов уставной деятельности, в том числе платных услуг:
- видеоабонемента, ксерокопирования, обучающих курсов, кружков, студий;
- отдельный вид информационных услуг для учебных заведений, преподавателей, детских и молодежных организаций, учреждений организаций региона.
Поступления от меценатоы и спонсоров:
- общественных организаций, издательств;
в результате перспективных форм самофинансирования библиотека получает возможность не только развивать деятельность и материально-техническую базу, но и решать социальные вопросы сотрудников (материальное стимулирование, обеспечение оздоровительно-лечебными путевками и т.д.)
Каково будущее библиотеки? Какую стратегию ее развития следует избрать, исходя из перспективных тенденций и с учетом стартовых условий? Дать ответы на эти вопросы – цель настоящего маркетингового анализа.
Обслуживание читателей сегодня требует индивидуального подхода. Это обуславливает необходимость разрабатывать специальные образовательные , культурно-просветительские, социальные программы по социально-творческим заказам учреждений и организаций региона, внедрять новые формы и методы работы.
Анализ потенциальной среды библиотечно-информационного воздействия, состава населения, инфраструктуры и профиля деятельности региона показал, что культурные учреждения, в том числе клубные системы являются конкурентами библиотеки, но не в просветительской, образовательной, информационной./5, с 88-91/
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При обилии и разнообразии библиотек, подчиненности их десяткас ведомств трудно в деталях проследить и описать динамику и причины всех происходящих в этой сфере процессов. В целом, однако, на политическом уровне их можно определить как болезненный переход библиотек, сформированных тоталитарной системой, к служению демократическому обществу. Нынешнее состояние – прямое следствие несостоятельности и краха идей, многие десятилетия питавших развитие библиотек и общества в целом. Радикальные политические и экономичекие реформы в основном лишь обнажают и усисливают главные проблемы библиотечного дела – во-первых, отсутствие сос стороны законодательных, исполнительных и судебных властей гарантий обществу в его правк на библиотечно-информационное обслуживание; во-вторых, полную экономическую и юридическую незащищенность самих библиотек.
Преодолеть кризис взаимоотношений библиотек с обществом и библиотек с государством можно только, переосмыслив и заново сформулировав задачи, роль и значение библиотек.
Принцип остаточного финансирования библиотек сохраняется до сих пор именно потому, что в обществе и на всех этажах власти нет ясно сформулированного представления о том, что такое библиотеки, для чего они нужны, и нет понимания того, какими огромными материальными и моральными потерями оборачивается пренебрежительное к ним отношение.
Старая система отношений библиотек и государства, библиотек и граждан уходит в прошлое. Новые их отношения в демократическом правовом обществе должны быть определены в законодательных документах, которые разрабатываются с участием широкой общественности.
Среди массы проблем, без решения которых невозможно говорить о современной системе библиотечного обслуживания в стране, есть три основные: это комплектование библиотечных фондов, компьютеризация библиотек, подготовка современных библиотечных кадров.
Накопленные в библиотеах огромные информационные ресурсы используются крайне неэффективно… На поиски необходимой информации затрачиваются колоссальные ресурсы времени, сил и денег, при этом огромные массивы информации все равно выпадают из поля зрения специалистов.
Один их насущных вопросов сегодня – компьютеризация библиотек, а также стоящая за ним проблема информатизации общества. Внедрение современных информационных технологий в библиотечную деятельность, возможность предоставления информации из сколь угодно удаленных источников по каналам связи коренным образом меняют положение библиотек в стуктуре современного общества. Принципиально по-новому решаются проблемы своевременного получения научной информации, без чего сегодня немыслимо развитие науки и производства. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо срочно объединить рассредоточенные по разным ведомствам интеллектуальные и материальные ресурсы. Первым шагом могло бы стать сосредоточение сил для создания государственной программы компьтеризайии и технического оснвщения библиотек. Это позволит ускорить создание сводного национального электронного каталога, других общенациоанльных баз данных, будет способствовать их интеграции в мировые информационные системы.
Из уже существующих нормативно-правовых актов видно, что библиотечное дело начало рассматриваться не столько как одна из подотраслей культуры, сколько как эффективный социальный институт, призванный прежде всего обеспечивать развитие интеллектуального потенциала страны, информационно-культурное сопровождение процесса ее политической и экономической модернизации, создание правового демократического государства, формирование гражданского общества, трансляцию новых идей, знаний, информации по всей территории страны, способствовать ее интеграции в мировое информационное сообщество./12, с 86-88/
Решать назревшие проблемы можно только не федеральном уровне, нужна госсударственная программа, которая определила бы обязательства государства по поддержке библиотек и всего библиотечного дела; утвердила библиотеку как важное информационное звено в системе научных коммуникаций и управления, а также как социальное учреждение оказывающее существенное влияние на духовную жизнь общества. Кроме того программа способствовала бы осуществлению межбиблиотечной координации и кооперации. Нужны централизованные средства на информацию библиотечного дела, на приобретение особо ценной литературы, на развитие национальной библиографии, создание свободных электронных каталогов. Необходимо решить вопрос о повышении заработной платы библиотечным работников на государственном уровне, так как не дело, когда в едином государстве оценка труда зависти от той территории где ты работаешь. Для решения данного вопроса можно воспользоваться опытом Украины. В ст. 31 Республиканского Закона «О библиотеках и библиотечном деле» записано «Государство гарантирует и обеспечивает работникам библиотек установление средней заработной платы в размере не ниже среднего уровня заработной платы работников народного хозяйства. /18, с 37./
На работников библиотек независимо от форм собственности и статуса распространяется законодательство о труде, социальное обеспечение и социальное страхование. Работники библиотек работающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют льготы по оплате жилья, отопления, освещения и другие, в соответствии с действующим законодательством. Предприятия, учреждения и организации за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные льготы работникам библиотек. /2, с 22-23./
На фоне общего ситуационного спада развития отечественного библиотечного дела мобильность и многовариантность инициативной деятельности ряда передовых библиотечных учреждений позволили им последние годы значительно расширить и обогатить аспекты работы, выделить новые перспективные направления обслуживания пользователей, разработать нетрадиционные виды дополнительных услуг, успешно решать вопросы социального обеспечения собственных трудовых коллективов. При этом в полном объеме сохраняется бесплатность и расширяются основные традиционные формы предоставляемого библиотечно-библиографического обслуживания, а, благодаря сверхнормативным поступлениям от конкурентоспособных платных услуг, ощутимо укрепляется ресурсный потенциал библиотек.
Библиотеки системы в числе немногих в экспериментальном порядке (с 1989 г.) начали осваивать перспективные формы и методы хозяйствования ; с 1991 г. ЦБС получила право оперативно – хозяйственной самостоятельности. В 1993 г. ЦБС «Кунцево» одна из первых среди массовых библиотек России приступила к реализации маркетинговой программы информатизации своей деятельности с целью повышения уровня обслуживания населения региона.
Благодаря правильно выбранной руководством Центральной библиотеки стратегии, была качесвенно по-иному реорганизована библиотечная сеть, введена специализированная маркетинговая служба, значительно пополнена материально-техническая база всех 14 библиотечных учреждений системы, сформирована гибкая структура библиотечно-библиографического и информационного обслуживания (сбаласированно сочетающая бесплатные и платные виды разнообразных услуг и интеллектуальной продукции), создан позитивный имидж библиотеки, установлены обширные международные контакты, образован сплоченнй коллектив (около 150 человек) высококвалифицированных специалистов – единомышленников, действует автономная система социальной поддержки библиотечного персонала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13