Рефераты. ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности

          Тем не менее, говорить о том, что библиотеки сегодня уже занимают подобающее им место в государственной информационной политике или близки к гармонии отношений с ее идеологами, прямо скажем, прждевременно. Поэтому в повестке дня неминуемо появится вопрос об интеграции этих ресурсов с библиотечными (там, где это возможно и целесообразно) на основе совместимых технологий, единых стандартов, норм и правил в рамках государственной информационной политики. Новая федеральная программа «Электронные библиотеки» дает реальный шанс для такой интеграции./12, с 170/

ТРЕБОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

ЧИТАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ БИБЛИОТЕК.


          Появление нового направления в библиотечной деятельности, связанного с информационным обслуживанием предпринимательства, изменение экономического, хозяйственного статуса библиотек требуют осмысления выполняемых ими функций с учетом этих реалий.

         Сложности в определении функционального назначения библиотек в отношении обслуживания предпринимательства связаны прежде всего с изменениями, происходящими в нашем обществе, которые в основе своей институциональны. Это означает, что разрушаются устойчивые прежде  стереотипы интерпретации событий в повседневной жизни. Прежде всего это относится к новым для нашего общества социальным ролям. Появился социальный слой предпринимателей. Но общепринятый, типичный образ предпринимателя применительно к российской действительности еще не сложился, он только формируется.

         В условиях рыночной экономики на развитие предпринимательства нацеливаются все области (экономическая, правовая, социальная, духовная и т.д.) и все социальные институты того или иного общества. Важная роль в становлении института предпринимательства может быть отведена и библиотекам. Являясь неотъемлимой частью социальной системы, библиотека выполняет функции, связанные с обеспечением механизма социализации личности, т.е. знакомство с окружающей человека жизнью, приспособление и выработка индивидом собственных принципов, позиций, ценностей, норм, установок, стереотипов, социальных ролей, присущих данному обществу, профессиональному сообществу, группе. Социализирующее влияние библиотеки заключается в выявлении комплекса  формальных и неформальных норм и ценностей социума и их трансляция посредством библиотечных продуктов и услуг. Предпринимательская деятельность получает правовую основу. В настоящее время разработан и введен целый ряд важных законов, регулирующих эту деятельность. Библиотеки, информируя бизнесменов о законах, нормативно правовых документах, инструктивных и методических материалах по регулированию предпринимательской, экономическому сотрудничеству в условиях рынка, создают для сотрудничества с предпринимательскими структурами, а также поддерживают эти самые структуры. Деятельность библиотеки, связанная с информированием, разъяснением политики, программ, целей, задач, конкретных союзов, партий, ассоциаций, может способствовать консолидации потребностей и интересов разных социальных групп для достижения единых целей экономического и социального развития страны. Сейчас можно говорить о широком изучении предпринимательской деятельности. Подготовка специалистов в области бизнеса, осуществляется на базе различных курсов, бизнес-школ и т.д. Издается учебная литература по различным вопросам бизнеса, необходимая для организации учебного процесса. Информационное обеспечение учебного процесса является традиционной функцией как специальных учебных, так и других типов библиотек. Новая роль библиотеки обусловлена современной концепцией образования, в которой большее значение приобретает задача усвоения методологического знания, т.е. знания, как добыть нужную информацию, как научиться чему-то новому. Библиотечное обслуживание перестает быть просто приложением к различным обучающим программам. С его помощью каждому индивиду предоставляется возможность самостоятельно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.

         Практическая реализация социализирующей функции библиотеки должна происходить дифференцированно по отношению к отдельным группам в обществе. Определяющим должны стать профессионализация тех или иных людей, личностные характеристики, сходство и несхожесть интересов, условий жизни и возможностей различных социальных групп.

         Библиотекам важно ориентироваться на обеспечение таких социальных интересов и потребностей, которые не только имеют значимость внутри определенного проффессионального сообщества, но и отвечают требованиям общества в целом к данной социальной деятельности.

          Эти и многие другие факторы учитывают предприниматели в процессе подготовки бизнес-планов, составляющихся в соответствии со стандартными методиками. Предпринимательская деятельность имеет свою специфическую систему, информационные потребности, обусловленные особенностями планирования, целями, ценностями и способами действий и т.п. Интерес предпринимателя к информации определяется потребностью знания рынка товаров, их сертификации, возможностей и областей приложения денежных средств, а также потребностью в обеспечении законности своей деятельности. Взаимодействие субъектов рынка начинается с описания делового предложения. Точность формулировки делового предложения требует, в свою очередь, моделирования рыночной ситуации. Обычно такое моделирование проводится при составлении бизнес-плана предстоящей деятельности. Помощь в составлении бизнес-плановых, деловых предложений может оказать библиотека, одновременно реализуя и социализирующую, и коммуникативную функции.

         В условиях рыночной экономики, когда знания и информация получает статус товара, начинают формироваться региональные рынки информации. Принятие эффективных  решений в области предпринимательства невозможно без достоверной информации о них.           

         Для организации рациональной системы информационного обеспечения предпринимательства сейчас важно опереться на те структуры в регионах, которые уже существуют, имеют хорошую техническую и организационную базу. Это могут быть территориальные центры единой системы ТПП РФ, информационно-аналитические центры поддержки малого предпринимательства, создаваемые в соответствии с федеральной программой, центры научно-технической информации, коммерческие информационные структуры, уже зарекомедовавшие себя на информационном рынке. Важную роль в решении задачи информационного обслуживания предпринимателей способны взять на себя библиотеки, имеющие высококвалифицированных специалистов, обширные информационно-документальные фонды, отработанные формы и методы предоставления различных видов информационных услуг.

         Информационные потребности, связанные           с            предпринимательской деятельностью, могут идентифицироваться не только с самим бизнесом, но и      с научной, преподавательской, учебной, управленческой деятельностью. В этой связи можно отметить все большее расширение функций универсальных научных библиотек, возглавляющих систему библиотечного обслуживания в Российской Федерации. Благодаря своим фондам, именно они могут обеспечивать весь спектр функциональных            потребностей связанных с предпринимательской деятельностью. /22, с 24-25./

          Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок. Прежде всего это тотальная информатизация: повсеместное распространение  компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами  работы с формализованными знаниями беспрецедентное сокращение дистанций между появлением новой идеи и освоением ее индивидами и др. Вторая предпосылка – убыстрение технических средств реализации идеи, то есть сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующих для ее материального воплощения. И как результат этого – возрастание самоценности образования, квалификации, творческой продуктивной деятельности. Третья предпосылка – рефлексивная предметизация природной и социальной среды, то есть процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.

         Во всем мире отмечается рост самоценности культуры и образования, преодоление противоречий между ними. В то же время развитые страны уже давно столкнулись с проблемой так называемой функциональной или вторичной неграмотности, что означает неспособность части населения, даже окончившей средние и высшие учебные заведения, воспринимать смысл коротких и несложных прочитанных текстов.

         Таким образом усложнение информационного пространства, появление новых технологий, техники не снимают, а, наоборот, углубляет проблемы воспитания и читательской культуры, навыков, умений и способов поиска и освоения информации на традиционных носителях. /16, с 36-37./

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИННОЙ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК.

1.     Информатизация библиотек «Кунцево»

          Основные направления деятельности по информатизации библиотек ЦБС «Кунцево» осущесьтвляется в соответствии с ее программой «Автоматизация библиотечных технологий». Приоритетная задача информатизации 1995-1996гг. – опытно-промышленная эксплуатация АИБС «МАРК» в сетевом режиме.

БЫЛИ ВЫПОЛНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:

- определены основные технологические  процессы информационной деятельности ЦБС и создания информауионного центра на базе ЦБ 193 им. А.Ахматовой;

- разработаны алгоритмы автоматизированной обработки документов и определен формат ведения баз данных;

-  отрабатывалась технология ведения электронного каьталога и электронной картотеки статей;

-         определены ориентиры дальнейшего развития информатизации библиотек ЦБС на основе локальной вычислительной сети АИБС «МАРК»;

-         внедряется первый этап локальной вычилительной сети, к которой  9 автоматизированных рабочих мест

-АРМ-комплектование и обработка

-АРМ-поиск

-АРМ-абонемент

-АРМ-администратор

-АРМ-хранение

-проводится поэтапное обучение сотрудников ЦБС работе на компьютерах как в однопользовательском варианте, так и в сетевом;

-         ведущие специалисты ЦБС по информатизации обучаются на семинарах при ГПНТБ, посещают конференции и семинары по  информационным технологиям, проводимые ВГБИЛ им.Рудомино, ЦГБ им. Некрасова, Министерством культуры России;

-         Изучается опыт зарубежных библиотек на международных конференциях в гг.Евпатории, Форосе, Лондоне и Тель-Авиве, библиотек Германии (Берлина, Кельна, Бонна, Штутгарта);

-         Оснащены компьютерами библиотеки;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.