Рефераты. Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

          В соответствии с Уставом Хабаровского края в бюджетную систему Хабаровского края как самостоятельные части включаются:

краевой бюджет Хабаровского края, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Консолидированный бюджет края включает в себя 17 бюджетов  районов. 2  бюджета   города и краевой бюджет.

          Краевой бюджет на 1995 год по доходам был утвержден в сумме 1024,3 млрд рублей . По отчету за 1995 год доходы краевого бюджета составили 1090,4 млрд рублей или 106,5 % годового плана. По ряду налогов план в 1995 году был перевыполнен, в частности: по  налогу на прибыль - на 7,39 %,  по акцизам - на 39,87 %,  по налогу на имущество  предприятий - на 26,54 %, по доходам от приватизации - на 26,9 % Основными источниками доходов в 1995 году составили:  налог на прибыль - 34%,  налог на добавленную стоимость - 13%,  подоходный налог с физических лиц - 13%.

          Краевой бюджет на 1996 год по доходам был утвержден в сумме 1864873 миллионов рублей. Рост доходов по сравнению с 1995 годом  составил 1.3 раза. Наибольший удельный вес  в структуре доходов занимают налоговые поступления - 77 % . Их доля по сравнению с прошлым годом выше на 7 %. Основными источниками доходов в 1996 году по-прежнему остаются следующие налоги:  налог на прибыль - 21 %; подоходный налог с физ.лиц - 15 %;  НДС - 16%. По ряду налогов, таких как  спецналог, налог на имущество, плата за недра  план перевыполнен соответственно на 148 %, 35 %, 4 %.

          В краевой  бюджет на 1997 год было запланировано получить 1532175 млн руб. По отчету за 1997 год в  краевой бюджет поступило 1411700 млн руб., что составило 92.14 % к  годовому плану.  Доля собственных доходов в отчетном году была увеличена за счет введенного налога с розничных продаж, который заменил налог на розничный товарооборот. Сумма поступления по этому налогу составила  389,6 млн руб. По ряду налогов план был недовыполнен. Это по таким налогам, как:  НДС - на 11,3 %; акцизы - на 1,4 %; прочие налоги на товары и услуги -  на 38,3 %; платежи за пользование природными ресурсами - на 8,7 %.

            Наибольший удельный вес в общем объеме  налоговых поступлений за 1995-1997 года составляют следующие налоги: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на товары и услуги (среди них наибольший удельный вес  приходится на НДС). Удельный вес по налогу на прибыль в 1995 г., 1996 г., 1997 г.  снизился с 18 % до 10% . Снижение удельного веса по налогу на прибыль можно объяснить тем,  что начиная с 1996 года снизилась налогооблагаемая база по этому налогу, а именно, была отменена часть налога на прибыль взимаемой за превышение лимита по фонду оплаты труда. Удельный вес подоходного налога с физических лиц по сравнению с 1995 годом увеличился в 1996 году   на 2,2 %и составил  8,6 %  в общей сумме доходов, а в 1997 году его доля увеличилась до  11 %.   Удельный вес по налогам  на товары и услуги  в 1996 году  увеличился  по сравнению с 1995 годом на 7,6 %, а  в 1997 году снизился по сравнению с 1996 годом на 4 % . Увеличение  удельного веса  по налогам на товары и услуги  объясняется увеличением удельного веса таких налогов как НДС, акцизы. На снижение удельного веса по налогам на товары и услуги повлияло снижение удельного веса по спецналогу и прочих налогов на товары и услуги.

          Следует обратить внимание на совершенствование механизма решения следующих проблем:

1.  Необходимо отработать механизм работы с недоимщиками, путем наложения ареста на их имущество и реализацию этого имущества в счет неуплаченных налогов и сборов в краевой бюджет.

2. Компетентным органам (налоговая инспекция, налоговая полиция, федеральное казначейство)  необходимо осуществлять не разовый, в систематический контроль  за сдачей предприятиями  наличных денежных средств  на расчетный счет  в банк, за расчетами с бюджетом (хотя бы наиболее крупных предприятий и налогоплательщиков). 

3. Необходима координация работы  коммерческих банков  в том плане, чтобы расчеты с бюджетом  по платежам в бюджет и внебюджетные фонды  проводились  своевременно и в полном объеме.

4. Большинство  бюджетных организаций, находящихся на  финансировании краевого бюджета  обслуживаются в КБ “ Далькомбанке” как и краевой бюджет. Это позволяет  ускорить  расчеты между  бюджетом  и организациями.  С целью ускорения  расчетов между хозяйствующими субъектами  необходимо  проводить работу  по дальнейшему развитию  официальной сети  КБ “Далькомбанка”  как банка, обслуживающего краевой бюджет. В условиях развивающегося кризиса  в банковской сфере это обеспечит ускорение прохождения платежей  и повысит платежеспособность банка и его филиалов (произойдет полный переход на документооборот в электронном виде).

5. Необходимо пересмотреть льготы по платежам в бюджет,  ужесточить  критерии предоставления отсрочек по платежам в бюджет. 

          Краевой бюджет по расходам 1995 года  был утвержден в сумме 2196871 млн.руб. Дефицит бюджета - в сумме 232778 млн.руб.  Покрыть дефицит планировалось за счет  средств из федерального бюджета. Финансирование таких отраслей  как  государственное управление, правоохранительные органы, охрана окружающей среды производилось только на заработную плату в связи с недопоступлением средств в краевой бюджет.       На финансирование ЖКХ в отчетном году было направленно 70236 млн руб. или 65,7%  от планируемых расходов. На развитие сельского хозяйства в 1995 году было направленно 112604 млн руб., что составило лишь 59 % от годового плана. Социально-культурная сфера профинансирована  в размере 349658 млн руб. или  51,6 % от планового показателя (676581 млн руб.).  

          Краевой бюджет  на 1996 год был исполнен  на   89.5 %.  Низкий процент исполнения плана объясняется  тем, что финансирование производилось за счет фактически поступивших доходов в краевой бюджет в 1996 году. Финансировались в первую очередь также как и в 1995 голу защищенные статьи.  Бюджетный дефицит планировался в сумме 1618252 млн руб. А фактически его сумма составила 1435762 млн руб.  Финансирование  по отраслям сложилось следующим образом.        Из-за низких поступлений  средств (план по доходам выполнен лишь на 84,3 %)  финансировались защищенные статьи бюджета.  В результате, аппарат  управления был профинансирован в сумме 70600 млн. руб., что составило 79,3% к плану, из них 76 % - финансирование на заработную плату. Правоохранительные органы получили из краевого бюджета ассигнования в размере 149300 млн руб. Заработная плата профинансирована на 84,7 %.  На финансирование ЖКХ из бюджета было выделено 103800 млн. руб., что составило 79,6% к плану. На финансирование транспорта выделено 60100 млн руб. На развитие сельского хозяйства выделено 156700 млн руб., или 82,1% по уточненному плану. Социально-культурная сфера профинансирована  на  58,6 % . Расходы на социальную политику  составили 157600 млн руб. или 49% от плана.           Обстановка с исполнением  расходной   части бюджета  в 1997 году сложилась лучшим образом, чем в предыдущих 1995 и 1996 годах.  Исполнение составило  96,5 % , при плане 5567200 млн. руб. и фактических расходах в сумме 5375100  млн. руб.  Аппарат управления профинансирован  в сумме 86000 млн руб., что составляет  98,8 %   от планового показателя (87000 млн. руб.). Средства на заработную плату выплачены полностью. Остальные затраты финансировались с учетом бюджетного дефицита. По правоохранительным органам исполнение за 1997 год составляет 98 (при плане 216500 млн руб. и фактических расходах  212300 млн руб.). На финансирование промышленности  направлено 94,7 %   средств запланированных на 1997 год в сумме 523000 млн руб. На финансирование сельского хозяйства   направлено 137100 млн руб. или 89,1 % годового плана. По отрасли “Жилищно-коммунальное хозяйство” выделено 110200 млн руб. или 75,8 %  годового плана.  Всего  на  финансирование транспорта выделено 91800 млн руб., что составляет  87 % годового плана. Социально-культурная сфера освоена лишь на 90 % .     По культуре и искусству исполнение составило 95,7 % от годового плана. План по отрасли здравоохранение  выполнен на 99,9 %. Все  обязательства по  финансированию защищенных статей были выполнены полностью. Социальная политика  в 1997 году профинансирована в сумме 188200 млн руб. Это составляет 79.7 % годового плана.

          Удельный вес по расходам на государственное управление, правоохранительные органы  остались на прежнем уровне, т.к. увеличение заработной платы не происходило.           Удельный вес расходов на промышленность снизился по сравнению с 1995 годом на 15% . Удельный вес расходов на сельское хозяйство тоже уменьшился по сравнению с 1995 и 1996  годами  на  3 %. Удельный вес расходов на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций   несколько снизился, т.к. частично данные  мероприятия  финансировались из Федерального бюджета. Удельный вес по отрасли образование уменьшился с 3%  в 1995 году до 2% в 1997 году. Уменьшение удельного веса по отрасли здравоохранение в 1996 году связано с недостаточностью средств в бюджете. В 1997 году  удельный вес  по отрасли здравоохранения увеличился  на 1% по сравнению с предыдушим годом. Удельный вес бюджетных ссуд, выданных районам края возрос в связи с низкой доходностью бюджетов городов и районов края.

Подводя итоги исполнения краевого бюджета за 1995 - 1997 годы, можно сказать, что в условиях преодоления  спада  промышленного производства  необходимо проводить  политику стимулирования  высокоактивных инвестиций при одновременном решении социальных задач, которые обеспечат  гарантии социальных и экономических прав граждан.

          Для  сбалансированности бюджета и достижения реальности его показателей необходимо:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.