Рефераты. Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

Однако расходы развития (бюджеты развития) в указанных размерах наряду с бюджетами текущих расходов должны быть предусмотрены для всех субъектов Федерации.

Таким образом. При едином принципе о6основания размеров бюджетов субъектов Федерации нормативы отчислений от регулирующих налогов в региональные бюджеты могут быть различными, дифференцированными. Появляется возможность их объективно- необходимой дифференциации. (В первую очередь, это, конечно, относится к нормативам отчислений в региональные бюджеты от налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных сборов и пошлин). Единство должно быть в главном - в равных возможностях регионов, а не в одинаковых ставках отчислений от регулирующих налогов. При этом практически обеспечение формирования региональных бюджетов в указанных размерах может быть часто реализовано за счет дифференциации нормативов отчислений в региональные бюджеты даже только за счет одного налога - налога на добавленную стоимость.

Все регионы при такой схеме обоснования размеров местных бюджетов будут иметь равные возможности по их развитию, по капитальным вложениям для решения региональных проблем. Сократится и число обращений на федеральный уровень с просьбами о выделении дотаций и субвенций, уменьшатся и разногласия между субъектами Федерации. Правительству и Министерству финансов будет легче проводить согласование региональных бюджетов.

Предложенная укрупненная методика может быть развита и детализирована в направлении учета разных исходных условий, в которых находятся различные регионы. Так, размер бюджета может быть скорректирован на основе сравнения уровней обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры через интегральный "коэффициент отставания" региона от среднего по России уровня обеспеченности. (Или наоборот - через коэффициент опережения). Тогда размер бюджета развития регионов будет тем больше, чем больше коэффициент отставания уровня социального развития региона от среднего.

Отметим также, что все указанные расчеты могут сначала производиться в удельном исчислении - в расчете на одного жителя региона. Это позволяет сравнивать планируемую бюджетную обеспеченность разных регионов.

Предлагаемые методические основы могут использоваться и для совершенствования межбюджетных отношений в каждом из субъектов Федерации при формировании и согласовании размеров бюджетов районов и городов на соответствующих уровнях.

 

3.3 Пути совершенствования межбюджетных отношений

 

Бюджетный кризис, поразивший страну на пути ее становления на рельсы рыночной экономики,  в значительной степени стал катализатором тех негативных тенденций, что мы наблюдаем на всех уровнях бюджетной системы.

Финансовый кризис  1998 года, поразивший страну, показал,  что финансовой и бюджетный кризис России, продолжавшийся с 1991 года,  пришел к своему логическому завершению. Огромные суммы заимствований, набранные за этот ряд лет, фактически “проедались” и не способствовали развитию экономики страны. 17 августа 1998 года Правительство РФ объявило себя банкротом в отношении оплаты внешнего  и внутреннего долга. Такое положение усугубило бюджетный кризис страны, что сделало до настоящего времени  невозможным привлечь внешние заемные средства, которые на протяжении ряда лет шли на покрытие дефицита бюджета. В таких условиях в 1999 году необходимо свести бюджетный дефицит к минимуму.

Анализ, проведенный во второй главе дипломной работы,  показал, что финансовый кризис, охвативший всю страну, не обошел стороной и Хабаровский край. Дефицит краевого бюджета составил: в 1995 году - 1,33% к расходам, в 1996 году – 35%, в 1997 году – 43 %. Покрытие  дефицита осуществлялось за счет заимствований из целевых фондов, за счет ссуды МФ РФ и  других заемных средств. В 1999 году прогнозируемый дефицит составил  - 17,5%. Исполнение расходов краевого бюджета составило: в 1995 году  –  93%, в 1996 году  – 89%, в 1997 году – 96%.

Одной из важнейших задач по исполнению бюджета 1999 года остаётся обеспечение устойчивого экономического роста.

Для этого  необходимо создать благоприятную обстановку для инвестиций,  продолжать  работу  по оживлению  промышленности,  начать  реализацию  активной промышленной политики, надежно гарантировать права  собственника и инвестора. Задача существенного снижения уровня  материального неравенства приобретает в 1999 году особое значение в связи с необходимостью вывода из глубокого кризиса отраслей  социального комплекса. Решение этих вопросов во многом  зависит  от    федеральных законодательных и исполнительных органов. Необходимо увеличить собираемость налогов “живыми” деньгами,  расширить и укрепить доходную базу бюджетов, упорядочить бюджетные  процедуры.

Ограниченность финансовых  ресурсов  и  назревшие  преобразования  в бюджетной сфере вызывают необходимость, с одной стороны -  уменьшить расходы, которые не являются первоочередными и  эффективными, а с другой стороны определить ограниченный  круг  приоритетов и усилить  контроль  за  рациональным  использованием  государственных средств. В 1998 году предлагалось перейти к  планированию расходов не на основе заявленных потребностей, а исходя  из возможностей бюджета. Однако краевой закон о минимальных финансовых нормативах финансирования бюджетных отраслей для краевой сети и бюджетов муниципальных образований к ноябрю 1998 года принят не был. Его применение после принятия в первоочередном порядке Законодательной Думой Хабаровского края  должно существенно повысить реальность составляемого бюджета на очередной год.

Важнейшим направлением совершенствования бюджетных процедур является реформа системы межбюджетных отношений. Определяющим условием её нормального  функционирования является  финансовый  контроль  со  стороны  краевого  центра  за  правильным  и  целесообразным  расходованием  средств  бюджетами  муниципальных  образований.

Необходимо найти оптимальное решение проблем бюджетного регулирования в крае. Первоочередными задачами в этой области остаются укрепление доходной базы местных бюджетов и установление прямой зависимости между выделением финансовой помощи из вышестоящего бюджета и выполнением заданий по мобилизации доходов в этот бюджет, сокращению недоимок, а также ходом реформ жилищно - коммунального хозяйства, восстановлением практики проведения ревизий бюджетов, получающих средства из вышестоящего бюджета.

Внедренная  в  начале  90-х  годов  методика  межбюджетных  отношений и  особенно  методика  определения  трансферта  из  фонда  финансовой  поддержки  регионов привела  к  разрушению бюджета края,  включая  местные бюджеты.

 Местные  бюджеты,  особенно  бюджеты  районов,  cельских  и  поселковых  образований  лишились  устойчивой  налоговой  базы.  В  эти  бюджеты  не  зачисляется  налог на прибыль  предприятий  из-за  отсутствия  самих  предприятий,  не  зачисляется  налог  на  добавленную  стоимость  из-за  низкого  процента  зачисления  этого  налога  в  бюджеты  районов,  почти  на  половину  сократилось  поступление  лесного  дохода  из-за  того,  что 40 %  его  будет  зачисляться  в  республиканский  бюджет,  нет  трансферта,  поскольку  выделяемый  из  республиканского  бюджета  трансферт  покрывает  разрыв  между  расходами  и  доходами,  согласованными  с  Министерством  финансов  республики    всего  на  15 - 20 процентов.

Например,  в  соответствии  с  установленным  Правительством  порядком  Министерством  финансов  РФ  проведено  согласование  с  администрацией  края  показателей  бюджета  края  на  1998  год  на  предмет  определения  трансферта.  Определены  параметры  минимального  консолидированного  бюджета  по  доходам  -  3,4  млрд.  рублей,  по  расходам  -  6,4  млрд.  рублей.  Недостающая  сумма  доходов  для  покрытия  расходов  составила  3  млрд.  рублей,  однако  Министерство  финансов  и  Правительство  республики  внесло  предложение  в  Государственную  Думу  об  установлении  трансферта  в  размере  930  млн.  рублей  и  это  предложение  было  утверждено.  В  результате  дефицит  бюджета  составил почти  2  млрд.  рублей.  Впоследствии  и  эта  сумма  трансферта  была  уменьшена  до  833  млн.  рублей,  а к ожидаемому  исполнению  до  374  млн.  рублей,   или   минимальная  потребность  в  покрытии  разрыва  между  доходами  и  расходами  будет  обеспечена  только  на  11  процентов.

По  состоянию  на  18  ноября  1998  года  трансферта  уже  получено  384  млн.  рублей. Это  значит,  что  бюджет  края  не  в  состоянии  погасить  задолженность  по  заработной  плате  и  не  в  состоянии  выплатить  ее  за  ноябрь  и  декабрь.

За  3 последних  года  бюджетная  система  края  недополучила  средств  на  покрытие  разрыва  5345  млн  рублей.  Это  больше  одного  среднегодового  бюджета  края  по  расходам (среднегодовой  бюджет  по  расходам  составляет  4888  млн  рублей).

Если  не  хватает  средств  на  финансирование  расходов,  они  откладываются  в долг.  На  1  января  1998  года  кредиторская  задолженность  бюджетных  учреждений,  коммунальных  организаций  и  задолженность  по  кредитам  под  северный  завоз,   на  сельское  хозяйство и  другие  отрасли,  которые  получены  в  Министерстве  Финансов  под  гарантию  краевого  бюджета,  составляют 4682,2 млн.  рублей.  Следовательно,  дефицит  бюджета  составляет  по  отношению к   доходной  части 128,8 процентов. Только  задолженность  по  заработной  плате  работников  бюджетных  учреждений  на  13  ноября  1998  года  составляла  538,6  млн.  рублей.  Не  погашена  еще  задолженность  по  ссуде,  полученной  в  1997  году  в  сумме  374,6  млн.  рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.